Норманисты и всякого рода обожатели и превозносители роли скандинавов в истории Руси очень любят рассказывать о том, как великие викинги — предки современных датчан, шведов и норвежцев — бороздили на своих дракарах просторы морей и пересекали по рекам во все стороны западную часть континента Евразия, совершая грабительские набеги на разные страны и народы.
Мало кто знает, что на Балтике эти самые грозные викинги в буквальном смысле слова щемились от прибалтийских славян, которые с превеликим удовольствием на кораблях грабили самое сердце норманнов — Данию. К прибалтийским славянам относятся полабские славяне (н.-луж. Połobske Słowjany, пол. Słowianie połabscy, кашуб. Pòłabsczi Słowiónie) и поморяне из большой группы западнолехитских племён западных славян.
Много интересного по этому поводу сообщает замечательный автор по имени Гельмольд из Босау (нем. Helmold von Bosau, лат. Helmoldus Bozoviensis или Helmoldus Bosvienensis; 1120—1177), написавший в 1163—1172 годах по поручению первого католического епископа Любека Герольда Ольденбургского на латинском языке великолепную «Славянскую хронику».
В первой книге Гельмольд сообщает, что норманны — они же даны, свеоны (шведы) и норвеги (I.7) — населяют северные берега Балтики, тогда как многочисленные славянские племена обитают на его южном побережье — в Славянии (I.1, 9, 14) или Славии (I.5, 12, 15, 16, 18, 19, 21, 22, 34, 46, 47 и мн.др.). Славяния состояла из 18 округов (I.14). Среди перечисляемых им прибалтийских славян нам будут особенно интересны четыре племени лютичей, прозванных так за свою храбрость, ободриты или бодричи, вагры и самые сильные среди всех славян островные руяне, которых боятся все (I.2, 6, 21).
Гельмольд указывает, что эти славяне всё время нападают на своих западных и северных соседей — саксов и данов (т.е. викингов или норманнов) — и вообще живут разбоем и постоянно передвигаются (I.2). Морским набегам подчинён весь уклад жизни этих балтийских славян:
Они не затрудняют себя постройкой домов, предпочитая сплетать себе хижины из прутьев... И когда бы ни раздался клич военной тревоги, они прячут в ямы всё своё, уже раньше очищенное от мякины, зерно и золото, и серебро, и всякие драгоценности. Женщин же и детей укрывают в крепостях или... лесах, так что неприятелю ничего не остаётся на разграбление, — одни только шалаши. (II.13)
Неплохая такая затравочка про бедных, забитых, сирых и убогих и угнетаемых могущественными германцами и особенно викингами славян... Но это только начало...
Остров руян (сейчас Рюген) является культовым центром всех славян Балтики и сюда же приплывают купеческие суда (I.6). Море вокруг Рюгена богато селдью, за разрешение на вылов которой огромное количество приплывающих сюда купцов делают взносы в храмовую казну руян. Главный город руян — Аркона (II.12).
Сами славяне плавают торговать с данами, норвегами и пруссами из Самбии на остров готов Бирка в центре Швеции (I.8). Раны или руны или руяне — это кровожадное и воинственное и самое главное племя из всех славян, знаменитое своих языческим храмом. Руяне почитают своих жрецов больше, чем своего короля, и нападают на те или иные земли по результатам гадания в храме (I.36):
Благодаря особому почитанию этого храма, они пользуются наибольшим уважением и, на многих налагая дань, сами никакой дани не платят, будучи неприступны из-за трудностей своего месторасположения. Народы, которые они подчинили себе оружием, принуждаются ими к уплате дани их храму. Жреца они почитают больше, чем короля. Войско своё они направляют, куда гадание покажет, а одерживая победу, золото и серебро относят в казну бога своего, остальное же делят между собой.
