В белорусских деревнях до сих пор хранятся тканые, расшитые вручную костюмы бабушек и прабабушек. В конце XIX-начале XX веков именно такие наряды были не только самой большой ценностью, но и главным украшением белорусских женщин. Ткались народные костюмы на совесть и сохранялись навека. Причем для каждого из белорусских регионов существовал свой цвет и фасон.
Белорусский костюм можно читать
Кобринский строй*
* строй - комплекс одежды, присущий для конкретного региона.
В большинстве белорусских народных костюмов в конце XIX-начале XX веков присутствовали два цвета – белый и красный. Белый символизировал собой чистоту, красный – жизнь.
В Кобрине в почете были серый, белый и красный. Причем, не просто красный, а теплый, ближе к терракотовому. Серого цвета добивались благодаря использованию неотбеленных льняных нитей.
Этот наряд не просто привлекательный, но и необычный. Если присмотреться, понимаешь: тканые алые полоски на юбке, переднике и рукавах не повторяются по рисунку. Передняя часть юбки под передником декорировалась более скромно. И этому было объяснение. Чистое льняное полотно - вставка на животе - было своего рода оберегом, защищавшим будущую мать от возможных напастей. Лен изначально считался чистой материей, поскольку впитывал энергию живой природы: солнца, ветра и дождя.
Ткацкий станок был довольно узок, а передник часто хотелось сделать широким, с богатыми складками. Тогда попросту сшивали два полотна, специально соединяя их рукотворно ярким вышитым швом. Такой соединительный шов символизировал единое целое: правой и левой половины, мужского и женского начала, девичества и замужества.
- В народных костюмах все было продумано до мелочей. Даже сборка, на которую собирали прямоугольные детали одежды, была не простой, а по счету: две ниточки под иголку, две – на иголочку. Получались очень красивые, будто запрессованные, мелкие складочки, - рассказала “Союзному государству” ведущий художник предпритятия “Скарбница” Елена Галиевская. - В костюме ничего не было случайным. Если отсутствовала жилетка, то появлялся поясок, который завязывался на талии. Ходить без пояса считалось неприличным. Мужчину без пояса называли распоясанным. Как и женщину без головного убора – растрепанной. В объяснение закладывали двойной смысл, считая таких людей растрепанными и распоясанными не только внешне, но и внутренне.
Венчает костюм женский головной убор – наметка, который в каждом регионе завязывали по-своему.
Калинковичский строй
Наряд Восточного Полесья считался одним из самых богатых и включал в себя, как и многие другие, полотняную сорочку-кашулю, юбку-спадницу, безрукавку-гарсэт и фартук.
На то, что наряд девичий, указывает головной убор скиндочка, который закрывал волосы спереди и по бокам, но оставлял их открытыми сзади. Да так, чтобы кавалеры могли оценить красивую длинную косу, которая по тем временам считалась одним из главных девичьих достоинств. Женщине же неприлично было появляться на людях с непокрытой головой, поэтому она полностью укрывала волосы чепцом, платком или наметкой.
- Богатство костюма определялось по рукотворному ткачеству, которое подразумевало разные техники, богатую цветовую гамму, различные приемы оформления, - поясняет специалист. - Костюм состоял из тканой шерстяной юбки в клетку и сорочки поликового кроя. В таком крое ничего не подрезалось по овалу или дуге, были только прямые линии. Все детали укладывались в кусок полотна так, что не оставалось отходов. Таким образом ценили ручной труд ткачихи.
Фартук выполнялся в сложной и трудоемкой бранной технике, где рисунок набирали вручную.
Очень украшает наряд и съемный воротник, который игриво называли белорусским словом «брыжы». Край воротника, как и края скиндочки, выполнен в технике «махры». Такая тесьма плелась вручную специальными махрами, а затем пришивалась по краю.
Особая гордость модниц тех лет - богато расшитый тесьмой «вьюнчик» жилет. Мастерицы оформляли его ромбическим рисунком, внутри которого выкладывали по кругу цветочки.
Неглюбский строй
Наряд Поднепровья радует глаз длинной тканой расшитой сорочкой, поверх которой надевалась и закреплялась поясом тканая «панёва». Так нарекли в Беларуси кокетливо наброшенное подобие современной юбки с разрезами. Сегодня завернуть таким образом сумеет не каждый дизайнер!
