В нашей стране выборы — частое событие. И мне как человеку, которому интересна политика, скучать не приходиться. Политвитрина пестрит своим разнообразием — выбирают всех: от глав сельсоветов, мэров и губернаторов до Президента, от депутатов районов и городов до депутатов Госдумы.
И перед каждым избирательным сезоном, как грибы после летнего дождя, вылезают компетентные эксперты, и каждый обязательно со своим «глубоким анализом происходящего». Обычно их опусы наполнены пространными размышлениями о том, как же всё плохо: выборы — нечестные, народ — ничего не понимает, власть — вороватая, и вообще «крокодил не ловится, не растёт кокос». Стараются текст сдобрить горсткой англицизмов только для того, чтобы пустить пыль в глаза. Готово! Ни о чём не подозревающий читатель напуган, и уже ждёт следующего выпуска «политических откровений».
И вот одним холодным весенним вечером, слушая очередные вопли (в случае некоторых персонажей это самые настоящие вопли) о порочности нашей избирательной системы, я, наконец, решил разобраться с одним из самых ярких аргументов «против» — «джерримендеринг», он же «избирательная геометрия», он же «избирательная география».
Приятного чтения!
Данная статья не претендует на научность или объективность. Некоторые детали намеренно опущены для того, чтобы любой смог добраться до сути статьи, не имея широких знаний по теме. Написанное — лишь мои выводы и мысли. Вне зависимости от позиции я буду рад видеть ваши комментарии.
Всех людей объединяет одна, по моему мнению, важная черта — потребность находить себе лидера. И она универсальна для любых обществ, в любое время, на любом этапе развития. Первобытные люди следовали за старейшиной, футбольные игроки не будут командой без командира, а жители Москвы будут чувствовать себя одиноко без своего Мэра… Примеры можно приводить бесконечно долго, но суть одна — нам жизненно необходимо выбирать людей, которые будут управлять нашим обществом. Сегодня нам важно, чтобы эти люди — Президент, губернаторы, мэры, сенаторы, депутаты — разделяли наши ценности и традиции, а в своих действиях отражали наши интересы.
Политическое представительство — это фундамент, основа демократии, то хрупкое зеркало, в котором должно отражаться всё общество, со всей его сложностью и многообразием. Это не просто пофамильный список свежеизбранных депутатов — это вопрос о том, какие люди говорят от нашего имени. Когда представительство работает, оно создаёт мосты между сообществами, позволяет людям чувствовать, что их голоса важны, а их проблемы услышаны. Однако если это зеркало искривлено, если оно отражает только избранные части общества, то это ведёт к искажению всей демократической системы. Политическое представительство важно потому, что оно определяет, кто получает место за столом, где принимаются решения, а кто остаётся за дверью, в тени.
За то, каким способом определяется состав народных представителей, отвечает избирательная система. Она включает порядок и правила избирательного процесса. Сегодня в фокусе моих размышлений мажоритарная система.
Из теории
Мажоритарная система представляет собой такой способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата (полномочий представлять интересы народа) требуется собрать установленное законом большинство голосов. В частности нам интересна ситуация, когда необходимо лишь относительное большинство: избранным считается тот кандидат, который набрал большее количество голосов, чем каждый из его оппонентов в отдельности.
Рассмотрим в качестве примера результаты выборов в Государственную Думу по избирательному округу № 220 (Еврейский – Еврейская автономная область).
В данном примере территория округа полностью совпадает с границами Еврейской автономной области, но так происходит не всегда — такие случаи разберём в дальнейшем. Получается, что все избиратели, живущие на территории этого округа, выбирают ровно одного депутата. Поэтому такой округ называется одномандатным.
Легко заметить, что в выборах приняли участие представители семи партий, однако выиграл только кандидат от «Единой России». Александр Петров не только набрал больше всех голосов, но и получил поддержку абсолютного большинства избирателей.
Почему мы используем именно эту избирательную систему? Мажоритарная система имеет ряд преимуществ. Выделим два основных.
- Избирательные округа чаще всего совпадают с границами административно-территориальных образований, поэтому депутаты, избранные в таких округах, представляют интересы жителей конкретного населённого пункта, района, региона и так далее. Таким образом сохраняется связь между избирателем и депутатом.
- Мажоритарная система проста и знакома. Даже студент, который голосует впервые, быстро понимает — находим любимого кандидата в бюллетене и ставим галочку напротив. Готово!
На этом моменте подведём черту под теоретической частью, без которой погружение в тему джерримендеринга невозможно. Поговорить ещё есть о чём, но если я расскажу вам всё в одной статье, то про что буду писать потом? Заскучавший читатель спросит: «Где же обещанное в начале разоблачение? Где контраргументация? Я уже заждался!» А я отвечу: «Вот же! Начинается в следующем абзаце!»
Что же такое «джерримендеринг»?
«Джерримендеринг», он же «избирательная геометрия», он же «избирательная география» — способ нарезки избирательных округов, при котором искажается равенство избирательных прав.