Раны/руны/руяне вместо денег пользуются кусками полотна, на которые меняют другие товары, а добытое в грабежах или как выкуп за пленённых заложников золото и серебро либо отдают в храм своего бога, либо переплавляют на украшения своих женщин. (I.38)
Столицей славянской Вагрии был приморский город Альденбург (I.2) или по-славянски Старгард, т.е. Старый Город на крайнем западе Славии — когда-то главный город всей Славии на Балтике (I.12). Жители расположенного на границе земель данов и саксов Старгарда были храбрейшими из мужей и не только принимали войны соседей, но и сами первыми начинали их, а его князья правили не только Вагрией, но и бодричами и лютичами (I.12). Помимо войны и грабежей вагры и бодричи управлялись князьями, практиковали пахотное земледелие с плугом и парой волов или одной лошадью, выращивали зерно, в частности, рожь, лён и использовали в обращении серебряные монеты из чистого серебра (I.12, 14, 18, 87). Граница между Саксонией и Вагрией проходила по реке Свале — впадающему в Лабу (Альбию или Эльбу) притоку р. Стыри (Штер) (I.25). Там на острове посередине озера находилась крепость вагров Плуня или по-немецки Плёен, к которой вёл только один мост (I.25). Для штурма крепостей славяне использовали различные осадные машины (I.25) и ходили в бой под знамёнами со своими князьями (I.38).
Вот тебе и дикие разбойники...
В 1001 г. славяне между Эльбой (Альбией) и Одером (Одрой) подняли восстание против порабощавших их 70 лет германцев, разорили саксонскую Нордальбингию, разрушили и сожгли все построенные в их землях церкви и предали лютой смерти всех священников в столице Вагрии Альденбурге (I.16):
Перерезав всех их, как скот, 60 священников они оставили на поругание... разрезав железом кожу на голове в форме креста, вскрыли, таким образом, у каждого мозг, потом связали им руки за спиной и так водили исповедников божьих по всем славянским городам, пока они не умерли.
Ох, всё-таки не стоило германцам злить славян...
А вот ещё отличное описание покорных и смиренных, забитых и жалких полабских славян у Гельмольда (I.52):
Славянскому народу свойственна ненасытная жестокость, почему они не переносят мира и тревожат и с суши и с моря примыкающие к ним страны. Трудно описать, какие мучения они христианам причиняли, когда вырывали у них внутренности и наворачивали на кол, распинали их на крестах, издеваясь над этим символом нашего искупления. Самых великих преступников они присуждают к распятию на кресте; тех же, которых оставляют себе, чтобы их потом за деньги выкупили, такими истязаниями мучают и в таких цепях и оковах держат, что незнающий едва и представить себе может.
Гельмольд указывает, что проблема четырёх племён лютичей заключается в том, что они сражаются между собой из-за споров "о первенстве в храбрости и могуществе" и желании каждого племени господствовать над другими — и при этом в этих междоусобных войнах с каждой стороны погибают многие тысячи воинов, а те или иные славянские князья привлекают себе на помощь данов, саксов и ободритов или бодричей (I.21).
Славяне поклоняются богам отдельных племенных союзов: в Альденбурге это Прове, в Плуне — Подага, у полабов — богиня Жива, у бодричей — Редегаст. Но это всё — меньшие божества, а верховным богом славян является бог руян Святовит (II.12).
Святовит, бог земли руянской, занял первое место среди всех божеств славянских... Поэтому и в наше время не только вагрская земля, но и все другие славянские земли посылали сюда ежегодно приношения, почитая его богом богов.
Ему ежегодно приносят в жертву выбранного по жребию христианина (II.12). Его тёмным оппонентом является Чернобог. Другим божествам славяне жертвуют волов, овец и христиан. (I.52, 69, 83)
Многих богов они вырезают с двумя, тремя и больше головами.
За попытку принявшего католичество славянского князя бодричей Готшалка (1043—1066) навязать своим подданным сверху христианство он был убит (I.22). Епископа Иоана славяне схватили и принесли в жертву богу Редегасту в одной из славянских столиц городе Ретре (I.23):
Он был избит палками, потом его водили на поругание по всем славянским городам, а когда невозможно было заставить его отречься от имени Христова, варвары отрубили ему руки и ноги, тело выбросили на дорогу, голову же отсекли и, воткнув на копьё, принесли её в жертву богу своему Редегасту.
Город Ретра с девятью воротами находился в земле лютичей у реки Пены на большом и глубоком озере и славился среди славян большим языческим храмом для богов, изображение главного из которых — Редегаста — было сделано из золота на пурпурном ложе. Пройти в храм можно было только по деревянному мосту. (I.2)
Жену князя Готшалка — дочь датского короля — славяне выгнали из главного города бодричей Микилинбурга голой вместе с другими женщинами. После этого они разрушили до основания крепость Гамбург в Саксонии, предали огню и мечу всю его округу, перебив или уведя в плен всех жителей, а затем напали на Данию и так же до основания разрушили город Шлезвиг или Гейдебо. Таким образом они обеспечили себе политическую и религиозную свободу на 84 года (I.24).
