Успенский Брусенский монастырь находится внутри древнего Коломенского кремля. Обитель была основана при Иване Грозном, о чем напоминает древний шатровый храм Успения Пресвятой Богородицы 1552 года. Расцвет монастыря пришелся на вторую половину XIX века, и был связан с деятельностью игуменьи Олимпиады (Егоровой) и ее преемницы Ангелины (Марковой). Главной святыней обители с давних времен считался список Казанской иконы Божией Матери.
На северной стене Успенской церкви XVI в. – самой старой постройки обители – когда-то висела каменная доска с высеченными словами:
7060 (1552) года поставлена бысть сия церковь Успения Пресвятые Богородицы при благоверном царе великом князе Иване Васильевиче и при епископе коломенском Феодосии.
Шатровый Успенский храм был поставлен царем Иваном Грозным в память взятия Казани.
Трапезная с приделом святителя Иоанна Златоуста была пристроена к старинной Успенской церкви в XVII в. Впоследствии в Брусенской обители были возведены еще четыре деревянные церкви, которые сгорели при пожаре 1698 года.
В 1761 году при игуменье Александре (Садтищевой) трапезная часть Успенского храма была расширена, и при ней был устроен третий придел – в честь местночтимой Казанской иконы Божией Матери. В 1790-х годах в монастыре появились причудливые псевдоготические башенки ограды, которые исследователи архитектуры считали "отпечатком казаковской эпохи". Они были возведены по проекту Матвея Казакова либо одного из его учеников.
Архитектурный ансамбль Брусенского монастыря сложился в 1850-1880-х гг. при игуменье Олимпиаде и ее преемнице Ангелине. В эти годы был построен пятиглавый Крестовоздвиженский собор, а древняя Успенская церковь была восстановлена и расширена двухэтажным зданием трапезной и богадельни.
Ольга Федоровна Егорова ( в будущем Игуменья Олимпиада) родилась в семье дворян из области Войска Донского. Ее отец владел конными заводами, хуторами, виноградниками и садами в окрестностях Новочеркасска. В возрасте 7 лет девочка заболела неизвестной болезнью. У нее стала сильно болеть голова, глаза слезились и страдали от света, случались припадки. Из-за недуга Ольга не могла учиться грамоте, играть с другими детьми и часто проводила время одна в молитвах Божией Матери. Так продолжалось около 6 лет. Лекарства и врачи не помогали девочке, но однажды ее мать во сне получила повеление от самой Богородицы отправиться в Киев и поклониться чудотворной иконе Успения.
Мать и дочь отправились в дальний богомольный путь. Они остановились в Киеве у знакомых благочестивых землячек, которые прислуживали в Печерской лавре. Поклонившись Успенской иконе, девочка почувствовала, что болезнь оставила ее. Очарованная благолепием Киево-Печерской лавры она с этого времени решила стать монахиней. Девочка упросила мать оставить ее пожить какое-то время у знакомых стариц, чтобы иметь возможность посещать монастырь.
В Киевской лавре Ольга познакомилась с прозорливым старцем Зосимой. Инок посоветовал девушке отправиться в Ладинский женский монастырь в Полтавскую губернию, при этом добавил:
Ты там проживешь несколько лет и пойдешь к Москве. Бог определили тебе быть игуменьею, только не в Ладине, а за Москвою, и ты будешь игуменьею двадцать пять лет.
Важную роль в жизни подвижницы сыграл московский святитель Филарет (Дроздов). Его мать Евдокия Никитична до 1844 года жила в Коломне и особенно любила девичий Брусенский монастырь, многих монахинь знала лично. Она убедила сына назначить настоятельницей монастыря некую Евлампию. Выбор этот оказался неудачен – старица часто болела и не могла в полной мере руководить жизнью обители. Ее преемница Магдалина также не смогла исправить дел.
Святитель Филарет решил положиться не на советы людей, а на волю Божью в выборе игуменьи женского монастыря. И его выбор пал на молодую инокиню Олимпиаду (Ольгу Егорову), которая на тот момент подвизалась в Аносином Борисоглебском монастыре.
К середине XIX века Успенский Брусенский монастырь представлял собой печальную картину: старинная Успенская церковь пришла в ветхость, деревянные кельи разваливались, никаких средств в монастыре не было. После того, как обрушился один из монастырских корпусов, едва не убив монахинь, новая игуменья не могла сдержать слез отчаяния. Расстроенную инокиню случайно заметил коломенский купец Филипп Назарович Тупицын. Он подробно расспросил Олимпиаду о нуждах обители и сказал следующее:
Мать! Не строй деревянных келий, а с Богом начинай-ка строить каменные. Я тебе помогу в этом, будь покойна.