Из истории термина. В 1812 году губернатор штата Массачусетс (США) Джерри Элбридж предложил закон о перенарезке избирательных округов. Этот закон предусматривал изменение границ округов так, чтобы создать неравные условия для партий и их кандидатов. Границы округов были определены вопреки административным границам, часто округа не представляли собой единое целое. Элбридж руководствовался результатами опросов общественного мнения и установил границы таким образом, чтобы кандидаты его партии выигрывали в большинстве округов, пусть даже с минимальным преимуществом, в то время как оппозиция побеждала лишь в небольшом количестве округов, но с большим перевесом. Так и случилось: партия, которую поддерживал Элбридж, получила меньшее количество голосов (50 164 против 51 766), но большинство мандатов (29 против 11). Автор статьи в местной газете, заметив, что форма округов напоминает саламандру, предложил термин «джерримендеринг» (gerrymander), сочетая имя Джерри и «саламандер».
Давайте посмотрим на выборы глазами Джерри Элбриджа и разберём джерримендеринг на несложной модели. Легко заметить, что в зависимости от того, как мы начертим границу округов, результаты выборов меняются, причём полярно — от безоговорчной победы «фиолетовых» до их фиаско.
Эта модель наглядно показывает, как работает избирательная геометрия, однако она чрезмерно упрощена, так как не учитывает самый главный фактор — границы административно-территориальных образований. Важно! Без внимания к границам районов невозможно в полной мере говорить о джерримендеринге, так как в сущность мажоритарной системы заложена связь депутата с районами, которые входят в состав избирательного округа.
Неверно (!) сравнивать результаты выборов по мажоритарной и пропорциональной системам — «если «фиолетовые» получили 60%, то у них должно быть 60% мест в парламенте» — в первую очередь потому, что цели, порядок и правила у систем разные. Понятно, что в первом случае во всех округах будет отдельная предвыборная кампания для каждого из кандидатов, роль личности крайне велика. Во втором же случае предполагается единая кампания для всего города или региона, внимание в таком случае приковано не к каждому кандидату в отдельности, а в большей степени только к лидерам партийных списков.
Про пропорциональную систему стоит написать отдельную статью. Поговорим о процентном барьере и малых партиях. По вашей активности пойму, стоит ли писать следующую часть.
Как мы можем определить джерримендеринг? Чтобы избежать избирательной геометрии, новая нарезка округов должна соответствовать следующим критериям:
- округа должны совпадать с административным делением (допускаю возможным разбивку района на два, максимум три округа) — это главное;
- соблюдение единой нормы представительства (каждый член выборного органа должен представлять примерно равное количество избирателей);
- каждый округ должен составлять единую территорию;
- границы округов периодически пересматриваются — для развивающегося города, например, достаточно делать перенарезку раз в 7-10 лет.
Многие из этих критериев изложены в российском законодательстве.
Попробуем применить новые знания. Так, например, 4-й округ Конгресса штата Иллинойс по форме похож на кривую подкову, и, конечно, не соответствует границам территориальных единиц штата. Оказывается, на выделенном участке сгруппированы поселения латиноамериканцев, чьи голоса решила привлечь Демократическая партия. Благодаря такой хитрости ей это удалось
Рассмотрим вариант отсутствия нарушений на примере Избирательных округов №26 и №28 на схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы. Легко заметить, что в округ №26 входят два района целиком — Орехово-Борисово Северное, Орехово-Борисово Южное. Все критерии выполнены. Никакого джерримендеринга здесь нет.
Внимательный читатель заметит, что в округе №28 также есть два района целиком, но помимо этого включён кусочек района Чертаново Южное. Такая ситуация допустима. При составлении новой схемы округов зачастую приходится присоединять части соседних районов для того, чтобы в каждом округе было примерно равное количество избирателей. Это требование закона. Обращаю ваше внимание на то, что остальная часть Чертаново Южное целиком входит в округ №29. Это сохраняет целостность района.
Ещё один забавный пример реального джерримендеринга — округ пять штата Флорида, США. Здесь, никого не стесняясь, кандидат от Демпартии вырезал только то, что нужно: идеально обведена дорога, чётко выбрана территория, на которой живут сторонники, и пусть она даже не составляет единое целое с округом. Главное — победа. По неподтверждённой информации, суд Флориды отменил такую смелую нарезку.
Проблема, о которой мы говорим сегодня, является актуальной где угодно, но не в России. И когда некоторые политические эксперты, подтасовывая факты, а иногда просто не понимая сути, используют термин «джерримендеринг», они специально создают информационный шум, нагнетают панику. Уверен, моя статья внесла ясность в эту непростую тему. Не дайте себя обмануть!
Подведём итоги:
- Джерримендеринг — умение хитро нарезать избирательные округа, чтобы победить.
- Мы можем вычислить джерримендеринг, зная, что 1) округ должен следовать границам районов; 2) каждый район не может быть разделён более, чем на три округа; 3) округа должны быть примерно равны по количеству избирателей.
- Горе-политики используют слово «джерримендеринг» для запугивания избирателей.
Спасибо за прочтение!
Напишите комментарий — подискутируем
Также подписывайтесь на мои социальные сети:
Телеграм: https://t.me/Lyapustin_Stanislav
ВК: https://vk.com/stanislav.lyapustin
Всех благ!