Найти тему
В Движении

Какой антифриз заливать: красный, зеленый или синий. Что такое G11, G12 и G13 и как выбрать правильную жидкость

Оглавление

Пожалуй, каждый автовладелец сталкивался с ситуацией, когда антифриз в расширительном бачке начинал темнеть, а его уровень опускался ниже критической отметки. И вот тут-то возникает резонный вопрос: какой же антифриз заливать? Ведь на рынке представлено огромное количество охлаждающих жидкостей различных марок и цветов. А еще есть загадочные аббревиатуры вроде G11, G12, G13, фирменные антифризы со своими допусками. Как не потеряться во всем этом многообразии и сделать правильный выбор?

В этой статье мы рассмотрим пять самых распространенных ошибок, которые допускают автовладельцы при выборе антифриза. Прежде чем перейти непосредственно к ошибкам, хочу отметить, что эта информация будет полезна всем, независимо от того, какой антифриз вы предпочитаете - импортный или отечественный. Даже если вы убежденный приверженец тосола и с опаской относитесь к российским антифризам, не спешите закрывать страницу. Уверен, вы почерпнете здесь немало интересного.

Итак, ошибка номер один, и, пожалуй, самая серьезная - это утверждение, что антифриз вообще не нужно менять, если он сохраняет прозрачность. Встретить подобные "экспертные мнения" в интернете не составит труда. Дескать, набрал жидкость в шприц, посмотрел на свет - если цвет не изменился, можно смело ездить дальше. На мой взгляд, это вопиющая безграмотность.

-2

Почему же нельзя оценивать состояние антифриза на глаз? Все дело в его составе. Любой антифриз состоит из трех основных компонентов:

  1. Основа - это обычно этиленгликоль, реже пропиленгликоль. Представляют собой двухатомные спирты, маслянистые, почти без запаха, слегка вязкие. Температура закипания +196C, а замерзают они уже при -12...-13C. Поэтому гликоли обязательно разбавляют водой.
  2. Дистиллированная вода. Именно она в сочетании с гликолем позволяет получить составы, не замерзающие до -65C и ниже.
  3. Пакет присадок. Вот они-то и являются самым важным компонентом антифриза. Присадки бывают разных типов и предназначены для различных целей.

Основная задача присадок - защищать систему охлаждения от коррозии, кавитации, вспенивания. Есть даже флуоресцентные присадки, которые позволяют легко обнаружить течь антифриза в ультрафиолетовом свете.

-3

Но зачем вообще нужны присадки, если водно-гликолевая основа и так обеспечивает защиту от замерзания до -65C? Дело в том, что такой состав, хоть и низкозамерзающий, обладает высокой коррозионной активностью. Он буквально разъедает металлы - алюминий, медь. Присадки же, сохраняя полезные свойства антифриза, нейтрализуют его агрессивность.

А теперь внимание, главная проблема! Со временем, под воздействием высоких температур, контакта с металлами и т.д., присадки теряют свою эффективность. И тогда начинается разрушение двигателя изнутри: коррозия блока цилиндров, помпы, патрубков и других элементов. Внешне это проявляется в потемнении антифриза и образовании характерного осадка в расширительном бачке.

-4

Помните: нельзя судить о состоянии антифриза по его цвету! Даже если после 150 тыс. км пробега он остается прозрачным, это не значит, что присадки все еще работают. У каждого производителя и для каждого класса антифриза (G11, G12, G13) есть свои рекомендации по срокам замены. Игнорировать их - все равно что играть в русскую рулетку с собственным двигателем.

Ориентировочные интервалы замены таковы:

  • G11 - каждые 60-120 тыс. км или 3 года (в зависимости от марки, я бы менял через 60 тыс. км);
  • G12 - каждые 150-200 тыс. км или 5 лет;
  • G12 Plus и G13 - до 250 тыс. км.

Цвет антифриза: почему это не главное?

Пожалуй, одним из самых распространенных заблуждений при выборе антифриза является ориентация на цвет жидкости. Многие автовладельцы искренне полагают, что если в их расширительном бачке плещется, скажем, зеленый антифриз, то и на полке магазина нужно искать точно такой же. Увы, но это в корне неверный подход.

Давайте разбираться. Изначально идею цветовой дифференциации антифризов предложила компания Volkswagen. Согласно их внутреннему стандарту VW, антифризы класса G11 окрашивались в синий или зеленый цвет, G12 Plus - в красный или бордовый, а G13 - в фиолетовый (хотя G12 Plus тоже мог быть фиолетовым). Таким образом, владелец автомобиля VW мог легко сориентироваться, какой антифриз залит у него в системе охлаждения.