Убив прежде всего Готшалка, они разрушили нордальбингскую землю [в Саксонии], славяне сбросили вооружённой рукой [германо-католическое] иго и с таким упорством старались отстоять свою свободу, что предпочитали лучше умирать, чем снова принимать христианство, и платить дани саксонским князьям. Такое злополучие навлекла на саксов, конечно, их несчастная жадность... Они... обложили славянские народы, которые они войнами и соглашениями себе подчинили, столькими данями, что горькая необходимость побудила тех противиться божеским законам и игу князей. (I.25)
Потом в 1075 г. славяне взяли измором старшего сына Готшалка князя Бутуя (по-славянски — Будивоя), разграбив предварительно его крепости, в Плуне на границе с Саксонией, и убили его вместе с его сторонниками и приглашёнными им отборными германскими воинами племени бардов (I.25—26). Возглавлявший восставших князь Крут подчинил себе всех славян, обложил данью всю Нордальбингию в Саксонии и до такой степени разорил саксов, убивая и уводя их в плен, что они стали мигрировать семьями в другие места (I.26).
В правление князя славян Крута (1066—1093) младший сын прежнего князя Готшалка от датской принцессы по имени Генрих три раза совершал набеги на кораблях данов и славян на Альденбург в Вагрии и на все прибрежные области Славии, вывозя оттуда большую добычу. Чтобы прекратить эти нападения, престарелый Крут пригласил Генриха вернуться и дал ему землю для поселения, но молодая жена Крута Славина решила избавиться от старика, его заманили на пир к Генриху и там убили. Генрих взял в жёны Славину, стал новым князем славян (1093—1127) и признал своим господином герцога Саксонии (1072—1106) Магнуса, который приходился ему двоюродным братом. Магнус пришёл к нему со своим войском, разгромил желавших свергнуть Генриха полабских славян и заставил их платить ему дань. Но по-прежнему ни одной католической церкви и ни одного священника в Славии — в землях вагров, лютичей и бодричей — не было, кроме Старого Любека или Любицы у впадения Швартау в р. Травну, у самого её устья, где предпочитал жить Генрих. (I.34, 41, 46).
В 1110 г. большое войско ран или руян с острова Рюген подошло на кораблях по руслу Травны, напало на Любек, высадило конницу с кораблей для грабежа Вагрии и Нордальбингии, было разбито Генрихом и руяне начали платить ему дань вместе с ваграми, полабами, бодричами, лютичами, поморянами и всеми славянами между Альбией/Эльбой/Лабой и Полонией/Польшей, а Генрих стал королём славян и саксов Нордальбингии. (I.36).
Но раны/руны/руяне не успокоились и убили сына Генриха Вольдемара. В отместку в 1123 г. Генрих собрал огромное войско из всех подвластных ему славян и авангарда из 1600 приглашённых саксов Нордальбингии, по льду перешёл узкий морской пролив между южным побережьем Балтики и островом руян, сжёг прибрежные поселения островитян, заставил их капитулировать без боя, договорился с ними о выплате ими 4400 марок дани, взял заложников, вернулся домой и распустил свои войска. Но посланные им сборщики дани смогли собрать с руян только 2200 марок из-за редкости у них денег, поэтому в 1124 г. он объединился с герцогом Саксонии и снова пошёл войной на остров. Однако из-за потепления лёд в проливе стал тонким и Генриху пришлось вернуться ни с чем, едва избегнув смерти, а вскоре после этого он умер (I.38).
Гельмольд далее сообщает, что после смерти Генриха в 1127 г. его сыновья Святополк и Кнут начали сражаться между собой и утратили власть над данниками. (I.46, 48). Святополк убил Кнута в городе Лютилинбурге и с войском из саксов Нордальбингии подчинил себе бодричей и хижан, вернулся в Любек и отпустил саксов (I.48). В 1129 г. приплывшие на кораблях раны/руны/руяне напали на Любек, захватили и сам город, и его крепость, Святополк бежал и вскоре он и его сын были убиты. (I.48)
Королём славян стал Кнут Лавард, сын короля данов Эрика I Доброго (1095— 1103), купивший себе оставшийся незанятым престол Бодрицкого государства у короля Германии (1125—1137) Лотаря за большие деньги. Получив от Лотаря титул короля бодричей, Кнут вторгся в Вагрию с саксами, построил поселение и крепость на горе Альберг, опустошил землю славян, захватил племянника умершего Генриха Прибислава и заставил его стать своим вассалом (I.49). Но в 1131 г. Кнута убил его двоюродный брат Магнус Сильный, сын короля данов. (I.50) После смерти короля бодричей Кнута ваграми и полабами стал править Прибислав (1131— после 1156), а бодричами — Никлот (1131—1160). (I.52)
Затем император Германии (1133—1137) Лотарь построил в Вагрии крепость Зигеберг на той же горе Альберг и начал из неё обращать славян в католицизм. (I.53—54) После его смерти князь вагров и полабов Прибислав из Любека разрушил населённые саксами поселения вокруг Зигеберга и его предместье и сжёг построенные здесь церковь и монастырь. В отсутствие Прибислава его враг из рода Крута по имени Раце разрушил крепость Любека и её окрестности (I.55).
