Жуткое место. Все эти выкрашенные кресты, выцветшие фото на холодном камне, полустертые даты, потрепанные венки…
Никогда не любил здесь бывать, но очевидно когда-нибудь и мне всё-таки придется здесь поселиться. Вряд ли медицина за мой век шагнет так далеко, чтобы подарить мне бессмертие.
«Все мы, все мы в этом мире тленны…»
но благо что
«Мой гроб еще шумит в лесу.
Он — дерево. Он нянчит гнёзда.»
А что собственно касается бессмертия, в особенности души, здесь в передовиках, думаю никто не будет со мной спорить —это наше светило русской литературы Александр Сергеевич. Он же Пушкин, который не делом, а словом (как это не парадоксально):
«Памятник себе воздвиг нерукотворный
И к которому не зарастет народная тропа».
Надобно стремиться к такому же бессмертию души через литературу.
Сегодня же я убедился, что ни ко всем памятникам, не зарастают тропы.
Напротив, на том кладбище, куда я пришел проведывать своих усопших родственников, растут метровые бурьяны.
— Пошли бабушку проведаем — говорили мне с детства родители и я не помню, чтобы хоть когда-то озвучивал им, сидящие у меня в голове по этому поводу мысли.
Проведывать…
Лично мне будет до одного места, пришел ли кто к моим костям меня проведывать. Или быть может мои останки отрыли голодные собаки (коих здесь немерено — спасибо еде которую здесь оставляют) и сгрызли всё что от меня осталось уже окончательно к этим же самым чертям собачьим.
Тогда же в детстве, я ещё не мог понять детей, которые на Пасху радостно и на перегонки собирали конфеты с кладбища.
Это же чертовски странно.
- Я каждый раз при случае думаю о том, зачем люди оставляют на могиле продукты, в частности сладости.
Моя бабушка делает еще более неоднозначные обряды — наливает у памятника прадеда 50 грамм беленькой и ставит на плиту. Мол, дед Юра любил «попачкать печень».
— Дед уже не сможет это выпить — однажды сказал я ей ещё подростком.
— Птичка прилетит и выпьет — пыталась одурачить меня бабуля, ссылаясь на некую помесь переселения душ и православия. Но я то видел тех «птичек», а точнее товарищей с горящими трубами, рыщущих по кладбищу в поисках прихожан, наливающих пернатым.
- Я бы точно не пускал своего ребёнка на такое сомнительное мероприятие, как «сбор конфеток с кладбища».
Как-то я пришел к другу в гости и его мама позвала нас пить чай с горой конфет. Друг жил бедно, а недавно была пасха. Так что я сразу понял, где их «купили».
Я оказывается такой смышленый был в детстве. Вспоминаю, анализирую и сам себе дивлюсь.
А теперь о грустном, но постараюсь тоже без трагедии.
В 2022 году не стало моего дедушки
— Мы не хотели тебе говорить — вдруг ни с того ни с сего по середине рабочего дня звонит мне мама — деду Валентину всю неделю было плохо. Вчера помер.
Я в тот же час взял на службе трое суток по семейным обстоятельствам и первым же рейсом прибыл домой.
С дедой мы всегда общались хорошо. Я имел привычку заходить к ним в дом и почему-то всегда их приветствовать так: «Здаров деда! Привет ба!»
И тогда мы обычно говорили о моем теперешнем положении, немного о перспективах, дед просил помочь с чем-нибудь несущественным и бывало признаться я не всегда ему помогал.
Все потом, да потом.
Дата моего поступления в военное училище совпала с днём рождения дедушки. Поэтому, когда я его поздравлял, ему было приятно слышать, что я теперь курсант.
Войдя же в дом по прибытии на траурное событие, я сказал привет только бабушке…
***
Вся понихида окончилась.
Нечего тут рассказывать. Утрата близкого человека — это всегда личное, но чувствуем мы скорее всего одно и то же. Ком в горле, на сердце камень и тяжелые мысли о том, что больше ты с этим человеком никогда и ни при каких обстоятельствах не встретишься…
***
— А что это за доски? — спросил я указывая на остатки глинистой земли из под могилы, прийдя на следующий день после похорон.
— Когда рыли, наткнулись на чьё-то старое захоронение — ответил дядя.
