Пожалуй, каждый автовладелец сталкивался с ситуацией, когда антифриз в расширительном бачке начинал темнеть, а его уровень опускался ниже критической отметки. И вот тут-то возникает резонный вопрос: какой же антифриз заливать? Ведь на рынке представлено огромное количество охлаждающих жидкостей различных марок и цветов. А еще есть загадочные аббревиатуры вроде G11, G12, G13, фирменные антифризы со своими допусками. Как не потеряться во всем этом многообразии и сделать правильный выбор?
В этой статье мы рассмотрим пять самых распространенных ошибок, которые допускают автовладельцы при выборе антифриза. Прежде чем перейти непосредственно к ошибкам, хочу отметить, что эта информация будет полезна всем, независимо от того, какой антифриз вы предпочитаете - импортный или отечественный. Даже если вы убежденный приверженец тосола и с опаской относитесь к российским антифризам, не спешите закрывать страницу. Уверен, вы почерпнете здесь немало интересного.
Итак, ошибка номер один, и, пожалуй, самая серьезная - это утверждение, что антифриз вообще не нужно менять, если он сохраняет прозрачность. Встретить подобные "экспертные мнения" в интернете не составит труда. Дескать, набрал жидкость в шприц, посмотрел на свет - если цвет не изменился, можно смело ездить дальше. На мой взгляд, это вопиющая безграмотность.
Почему же нельзя оценивать состояние антифриза на глаз? Все дело в его составе. Любой антифриз состоит из трех основных компонентов:
- Основа - это обычно этиленгликоль, реже пропиленгликоль. Представляют собой двухатомные спирты, маслянистые, почти без запаха, слегка вязкие. Температура закипания +196C, а замерзают они уже при -12...-13C. Поэтому гликоли обязательно разбавляют водой.
- Дистиллированная вода. Именно она в сочетании с гликолем позволяет получить составы, не замерзающие до -65C и ниже.
- Пакет присадок. Вот они-то и являются самым важным компонентом антифриза. Присадки бывают разных типов и предназначены для различных целей.
Основная задача присадок - защищать систему охлаждения от коррозии, кавитации, вспенивания. Есть даже флуоресцентные присадки, которые позволяют легко обнаружить течь антифриза в ультрафиолетовом свете.
Но зачем вообще нужны присадки, если водно-гликолевая основа и так обеспечивает защиту от замерзания до -65C? Дело в том, что такой состав, хоть и низкозамерзающий, обладает высокой коррозионной активностью. Он буквально разъедает металлы - алюминий, медь. Присадки же, сохраняя полезные свойства антифриза, нейтрализуют его агрессивность.
А теперь внимание, главная проблема! Со временем, под воздействием высоких температур, контакта с металлами и т.д., присадки теряют свою эффективность. И тогда начинается разрушение двигателя изнутри: коррозия блока цилиндров, помпы, патрубков и других элементов. Внешне это проявляется в потемнении антифриза и образовании характерного осадка в расширительном бачке.
Помните: нельзя судить о состоянии антифриза по его цвету! Даже если после 150 тыс. км пробега он остается прозрачным, это не значит, что присадки все еще работают. У каждого производителя и для каждого класса антифриза (G11, G12, G13) есть свои рекомендации по срокам замены. Игнорировать их - все равно что играть в русскую рулетку с собственным двигателем.
Ориентировочные интервалы замены таковы:
- G11 - каждые 60-120 тыс. км или 3 года (в зависимости от марки, я бы менял через 60 тыс. км);
- G12 - каждые 150-200 тыс. км или 5 лет;
- G12 Plus и G13 - до 250 тыс. км.
Цвет антифриза: почему это не главное?
Пожалуй, одним из самых распространенных заблуждений при выборе антифриза является ориентация на цвет жидкости. Многие автовладельцы искренне полагают, что если в их расширительном бачке плещется, скажем, зеленый антифриз, то и на полке магазина нужно искать точно такой же. Увы, но это в корне неверный подход.
Давайте разбираться. Изначально идею цветовой дифференциации антифризов предложила компания Volkswagen. Согласно их внутреннему стандарту VW, антифризы класса G11 окрашивались в синий или зеленый цвет, G12 Plus - в красный или бордовый, а G13 - в фиолетовый (хотя G12 Plus тоже мог быть фиолетовым). Таким образом, владелец автомобиля VW мог легко сориентироваться, какой антифриз залит у него в системе охлаждения.