Граф Голштинии в Саксонии (1138—1139) по имени Генрих фон Бадевиде со своими саксами зимой вторгся в Славию и разорил и выжег все земли за пределами славянских укреплений вокруг славянских крепостей Плуня, Лютилинбург и Альденбург и вообще между Балтийским морем и реками Свала и Травна. Летом следующего года саксы смогли взять славянскую крепость Плуню и перебили её обитателей, а также частыми набегами превратили земли славян в пустыню. (I.56) Вагрией из Зигеберга стал править граф Адольф (1142—1164), а Полабией из Рацисбурга — герцог Саксонии (1142—1180) Генрих Лев. (I.56) Граф Вагрии Адольф отстроил заново замок Зигеберг, возвёл вокруг него каменную стену, заново отстроил Любек в 1143/1144 гг. и населил страну колонистами со всей Германии, а славян Вагрии сделал своими данниками и переселил в Альденбург, Лютилинбург и на побережье Балтийского моря. А с князем бодричей Никлотом он заключил союз. (I.57)
Славяне-язычники Вагрии страдали от сильного угнетения (I.83):
Государи наши так жестоко поступают с нами, что из-за платежей и тягчайшей неволи смерть кажется нам лучше, чем жизнь. Вот в этом году мы, жители этого маленького уголка, уплатили тысячу марок герцогу, потом столько-то сотен марок графу, и этого ещё мало, ежедневно нас надувают и обременяют вплоть до полного разграбления.
Как сообщает далее Гельмольд, светские и церковные феодалы Германии решили выступить в общий крестовый поход против бодричей и лютичей (нем. Wendenkreuzzug). Князь бодричей Никлот для обороны возвёл замок Дубин (I.62), а потом атаковал первым. В 1147 г. он тайно на морских кораблях перевёз своё войско к устью Травны в Вагрии, поднялся вверх по реке, разрушил посад Любека, сжёг корабли с товарами в его гавани, перебил купцов и священников, двумя высаженными с кораблей конными отрядами до 3000 бойцов опустошил всю Вагрию, в том числе предместье Зигеберга, истребил пытавшихся сопротивляться немецких колонистов, взял в плен их жён и детей и сжёг их дома. Когда славяне узнали о приближении графа Адольфа, они вернулись на свои корабли с награбленной добычей и пленными и уплыли домой. (I.63—64)
В ответ крестоносцы Саксонии и Дании в 1147 г. осадили в Славии крепости Дубин и Димин, но смогли лишь добиться согласия славян принять католицизм и выдать пленных. (I.65)
Многие притворно приняли крещение, а из плена отпустили всех стариков и непригодных, остальных же, которые здоровьем были крепче и более приспособлены для работы, задержали.
Граф Голштинии в Саксонии Адольф II возобновил союз с князем бодричей Никлотом и другими полабскими славянами. (I.66) Он помог ему разорить и выжечь земли прекративших платить Никлоту дань хижан и черезпенян, заплатить огромный выкуп и заставить снова согласиться на выплату дани. (I.71) Граф Адольф отстроил заново крепость и город Плуню в Вагрии и заселил их и окрестности саксами, а славяне "постепенно убывали в этой земле" (I.83).
Хотя герцог Саксонии Генрих Лев продолжал совершать походы в Славию и в Полабии были построены католические храмы, славяне не прекращали грабить земли викингов/норманнов Дании. (I.68, 83)
Всё ещё поклонялись идолам, а не богу, и предпринимали разбойничьи набеги на земли данов... Невозможно было удержать славян от грабежей, ибо они все время переплывали море и опустошали землю данов.