Черный шерстяной передник украсили по краю декоративным швом, а алый плетеный пояс изготовили почти забытой техникой плетения, игриво завершив необычными декоративными элементами.
Эффектный тканый платок завязывали узлом вперед. Причем хозяюшка сама моделировала платок на ткацком станке, украшая его по краям орнаментом, а в серединке – яркими алыми полосками.
Полный комплекс одежды, в котором присутствует и передник, и жилет, и платок – это, как правило, наряд женщины. Но невозможно представить настоящую модницу тех времен без украшений, которыми служили серьги и бусы.
- Нужно понимать, что такие костюмы - не повседневная, а нарядная одежда, которую женщины берегли, как зеницу ока. И надевали только по очень торжественным случаям: в церковь, на свадьбу либо на обрядовые праздники, как то посев или сбор урожая, - продолжает рассказ ведущий художник «Скарбницы» Елена Галиевская. - В будни же женщина надевала небеленую сорочку из грубого льна со скромной вышивкой, шерстяную юбку и передник.
Первый костюм девушка создавала себе сама, еще перед замужеством. И сохраняла его на долгие годы, передавая по наследству дочерям и внучкам.
Зная свою будущую долю – замужество, рождение детей - девушка шила сорочку большую по размеру, предполагая, что она пригодится и в праздники во время беременности, и во время кормления будущих малышей. Об этом свидетельствуют глубокие разрезы в сорочке на груди, которые доходили до пояса. За ненадобностью в обычное время разрез закладывался в складку и заправлялся под юбку.
Деревня Городная
Этот наряд носили не в целом регионе, а лишь в одной деревушке. С одной стороны он кажется скромным, с другой – самобытным.
Специалисты углядели в данном минимализме вышивок и украшений чистоту белорусской красавицы. Сорочка очень скромна по декору, но зато тонка по ткачеству и деликатна по вышивке.
Тканая юбка украшена необычной вертикальной полоской и подбита, как было принято в те времена, льняным полотном. Это сделано и для утяжеления низа юбки, и для того, чтобы край шерстяного полотна быстро не изнашивался.
Взгляд привлекает укороченный жилет выше талии, украшенный цветным радужным крестиком. Причем считалось, что из под него обязательно должна кокетливо выглядывать присобранная на талии сорочка.
Головной убор – платок с кистями – предназначался для девушки. А женщина заменяла его особым образом повязанной наметкой.
Мстиславский строй
Такой модный жилет в начале XX века именовали кабат и соединяли с тканой юбкой –андараком, превращая таким образом в сарафан. Этот наряд создавался под влиянием традиций костюма близлежащей России. Причем вначале из мануфактурной ткани, купленной у торговцев, шили жилет, а лишь затем ткали юбку, подбирая гармоничное с жилетом сочетание цветов.
Застегивался сарафан всегда по груди, юбка – спереди. Застежка на юбке не выставлялась напоказ, а прикрывалась передником.
Орнамент на рукавах и переднике непосвященные могут спутать с ручной вышивкой. На самом деле его создавали при помощи красно-белых ниток на ткацком станке.
Невозможно не обратить внимания на эффектное нежно-воздушное обрамление кружевных манжет, созданных при помощи крючка. В Беларуси издавна повелось: если край, то непременно с оригинальным завершением кружевом, орнаментом, тесьмой или махрами.
Модный фабричный платок с длинными кистями – веяние XX века, которое уже обходило по популярности тканые вручную головные уборы. Тут тоже напрямую сказывалась близость России.
Мотольский строй
Изюминка наряда - яркий широкий подвижный пояс, созданный специальной техникой плетения. Поражает воображение и тонюсенький передник больше похожий на прозрачную, почти воздушную, марлю. Цветные полосы жилета выполнялись из модной тогда парчи.
- А потому он был очень нарядным, почти декоративным, - поясняет Елена Галиевская. - В народных жилетах использовались блестки и бусины. Но блеск был не откровенный, как в нынешних пайетках и стразах, а деликатный. Блестело, но не в лоб.