-5

Но другие автопроизводители не спешили перенимать эту практику. Более того, каждый из них разработал свои собственные стандарты и допуски на охлаждающие жидкости. И цвет антифриза в этих стандартах, как правило, не регламентируется и мог быть абсолютно любым. Скажем, G12 Plus может быть не только традиционно красным, но и желтым, синим, зеленым. Главное, чтобы он соответствовал определенным параметрам.

Поэтому, если вы обнаружили в своем бачке, допустим, красную жидкость, это совершенно не значит, что нужно бежать в магазин за точно таким же "красным" антифризом. Ориентироваться нужно исключительно на допуски и рекомендации производителя вашего автомобиля.

Что делать, если нужно долить антифриз: практические советы

Представим ситуацию: вы открываете капот и обнаруживаете, что уровень антифриза в расширительном бачке упал. Менять всю жидкость нет необходимости, нужно просто долить примерно литр. Но какой антифриз выбрать? Ведь мы уже выяснили, что ориентироваться на цвет нельзя, а что было залито раньше - неизвестно. К тому же инструкцию по эксплуатации вы благополучно потеряли. Как быть?

-6

Прежде всего, хочу развеять один миф. Многие автовладельцы почему-то уверены, что при смешивании разных антифризов обязательно произойдет какая-то необратимая химическая реакция, и все свернется в хлопья. Или что тосол категорически несовместим с антифризом. Это не так.

Давайте начнем с простого. Тосол - это, по сути, тот же антифриз, очень похожий по составу на G11 по классификации Volkswagen. Разница лишь в том, что тосол был разработан в СССР как альтернатива западным охлаждающим жидкостям. Но базовая формула у них одинакова, поэтому вы смело можете доливать G11 в тосол и наоборот. Никакого "конфликта" между ними не возникнет.

А теперь рассмотрим случай, когда вы вообще не знаете, какой антифриз был залит изначально, и возможности это выяснить нет. В такой ситуации я рекомендую при доливке использовать самые современные составы - G12++ или G13. Они полностью совместимы со всеми антифризами более ранних стандартов. То есть, вы точно не ошибетесь.

-7

Некоторые производители выпускают так называемый "мультифриз" или "универсальный антифриз". По большому счету, это те же G13 или G12++, просто под другим названием. Их тоже можно смело доливать в любую охлаждающую жидкость.

Раз уж мы заговорили о классификации антифризов, давайте коротко разберем основные различия между ними. Главное, что нужно понимать - базовый состав у всех антифризов одинаков. Это этиленгликоль или пропиленгликоль плюс дистиллированная вода. А вот присадки в них могут быть разными.

Выделяют три основных типа присадок:

  1. Неорганические (G11) - фосфаты, бораты, силикаты, нитриты, амины и т.д. Они создают на поверхности металла защитную пленку, препятствующую коррозии. Но для современных высокотемпературных двигателей такой защиты может быть недостаточно.
  2. Органические (G12) - чаще всего это карбоксилатные присадки на основе карбоновых кислот. В отличие от неорганики, они не образуют пленку, а "точечно" воздействуют на очаги коррозии, подавляя их.
  3. Гибридные (G12++, G13) - содержат как органические, так и неорганические компоненты. По сути, это симбиоз двух предыдущих типов, сочетающий их лучшие качества.

Исходя из этого, если вы не знаете, какой антифриз залит у вас в системе охлаждения, при доливке отдавайте предпочтение G12 Plus, G13 или мультифризу. С ними точно не прогадаете. Но в идеале, конечно, нужно использовать тот состав, который рекомендован производителем вашего автомобиля.

И напоследок развеем еще один миф. Некоторые считают, что качественный антифриз обязательно должен быть концентратом, который не замерзает чуть ли не до -80C. Дескать, только такой состав и нужно покупать.

-8

Честно говоря, не вижу особого резона покупать концентрат антифриза. Ну сами подумайте, концентрат - это по сути просто этиленгликоль с присадками. А чистый этиленгликоль замерзает уже при минус 12-13 градусах. И только когда его разбавить дистиллятом, получится нормальный антифриз, который не замерзнет при гораздо более низкой температуре.

Кстати, прикольный факт. Когда смешиваешь этиленгликоль с водой, происходит забавная штука. Молекулы чистого этиленгликоля идут так, ровненько в рядок. А молекулы воды носятся как угорелые, вразнобой. И если их смешать, получается раствор, который замерзает при сильно более низкой температуре, чем каждый компонент по отдельности. Вот такая химия!

В общем, не гонитесь вы за этим концентратом, не стоит оно того. Лучше берите уже готовый антифриз, какой советует производитель вашей машины. Этого за глаза хватит, чтобы мотор не мерз в любой мороз.

Спасибо за внимание, друзья. Делитесь вашим мнением в комментариях