Поэтому в 1159 г. король Дании Вальдемар (1157—1182) попросил герцога Саксонии (1142—1180) и Баварии (1156—1180) Генриха Льва за 1000 марок серебра помочь ему установить мир с прибалтийскими "славянами, которые беспрерывно опустошали его государство". По приказу Генриха Льва князь бодричей Никлот и другие славяне явились к его двору и обязались соблюдать мир с данами и саксами в его отсутствие из-за войны в Италии. Чтобы это не оказалось пустым обещанием, Генрих Лев потребовал от славян перевести в гавань Любека, который в Вагрии в 1158 г. ему уступил граф Адольф (I.85), все морские суда славян. Но славяне схитрили. (I.86)
Они же по причине обычной своей безрассудной отваги, а также из-за близости итальянского похода, представили лишь небольшое количество кораблей, и притом самых старых, ловко утаив все остальные, годные для войны.
Тогда же граф Адольф отбыл в Англию. Воспользовавшись их отсутствием, славяне нарушили присягу и стали опять нападать на Данию. Вернувшись, Генрих Лев потребовал их явиться ко своему двору, но князь бодричей Никлот первым послал своих сыновей Прибислава и Вартислава напасть на Любек в Вагрии, но это нападение сорвалось. (I.86)
В отместку Генрих Лев со своими войсками вторгся в Славию, разграбил и выжег её. Сам Никлот сжёг свои крепости Илово, Микилинбург, Зверин (— теперь Шверин) и Добин, сосредоточил все свои силы в Вурле на реке Варне и отсюда вёл партизанскую войну, но в 1160 г. попал в засаду и погиб. Прибислав (1160—1178) и Вартислав (1160—1164) сожгли Вурле и с семьями бежали на кораблях. Генрих Лев заключил с ними мир, вернул им Вурле, а земли бодричей разделил и раздал своим рыцарям. Славянские крепости Миликово, Куцин, Зверин, Илово, Микилинбург стали замками немецких светских и духовных феодалов и колонистов. (I.87, 91, 93)
Славянам, которые продолжали оставаться в земле вагров, полабов, бодричей и хижан, герцог повелел, чтобы они платили поборы епископу, как их платят у полонов и поморян.
Восточной частью Славии стал править маркграф Бранденбургский Адальберт или Альбрехт Медведь (1157—1170) и, когда в его владениях "славяне мало-помалу стали убывать", он заселил их приглашёнными колонистами из других германских земель. (I.88)
Славяне частью перебиты, частью изгнаны, а сюда пришли выведенные от пределов океана народы сильные и бесчисленные и получили славянские земли, и построили города и церкви, и разбогатели сверх всякой меры.
Как Вам окончательное решение славянского вопроса по-бранденбургски?
Между тем сыновья князя бодричей Никлота Прибислав и Вартислав не оставили попыток отбить у католических германцев все свои наследственные владения, а не править только племенными союзами хижан и черезпенян. Герцог Саксонии и Баварии Генрих Лев осадил Вартислава в крепости Вурле, а Прибислав укрался в лесах и стал вести оттуда партизанскую войну. Во время осады Вартислав был тяжело ранен стрелой из подведённой к крепостному валу штурмовой башни. Подкопы под стены замка стали разрушать их и Вартислав сдался. (I.92)
Далее Гельмольд сообщает, что старший сын князя бодричей Никлота Прибислав (1160—1178) перебил всех мужчин в замке Микилинбург и сжёг его, а женщин и детей увёл в плен. Но замок Илово он отбить не смог и отступил. (II.2) Потом Прибислав вынудил уйти без боя немецкий гарнизон Куцина и занял крепость. (II.3) Герцог Саксонии и Баварии Генрих Лев призвал своих германских союзников и датчан и напал на Славию, а также в 1164 г. казнил находившегося в заложниках младшего сына князя бодричей Никлота Вартислава. Сыновья поморского князя Вартислава I Богуслав (1156—1187) и Казимир (1155/1156—1180) вместе с князем бодричей Прибиславом сожгли свой город Димин и с боями отступили. (II.4)
Вся земля бодричей и соседние области, принадлежавшие Бодрицкому государству, из-за непрерывных войн... по милости Господа... были целиком обращены в пустыню. И если ещё оставались какие-нибудь последние обломки от народа славянского, то вследствие недостатка в хлебе и запустения полей они были настолько изнурены от голода, что вынуждены были толпами уходить к поморянам или в Данию, а те безжалостно продавали их полонам [полякам], сорабам [сербам] и богемцам [чехам]. (II.5)
Король Дании Вальдемар заплатил много денег герцогу Саксонии и Баварии Генриху Льву за то, чтобы он прекратил нападения славян Балтики с моря на датские владения, и заключил с ним соглашение о разделе добычи во время совместных полодов. (II.6)
И начали заселяться все морские острова, принадлежавшие Данскому королевству, потому что морские разбойники исчезли, а корабли их были уничтожены.