— А как так вырыли? Разве не видно было старого захоронения?
— Да попробуй тут теперь разобраться. Лежит тут кто или нет? — показывает он рукой на местность вокруг, поросшую кустарником без каких либо признаков захоронения.
Этому деревенскому кладбищу лет 300. И как я понял память о предках здесь только в редких случаях живет дольше трёх поколений.
К примеру, я не знаю где покоятся мои прапрадедушки и прапрабабушки.
Могилы моих далеких предков скорее всего поросли травой, кресты сгнили, а песчаные бугры выровнялись с общей местностью.
И я уверен, что такова участь большинства могил не только моего хуторка, но и всей России.
У меня уже вряд ли получится узнать про своих предков, живших во времена Петра 1 и ранее.
Но я уверен, что сегодня у нас есть такая возможность — сохранить свою личную историю для пытливых потомков.
Как я предлагаю начать организовывать захоронения?
Я понимаю, что мы многое делаем по образу и подобию. И я также понимаю, что все посмертные манипуляции с безжизненным телом человека — это попытки соблюсти обычаи, традиции и религиозные обряды предков.
(Хотя славяне сажали деревья на могилах, вместо всего этого).
Как бы это грубо не звучало, то, что происходит сегодня с телом человека после его смерти — это уже прошлый век
Нам нужно забыть про ямы, гробы, кресты, венки и прочее. Ведь пройдет время и это всё итак забудется.
В эпоху нанотехнологий, цифровизации, генной инженерии и в целом всего научно-технического прогресса неужели нельзя организовать всё более цивилизованно?
Мне нравятся идеи европейских учёных, предлагающих после смерти возвращать человека в лоно матери-природы.
- Так, итальянцы предлагают использовать в погребении специальный биоактивную капсулу, из которой будет рости высаженное дерево. В результате родственники смогут приезжать к усопшим не в мрачное место, а красивый и мемориальный парк.
- Либо вот австрийцы, которые могут вживлять в яблоню ДНК умершего человека. В итоге вырастает дерево с частичкой твоего близкого.
Вопрос в том ел бы я такие яблоки?
Почему бы такие живые надгробия не узаконить на государственном уровне?
Как я это вижу:
- Возле каждого населенного пункта подготовить почву и местность под постоянно развивающийся парк из расчета 3*3 метра на захоронение (благо земли в России хватает);
- Умирает человек. Его близкие (если таковых нет, то соответствующие структуры) отвозят его в определенную организацию для подготовки тела к погребению;
- Далее биоактивную капсулу усопшего помещают в его квадрат, номер которого и координаты записываются в системе (в условной программе «зеленая память»);
- Госструктура с штатными садовниками следит за развитием деревьев, чистотой, а программисты заполняют гигантские базы данных о покойниках;
- В итоге я гуляю по парку с лавочками, подходу к дереву, на нем некий код. Я навожу камеру на картинку и мне высвечивается вся информация, приятные видео моменты с человеком, где жил, как, что, когда, вообщем сведений часов на 12.
Как по мне на лицо только плюсы от такой погребальной реформы.
Ведь не зря же говорят, что интернет помнит всё.
***
Ну а пока еще ничего подобного в нашей стране нет, сохрани в своей глобальной паутине, хотя бы так пару слов об одном хорошем человеке.
Мой дедушка ЖУРБИН Валентин Николаевич (1939-2022) родился, вырос, жил, трудился, воспитывал, любил и был любим в Ростовской области.
Добрый и простой человек. Всю жизнь проработал в колхозе. Зла никому не желал, жил скромно, но всё необходимое всегда было. Любил чай и играть в шахматы.
«Прощай»
Дед обнял сильно, но слабою рукой
Прижался, уколол колючей бородой,
Спросил когда приеду, отвечаю: летом
Ох, долго… поспешил бы ты с приветом
И вот я ухожу. Ты говоришь «Прощай»
И суета, спешу, не выпил даже чай
Бегу на поезд, на который точно успеваю
А про тебя я деда по привычке забываю
К чему мои к тебе теперь визиты
Когда ты здесь, средь тех чьи имена забыты
К чему мое к тебе теперь внимание
Когда «Прощай» сказал ты, а не
«До свидания».
Стихотворение дедушке.
(написано в поезде по пути на похороны)
Благодарю, что читаете!