Конкретную личность отличают индивидуальные желания и устремления. Но откуда они берутся? Нетрудно увидеть, что они формируются под воздействием внутренних психологических качеств, определяющих жизненный интерес каждого человека. Так же желания и устремления личности формируются под воздействием возможностей их реализации среди социального окружения, составной частью которого является конкретная личность.
В каждом из нас скрывается две личности: одна личность – эмоционально-художественная, а другая – интеллектуальная, деловая и служебная.
Это связано не с биполярным расстройством идентичности, а с работой мозга. За интеллект отвечает неокортекс, а за эмоциональную сферу – лимбическая система. Согласованная работа мозга позволяет «личностям» взаимодействовать и счастливо сосуществовать.
Однако часто бывает, что одна «личность» подавляет другую. Такой противоестественный перекос И.П. Павлов назвал художественным и мыслительным типом, а также выделил смешанные типы на их основе. На самом деле, не бывает чистого мыслительного и чистого художественного типа. Вопрос в этом случае стоит о превалировании одного над другим и о самоидентификации человека (кем он себя считает).
Павлов исходил из распространенного в психологии представления об устойчивости психологических типов. Такая теория играла важную роль в дореволюционной профессиональной и сословной самоидентификации работников. На самом деле, разделение на мыслителей (физиков) и художников (лириков) очень условно. Мы имеем востребованную социумом личность с перекосом на ту или иную форму деятельности и востребованным обществом способом мышления.
Теперь, когда многие профессии оказываются не востребованы из-за бурного развития ИИ, самое время вспомнить о изначальном предназначении человека, для которого он и был создан. Можно также вспомнить о распространенной в советское время идиологеме, что целью коммунистического воспитания является всесторонне развитая личность.
Но ныне распространены конформисты. Они стремятся «не высовываться» и жить спокойно и незаметно. Что толку мечтать о чем-то, или желать чего-то, если нет возможности реализовать эти мечты и желания. Так думает большинство индивидов. И потому не травят душу, не надрывает ее излишними фантазиями. И совершенно зря.
Мечты и фантазии окрыляют и одухотворяют личность. Они возникают не просто так. Как не парадоксально дети в большей степени подвержены бесплодным мечтаниям, чем взрослые. И они счастливы.
Взрослые слишком прагматичны. Они, наученные горьким опытом, уже не помышляют о высоком и возвышенном, чтобы не разочаровываться. Они, очевидно, руководствуются представлениями, что лучше не мечтать о полете, тогда не придется падать. Но расхожая житейская мудрость не совсем права.
Когда человек мечтает, и делает это настойчиво, он реализует важную свою жизненную потребность – учится. В данном случае он учится фантазировать. И это прекрасно!
Когда мы грезим о чем-то, фантазируем, или мечтаем, мы выстраиваем в своем воображении умозрительные представления о желаемом. И тут дело даже не в том, что сбудутся ли наши мечты, или нет. Человек с самого своего рождения живет в придуманном мире. Этот мир отличается от природного мира, в котором живут звери, как Небо от Земли.
Этот мир придуман нами! В смысле людьми. Наши предки и предшественники много и упорно мечтали, прежде чем появилось то или иное изобретение, или нововведение. Эти изобретения и нововведения после своей реализации в материальной жизни являлись, в свою очередь, отправной точкой для движений мысли потомков. Правильно гласит пословица: мы стоим на плечах своих предков.
С самого раннего возраста ребенок при помощи речи (внешней и внутренней) постигает смысл и значение помыслов и деяний своих предков. А постигнув, став взрослым, пытается их превзойти и улучшить. Так устроен человек – он видит смысл своей жизни в постоянном улучшении и переделывании придуманного им мира.
Благодаря этому качеству человечество из века в век накапливает знания, становится объективно сильнее.
Однако мечты о материальном сильно замедляют процесс мышления; они приземляют сознание человека до физического плана бытия. Чтобы раскрепостить творческую фантазию индивиду надо отбросить ограничения и оторваться от бренной земли.
Поскольку за каждым изобретением и нововведением стоит мысль человека, то человеку будущего надо научится оперировать только мыслью, не заточая ее постоянно, вопреки собственному желанию, в темницу материального мира.
Тогда процесс переделки придуманного мира ускорится и пойдет значительно быстрее. Индивидуальная фантазия, окрыленная творческой интуицией, способна создавать волшебные замки. Человек способен в этих замках жить, полностью оторвавшись от материальной действительности. И это будет происходит вопреки императиву: «не отрывайся от действительности».
Зачем нам Голливуд, со своими дешевыми эффектами, примитивным сюжетом и банальными поучениями, когда в собственной голове мы можем создавать собственную виртуальную реальность. И главным героем будем мы сами; при этом сценаристами и режиссерами фильма с нашим непосредственным участием.