Князь бодричей Прибислав в 1167 г. признал себя вассалом Генриха Льва и в этом качестве вернулся править своим народом. (II.7) Генрих Лев приказал ему и князьям поморян Казимиру и Богуславу присоединиться к армии и флоту короля Дании Вальдемара для захвата земли руян. Захватив с их помощью остров руян в 1168 г., Вальдемар разрушил святилище их бога Святовита, разбил на куски и сжёг его идол, разграбил храмовую казну, собрал с руян большую дань, построил 12 церквей, начал обращать островитян в католичество и крестил их князя (1141—1168) и теперь короля (1168—1218) Яромара. После этого датчане взяли заложников и уплыли с острова. (II.12—13)
Однако Вальдемар нарушил договор с Генрихом Львом и не поделился с ним взятыми у руян добычей и выкупом. Взбешённый отказом герцог просто сказал славянам "фас!" и что тут началось... (II.13):
Герцог... призвал князей славянских и повелел, чтобы они отомстили данам. Будучи призваны, они сказали: «Мы готовы», — и с радостью повиновались... И открылись запоры и ворота, которыми раньше было закрыто море, и оно прорвалось, стремясь, затопляя и угрожая разорением многим данским островам и приморским областям. И разбойники опять отстроили свои корабли и заняли богатые острова в земле данской. И после длительного голода славяне насытились богатствами данов, растолстели... разжирели, вширь раздались! ... В Микилинбурге в рыночные дни насчитывалось пленных данов до 700 душ и все были выставлены на продажу, лишь бы только хватило покупателей.
Всего через две недели славяне опустошили Данию, разрушили церкви, перебили сопротивлявшихся и забрали остальных в плен. Датчане пытались ответить нападением на Альденбург в Вагрии и земли черезпенян, но славяне пошли вслед за ними в Данию "и свой ущерб возместили местью, в девять раз большей". (II.13)
Ну что за золото эти балтийские славяне!
А вот ещё просто замечательное для камлающих в бубен норманизма скандинавофилов сообщение про этих же славян:
Нападения данов они ни во что не ставят, напротив, даже считают удовольствием для себя вступать с ними в рукопашный бой. (II.13)
Чёрт побери, эти вагры, лютичи, бодричи, руяне и поморяне — просто прелесть!
Все эти славяне — прирождённые мореходы и морские разбойники:
Вплоть до недавнего времени... совершенно пренебрегая выгодами земледелия, они свои всегда готовые к бою руки направляли на морские вылазки... все свои богатства полагая в кораблях. (II.13)
Король Дании Вальдемар очень быстро понял свою ошибку, отдал Генриху Льву половину всего взятого у руян и герцог снова запретил славянам нападать на данов. А дальше... просто представьте себе эту комическую сцену:
И опечалились лица славян из-за этого соглашения государей. (II.13)
По-моему, сакс Гельмольд просто стебётся в своей хронике над великими и могучими викингами Дании.
Ну а у самих славян всё стало плохо: руяны начали платить дань Генриху Льву, территория всей Славии превратилась в одну большу колонию саксов. (II.13)
Предварительные гипотезы:
- варяги Повести временных лет — это вагры из Вагрии (Варягии)
- Русь Повести временных лет — это руяне/вагры/лютичи/бодричи
- варяги после призвания Рюрика основали город под названием Новгород, потому что их собственный город в Вагрии назывался Старгород (Старгард)
- сын предводителя варяжской дружины Игоря, Ольги, Святослава и Ярополка Свенельда звался Лютом в Повести временных лет — это указывает на связь варягов и Руси с южнобалтийскими лютичами
- принесение в жертву богам выбранного по жребию христианина — одинаковое у полабских славян и у киевлян по Повести временных лет
Будем проверять.
Ну и вдогонку — один из приморских городов ободритов/бодричей назывался... внимание... та-дам!