За помощью купца Тупицына последовали щедрые пожертвования и других богатых горожан. Игуменья Олимпиада в короткий срок смогла не только построить новые каменные корпуса для проживания монахинь, но и начала возведение рядом с тесной и ветхой Успенской церковью нового Крестовоздвиженского храма.
Начатое игуменьей Олимпиадой строительство собора казалось многим рискованным делом. В те годы в Брусенской обители проживали две племянницы епископа Астраханского Евгения (Баженова). Гостя у родственниц в 1852 году, епископ усомнился в правильности начинания игуменьи Олимпиады и напомнил ей евангельскую притчу о неблагоразумном строителе башни, который не вычислил издержек, положил основание и не смог завершить начатое. Три года спустя преосвященный Евгений, посетив снова Брусенскую обитель, вынужден был признать свою неправоту, и в знак раскаяния пожертвовал в новый пятиглавый храм напрестольное Евангелие.
Собор в честь Воздвижения Креста был завершен и освящен в 1858 году. Из старой Успенской церкви в него были перенесены приделы Иоанна Златоуста и Казанской иконы.
Через десять лет после кончины игуменьи Олимпиады в 1883 году была восстановлена и расширена древняя Успенская церковь. Еще в 1840-х гг. в стенах ветхой церкви образовались большие трещины, а потолок Казанского придела мог в любой момент обрушиться. Со времени постройки Крестовоздвиженского собора Успенский храм был закрыт и оставался недействующим вплоть до 1881 г.
В коломенской обители проживала инокиня Феофания – сестра известного московского фабриканта и благотворителя Фрола Яковлевича Ермакова. Он родился в селе Мещерино Коломенского уезда, унаследовал от отца большое состояние, мануфактуры и фабрики. После череды семейных несчастий – смерти супруги и двух сыновей – Ермаков удалился от коммерческих дел и занялся благотворительностью.
Ермаков построил в Москве богадельню в Сокольниках на 600 человек и приют для монахинь при собственном особняке. Также ермаковские богадельни появились в Вышнем Волочке и родном селе Мещерино. На его средства был восстановлен Желтоводский монастырь в Нижегородской губернии. И это не полный список богоугодной деятельности Ф. Я. Ермакова.
После беседы с сестрой Феофанией Фрол Ермаков высказал игуменье Брусенского монастыря желание обновить древний Успенский храм, и, кроме того, пристроить к церкви двухэтажный каменный корпус с двенадцатью кельями для престарелых монахинь. Подобный проект соединения в одном здании корпуса богадельни и церкви Ермаков осуществил ранее и в селе Мещерино.
Митрополит московский Иоанникий в проповеди на торжественном освящении обновленной Успенской церкви Брусенского монастыря 28 августа 1883 года посвятил Фролу Яковлевичу Ермакову такие слова:
Нам нет надобности указывать здесь на примеры других храмоздателей, когда живой пример пред нами. Спросите обитателей не только окрестных весей, но и более отдаленных городов, – и те поведают вам, какою любовию и сострадательностию к неимущим и бедствующим, какою широкою благотворительностию ко всем братиям во Христе отличается тот, кто с такою любовию, с такою необыкновенною щедростию украсил этот величественный храм!
В Брусенском монастыре исстари почитался список Казанской иконы Божией Матери, явленной в 1579 г. Этот образ почитал митрополит московский Филарет (Дроздов). В 1848 году, напутствуя на игуменские труды инокиню Олимпиаду, святитель говорил ей:
Вручаю тебя покровительству Матери Божией, посылая в обитель честнаго ее Успения. Там есть чудотворная Казанская икона (древняя), прибегай к ней. Чрез молитву, по вере твоей, получишь потребное ко благу обители.
Известен интересный случай чудесного заступничества Божией Матери, явленный через древний список Казанского образа. 13 сентября 1856 года в одиннадцать часов ночи по неизвестной причине загорелась деревянная келья в углу ограды монастыря. Из-за сильного ветра огонь перекинулся на соседнюю келью и угрожал другим постройкам, пламя могло охватить недавно выстроенный Крестовоздвиженский собор. Игуменья Олимпиада вынесла из церкви Казанскую икону и встала напротив пламени. В этот момент ветер переменился, и огонь повернуло в другую сторону. Таким образом, в пожаре сгорели только две небольшие деревянные кельями.
Чудотворный образ Казанской Божией Матери не сохранился до нашего времени. Почти сразу после революции монастырь был закрыт, а в 1929 году прекратились богослужения в Успенской церкви. Крестовоздвиженская церковь, которую закрыли еще раньше, лишилась своего пятиглавия и была обращена в овощехранилище. В годы гонений были репрессированы 28 инокинь женского монастыря. Семь преподобномучениц брусенских были причислены к лику святых: Вера, Антонина, Мария, Ксения, Мария, Матрона, Анна. Икона с ликами новомучениц находится в ныне действующем Успенском храме.