Праздничный жилет шнуровали атласной лентой, концы которой укладывали в яркий бант на груди. Чтобы шерстяная юбка была под стать, ее украшали по низу едва заметным узким контрастным зеленым кантом.
Гродненский костюм
Отличается от нарядов соседских регионов своей лаконичностью. А все потому, что Гродненский край – западный регион Беларуси, и в его нарядах прослеживалось влияние традиций польского костюма. Поляки знали толк в моде, о чем свидетельствует практически незаметный передник, который органично сочетается с юбкой благодаря цветовой гамме.
В отличие от остальных белорусских регионов, в Гродно и округе носили не жилет, а жакет с длинными рукавами, накладными карманами и контрастной оторочкой. Единственное, что роднит Гродненский костюм с остальными сородичами – белая сорочка поликового кроя со скромной вышивкой, выглядывающая из-под жакета.
Гродненские модницы издавна облюбовали разного рода чепцы: с «ушками» да пришитыми к ним лентами и без них. Женщины в обязательном порядке повязывали поверх чепца еще и платок.
Житковичский строй
Один из приемов оформления белорусского костюма – сорочка, кокетливо выглядывающая из-под юбки. Но не просто сорочка, а ее праздничный вариант, который, как правило, украшался по низу вышивкой или тканым орнаментом.
Тканая юбка в разноцветную яркую клетку похожа на современные модели. Чтобы казалось пышнее – модницы шли на разного рода уловки. К верхней половине юбки пришивали двойное присобранное полотно, благодаря которому юбка становилась еще пышнее.
Особое значение в белорусском костюме доставалось вышивке, в которую женщина всегда закладывала определенный смысл. Считалось, что все эти крестики да цветочки – и есть вся ее будущая жизнь. А потому, чем насыщеннее и больше по размеру вышивка – тем ярче и плодотворнее будет жизнь.
Вышитые цветы в народном понимании трактовались как благополучие и процветание. Таким образом молодая женщина, вышивая лепестки да букеты, желала себе в семейной жизни (костюм ведь шился на всю жизнь!) плодовитости и процветания. Более того, раз вышиты курочки и петушки, значит, это еще и крепкое хозяйство.
Но есть и другая трактовка: курочки-петушки на фартуке чередуются с цветочками и можно предположить, что так, через древо жизни, соединяются два рода: мужчины и женщины.
Таким образом женщина программировала свою судьбу: на свадьбу, на детей, на хозяйство. Будучи девушкой, она уже знала, чего хочет и посылала свое желание в будущее.
Кобринская сваха
Этот задорный образ сделал счастливыми многие белорусские семьи. В былые времена народ вел себя скромнее и выбрать себе пару, или, не дай Бог, признаться в чувствах, казалось ой как непросто. В этом и помогала сваха, которая все подмечала да мотала на ус. Сообразив в нужный момент что к чему, сваха вначале заглядывала в дом к девушке, выясняя: не ошиблась ли она в своих догадках? Если красавица краснела и прятала глаза – верный признак – кавалер приглянулся! Тогда сваха направлялась к потенциальному жениху, чтобы выведать его предпочтения.
Если и жених давал добро, сваха заносила в хату невесты буханку хлеба. А наутро возвращалась и смотрела: если хлеб надкусили или вовсе съели – дело к свадьбе. Ежели буханка осталась нетронутой – ну что ж, значит, не судьба…
Дел у свахи всегда набиралось невпроворот, а потому времени на костюм почти не оставалось. Тогда проворная сводница шла на хитрость: чтобы было ярко да красиво - настрачивала на белые домотканые одежды разноцветные атласные ленты да тесемки. Получалось быстро и задорно!
Привлекает внимание и головной убор с «рожками» или кисточками, поставленными на жесткий каркас и одеваемый на наметку. Сваха наряжалась в яркий костюм на свадьбу своих подопечных, где была желанным гостем и тамадой. Значит, и наряд должен был быть под стать – ярким и шутливым. Отсюда и несерьезный головной убор с разноцветными кисточками, которые задорно развевались при ходьбе да в танце.
Татьяна БЛИНЕЦ
© "Союзное Государство», № 7-8 (ноябрь) 2012
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!