Но другие автопроизводители не спешили перенимать эту практику. Более того, каждый из них разработал свои собственные стандарты и допуски на охлаждающие жидкости. И цвет антифриза в этих стандартах, как правило, не регламентируется и мог быть абсолютно любым. Скажем, G12 Plus может быть не только традиционно красным, но и желтым, синим, зеленым. Главное, чтобы он соответствовал определенным параметрам.
Поэтому, если вы обнаружили в своем бачке, допустим, красную жидкость, это совершенно не значит, что нужно бежать в магазин за точно таким же "красным" антифризом. Ориентироваться нужно исключительно на допуски и рекомендации производителя вашего автомобиля.
Что делать, если нужно долить антифриз: практические советы
Представим ситуацию: вы открываете капот и обнаруживаете, что уровень антифриза в расширительном бачке упал. Менять всю жидкость нет необходимости, нужно просто долить примерно литр. Но какой антифриз выбрать? Ведь мы уже выяснили, что ориентироваться на цвет нельзя, а что было залито раньше - неизвестно. К тому же инструкцию по эксплуатации вы благополучно потеряли. Как быть?
Прежде всего, хочу развеять один миф. Многие автовладельцы почему-то уверены, что при смешивании разных антифризов обязательно произойдет какая-то необратимая химическая реакция, и все свернется в хлопья. Или что тосол категорически несовместим с антифризом. Это не так.
Давайте начнем с простого. Тосол - это, по сути, тот же антифриз, очень похожий по составу на G11 по классификации Volkswagen. Разница лишь в том, что тосол был разработан в СССР как альтернатива западным охлаждающим жидкостям. Но базовая формула у них одинакова, поэтому вы смело можете доливать G11 в тосол и наоборот. Никакого "конфликта" между ними не возникнет.
А теперь рассмотрим случай, когда вы вообще не знаете, какой антифриз был залит изначально, и возможности это выяснить нет. В такой ситуации я рекомендую при доливке использовать самые современные составы - G12++ или G13. Они полностью совместимы со всеми антифризами более ранних стандартов. То есть, вы точно не ошибетесь.
Некоторые производители выпускают так называемый "мультифриз" или "универсальный антифриз". По большому счету, это те же G13 или G12++, просто под другим названием. Их тоже можно смело доливать в любую охлаждающую жидкость.
Раз уж мы заговорили о классификации антифризов, давайте коротко разберем основные различия между ними. Главное, что нужно понимать - базовый состав у всех антифризов одинаков. Это этиленгликоль или пропиленгликоль плюс дистиллированная вода. А вот присадки в них могут быть разными.
Выделяют три основных типа присадок:
- Неорганические (G11) - фосфаты, бораты, силикаты, нитриты, амины и т.д. Они создают на поверхности металла защитную пленку, препятствующую коррозии. Но для современных высокотемпературных двигателей такой защиты может быть недостаточно.
- Органические (G12) - чаще всего это карбоксилатные присадки на основе карбоновых кислот. В отличие от неорганики, они не образуют пленку, а "точечно" воздействуют на очаги коррозии, подавляя их.
- Гибридные (G12++, G13) - содержат как органические, так и неорганические компоненты. По сути, это симбиоз двух предыдущих типов, сочетающий их лучшие качества.
Исходя из этого, если вы не знаете, какой антифриз залит у вас в системе охлаждения, при доливке отдавайте предпочтение G12 Plus, G13 или мультифризу. С ними точно не прогадаете. Но в идеале, конечно, нужно использовать тот состав, который рекомендован производителем вашего автомобиля.
И напоследок развеем еще один миф. Некоторые считают, что качественный антифриз обязательно должен быть концентратом, который не замерзает чуть ли не до -80C. Дескать, только такой состав и нужно покупать.
Честно говоря, не вижу особого резона покупать концентрат антифриза. Ну сами подумайте, концентрат - это по сути просто этиленгликоль с присадками. А чистый этиленгликоль замерзает уже при минус 12-13 градусах. И только когда его разбавить дистиллятом, получится нормальный антифриз, который не замерзнет при гораздо более низкой температуре.
Кстати, прикольный факт. Когда смешиваешь этиленгликоль с водой, происходит забавная штука. Молекулы чистого этиленгликоля идут так, ровненько в рядок. А молекулы воды носятся как угорелые, вразнобой. И если их смешать, получается раствор, который замерзает при сильно более низкой температуре, чем каждый компонент по отдельности. Вот такая химия!
В общем, не гонитесь вы за этим концентратом, не стоит оно того. Лучше берите уже готовый антифриз, какой советует производитель вашей машины. Этого за глаза хватит, чтобы мотор не мерз в любой мороз.
Спасибо за внимание, друзья. Делитесь вашим мнением в комментариях