Последняя российская императрица Александра Федоровна просто обожала цветы и постоянно окружала себя ими. Об этой страсти царицы писала в своих воспоминаниях, к примеру, одна из ее близких подруг – Юлия Ден.
Гостиная Ее Величества, известная как Лиловый будуар Императрицы, представляла собой чудную комнату, где можно было наблюдать пристрастие хозяйки ко всем оттенкам лилового цвета. Весной и в зимнее время воздух в ней был пронизан ароматами сирени и ландышей, которые целыми корзинами присылали во Дворец с Ривьеры... Вторая гостиная представляла собой просторную комнату, где предметы убранства и обивка мебели были всех оттенков зеленого цвета. По желанию Ее Величества в углу была пристроена небольшая лесенка и антресоли, которые весной утопали в фиалках.
Розы Александры Федоровны
По воспоминаниям современников, предпочтение Александра Федоровна отдавала цветам с ярко выраженным ароматом. Помимо сирени, ландышей и фиалок, императрица обожала розы.
Известно, что даже любимыми духами Александры Федоровны были духи «Белая роза» фабрики «Аткинсон». Розы окружали супругу Николая II везде – в Петербурге, Европе, в Крыму. В Александровский дворец, основную резиденцию императорской семьи в Царском Селе ежедневно доставляли букеты из Крыма или царскосельской оранжереи.
Подарок любящего супруга
Зная о любви Александры Федоровны к розам, Николай II однажды сделал ей очень необычный и поистине роскошный подарок. К коронации супруги император заказал для нее в мастерской Фаберже очень дорогую бриллиантовую брошь в виде розы.
Для изготовления этого украшения один из лучших ювелиров фирмы - Август-Вильгельм Хольмстрем, использовал сразу два вида золота – белое и желтое. Бриллианты мастер также взял двух цветов – обычные, бесцветные и цветные желтые.
Согласно эскизу, утвержденному Николаем II, бесцветными бриллиантами предполагалось украсить листочки розы и нераспустившийся бутон. Желтыми алмазами решено было оформить лепестки распустившейся розы. В центре цветка при этом Хольмстрем запланировал расположить большой желтый бриллиант.
Поскольку дизайн броши был выбран очень сложный, изготовление ее затянулось практически на год. К работе мастер приступил в начале июня 1895 г. Закончена же брошь была непосредственно перед коронацией, которая состоялась в мае, 14 числа 1896 г.
Второй желтый бриллиант
Дизайн готовой розы несколько отличался от ранее утвержденного императором эскиза. Нераскрывшийся бутон Хольмстрем сделал не из мелких бесцветных алмазов, как предполагалось, а из одного крупного желтого бриллианта. Оба больших алмаза, использованных в украшении, имели вес в 22 карата.
Известно о том, что мастер внес изменения в дизайн броши в процессе ее изготовления, стало, благодаря сохранившимся фото украшения из каталога 1922 г, изданного Алмазным фондом.
После революции, как и многие другие царские драгоценности, бриллиантовая роза была изъята, а затем, скорее всего, разобрана и продана за границу по цене металла и алмазов. Комиссия Гохрана, к сожалению, не признала это украшение настолько исторически и художественно ценным, чтобы его можно было оставить в экспозиции Алмазного фонда.
Почему именно Хольмстрем изменил дизайн нераскрывшегося бутона в броши, доподлинно неизвестно. Скорее всего, в запасниках мастерской Фаберже изначально не было сразу двух крупных желтых бриллиантов. Такие камни, как известно, представляют собой огромную редкость. В последующем камень, возможно, удалось приобрести, и мастер использовал его в своей работе.
Может быть также, изготавливая розу, ювелир просто решил, что желтый бутончик будет смотреться в украшении гармоничнее, и Николаю II эта идея понравилась. В любом случае на свою коронацию Александра Федоровна получила от супруга просто роскошный подарок.
По сохранившимся воспоминаниям, роза Фаберже была изготовлена практически в натуральную величину. Помимо двух крупных желтых бриллиантов при ее оформлении Хольмстрем использовал около 500 мелких бесцветных алмазов. Соответственно, брошка получилась довольно-таки тяжелой.
Александра Федоровна, хотя и любила драгоценности, а в особенности бриллианты, это украшение надевала нечасто. Причиной этого, видимо, был именно достаточно большой вес броши. В любом случае портретов или фото Александры Федоровны с этим украшением не сохранилось.
Реплика
В 70-е годы прошлого века советские мастера создали реплику броши-розы Фаберже. Ныне это украшение хранится в Алмазном фонде. При изготовлении розы ювелир Виктор Николаев вдохновлялся украшением царских времен. Но дизайн броши он все же выбрал несколько другой – более реалистичный. При этом при изготовлении бриллиантового украшения Виктор Николаев использовал не золото, а платину.
Это позволило сделать каркас броши более тонким, а само изделие – более изящным. Но тем не менее вес украшения все равно получился значительным – 220 грамм. Все части розы Виктор Николаев закрепил на маленьких пружинках. Поэтому при передвижении лепестки колышутся и дрожат, переливаясь алмазными радужными искрами.
Созданная в 70-х брошка получилась настолько красивой, что ее неоднократно пытались выкупить у музея. Одна из западных компаний в 90-х была при этом достаточно настойчивой. Владельцы этой крупной фирмы решили сделать бриллиантовую розу символом своего бизнеса. Интересным можно считать то, что роза Николаева была изготовлена к 100-летию Владимира Ленина. Видимо, в том числе и поэтому, Алмазный фонд отказался ее продавать.