Гонки имеют такую же долгую историю, как и развитие автомобильной промышленности. Ещё когда появились первые автомобили, люди собирались, чтобы посмотреть на гонки этих удивительных творений.
В 1880-х годах был изобретен всем известный двигатель внутреннего сгорания, работающий на бензине. Это не только стимулировало развитие автомобильной промышленности, но и способствовало развитию гоночной культуры. Энтузиасты начали создавать гоночные трассы и получать на них лицензии. Однако такие трассы были временными — после проведения гонки трасса становилась обычной дорогой, и проведение гонок было запрещено.
В Японии у Гандзи Фудзимото возникла идея создать вечную гоночную трассу. В 1920-х годах он основал свою федерацию гонщиков и начал строительство трассы. В 1936 году состоялось открытие трассы «Тамагавк», и любители автомобилей и адреналина собрались для первой гонки. Так Фудзимото стал основоположником гоночной культуры, адреналина и скорости. В течение следующих 26 лет все гонщики собирались на этой трассе и участвовали в заездах.
Позже был построен всемирно известный автодром Сузука.
В 80–90-х годах началась «золотая эра» стритрейсинга.
В этот период сложились благоприятные условия для развития гонок, которые мы видим в фильмах вроде «Форсажа».
В то время японские автомобильные компании переосмысливали дизайн своих машин, стремясь привлечь широкую аудиторию молодых автолюбителей. Молодые люди особенно чувствительны к дизайну экстерьера автомобиля.
Так появились легендарные модели: Nissan R31 Skyline и Toyota Supra A70. В 1985 году Mazda представила третье поколение RX-7 — стильные и скоростные автомобили стали доступны обычным потребителям. Эти автомобили быстро завоевали популярность среди автолюбителей, и сотни энтузиастов отправились на городские трассы Токио и Осаки. Однако законодательство Японии не было готово к таким проблемам и не уделяло должного внимания безопасности на дорогах.
В результате у гонщиков не оставалось другого выбора, кроме как заполонить города своими роскошными и скоростными автомобилями.
Появление дрифтинга
Дрифт как способ преодоления поворотов возник, можно сказать, случайно. В 1970-х годах легендарный мотогонщик Кунимицу Такахаси пересел на четырехколесный автомобиль — Nissan Skyline. Несмотря на то, что управлять автомобилем было гораздо удобнее, чем мотоциклом, привычки мотогонщика сохранились. Кунимицу было непривычно входить в повороты — машину постоянно заносило.
Решением проблемы стало изменение техники прохождения поворотов с учётом особенностей автомобиля. Гонщик стал делать более острый угол при повороте, и это позволяло ему входить в дрифт. Именно благодаря этой особенности Такахаси выигрывал соревнования и привлекал большое внимание публики.
Технику дрифта стали совершенствовать, и ту, которую мы знаем сейчас, создал Кэйити Цутия в 80–90-х годах. Его до сих пор называют «королём дрифта», потому что его дрифт был неподражаем, точен и безошибочен. С тех пор именно дрифт стал визитной карточкой для стритрейсеров.
Виды уличных гонок
Наиболее популярные гонки проходят на горных трассах, где стритрейсеры могут продемонстрировать своё умение входить в дрифт. Появление таких гоночных трасс в Японии неслучайно: большая часть территории страны покрыта горным ландшафтом, на котором пролегают огромные дорожные сети, крутые обрывы, сложные развязки и многочисленные повороты.
Ещё одним популярным видом гонок является ZeroYon. В этой гонке, как и в американских драг-гонках, преимущество будет у тех, кто быстрее переключает передачи и имеет лучшие технические характеристики своего автомобиля. Суть гонки — заезд на 400-метровой прямой дороге с максимальным ускорением.
Гонки в черте города стали проблемой. Сейчас почти не встретишь гонщиков, которые могли бы спокойно выехать на такой заезд. Японское правительство серьёзно усугубило положение гонщиков, изменив законодательство и расставив сотни камер. Сегодня в Токио постоянно патрулируют полицейские автомобили, от которых скрыться почти невозможно. Они часто ездят без опознавательных знаков и ловят каждого нарушителя. Поэтому гонщики часто перебираются за черту города для участия в нелегальных заездах, но и там вероятность быть пойманным не уменьшается.
Однако стоит упомянуть причину столь напряжённой ситуации между гонщиками и полицией. Причина усиления надзора — страшная авария с участием Midnight Club в 1999 году, в результате которой погибло 7 человек. Полиция с особым рвением взялась за нелегальные гонки, но даже после распада клуба имена гонщиков не смогли узнать. Сейчас бывшие участники клуба живут обычной жизнью, а полиция с особым пристрастием относится к гонщикам. Проблему накалила и безумная популярность фильма «Форсаж».
Клубы японских гонщиков
Каждой популярной деятельности свойственно объединять людей, имеющих общие интересы. Стритрейсинг не является исключением. В «золотую эру» появилось множество клубов, каждый из которых имел свой стиль, опознавательные знаки и уникальные черты. Также у клубов был строгий «кодекс», который должны были соблюдать все участники. И дело не только в том, чтобы иметь качественный тюнингованный автомобиль. Некоторые клубы даже разработали свой кодекс чести, создав правила этики и морали для гонщиков. Конечно, они нарушали правила дорожного движения и закон о модификации автомобилей, но если возникала другая проблема, то члены автоклуба не попадали под подозрение.
Как мы уже узнали, для страны самураев честь и этикет — не пустые слова. До 1999 года самым известным клубом был Midnight Club. Членство в этом клубе было видно по особым наклейкам на бампере автомобиля. Ходили слухи о том, что некоторые люди начали клеить похожие стикеры на свои машины. Но чаще всего владельцы этих автомобилей с «ложным членством в клубе» находили свои машины изуродованными и похожими на вторсырье или металлолом. Поэтому обман мог стоить лжецу автомобиля.
Интересный факт
В голливудских фильмах гонщики перед стартом всегда обмениваются оскорблениями или говорят что-то неуместное. Этот образ прочно засел в сознании многих людей. Однако это не относится к японским стритрейсерам. Для них честь и уважение к сопернику важнее всего. И потом, за них говорят машины и победы.