Найти тему

Душа: философско-медицинские и теологические аспекты

Что такое душа? В православной вере это одна из ипостасей Святой Троицы, которая, наряду с духом и телом, составляет суть человека. В основе становления личности – эволюция души с верой в Бога. Как нужно жить человеку, чтобы сохранить душу здоровой, как не растратить напрасно этот бесценный дар – об этих сложных вопросах бытия рассуждают Ю.Н. Фокин и И.Д. Косачев, авторы статьи, которую мы приводим в сокращении.

Юрий Николаевич Фокин, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, полковник медицинской службы запаса, хирург (онколог) Национального медицинского исследовательского центра высоких медицинских технологий – Центрального военного клинического госпиталя им А.А. Вишневского Минобороны России, член Союза писателей России

Косачев Иван Данилович, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, полковник медицинской службы запаса, профессор кафедры общей хирургии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова Величие человека заключается в том, что в нем слились три ипостаси – дух, душа и тело. Они даруются нам Господом и родителями. После окончания земной жизни дух покидает нас, бренное тело предается матери-земле, а бессмертная душа возносится на суд Божий.

Что такое душа?

Этот вопрос волнует умы ученых, богословов, философов с древних времен по настоящее время. Русское слово «душа» происходит от старославянского душа, дословный перевод которого, как и с греческого языка (psyche) – дуть, дышать. Следует подчеркнуть, что ни одна из мировых религий не отрицает факт существование души, но каждая по-своему трактует ее суть. Отцы православной Церкви Иоанн Златоуст и Климент Александрийский полагали, что Бог непосредственно творит каждую душу. А такие богословы, как Макарий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, учили, что в каждом из нас есть и частица души родителей. Большинство теологов убеждены в том, что данные теории не противоречат, а дополняют друг друга. Так, протоиерей О. Давыденков в фундаментальном труде «Догматическое богословие» пишет: «Душу – саму духовную ее природу – человек получает от родителей, но личностью, неповторимой и уникальной, он становится вследствие особого Божественного воздействия».

Как развивается душа?

В основе развития души – духовный рост и профессиональное становление человека как личности. Можно условно выделить следующие периоды ее эволюции: внутриутробный (со дня зачатия и до появления на свет), становления (с момента крещения до самосознания, как главного признака личности), профессионального и душевного совершенства.

Православный христианин твердо знает истину, что человек рождается из утробы матери с телом, соединившим в себе начало родителей, и душу, данную Богом. Христиане верят, что зарождение человеческого существа является даром Божиим. По этой причине РПЦ осуждает аборты как тяжелый грех и приравнивает намеренное прерывание беременности к убийству.

С рождения младенец погружается в человеческое общество. В идеальном случае он воспитывается в семье, потом идет в детский садик, учится в школе, получает образование, служит в армии. Уже в эти годы на основе коммуникативных процессов формируется базис человеческой души. Главные ее составляющие – сознание, мышление, познание и совесть.

Важное событие в жизни человека – крещение. Во время этого таинства дух святой поселяется в нашей душе – Храме Божием. Душевная составляющая Божьего творенья делает человека выше животных. Благодаря духовному наполнению человек становится одухотворенным. Основная движущая сила, которая направляет человека к познанию святости, благодати и правды, – совесть. В Нагорной проповеди Господь совесть уподобил «оку» (глазу), посредством которого человек видит свое нравственное состояние (Мт.5:25). Время, когда у человека наступает самосознание, как один из главных признаков личности определяется не возрастом, а конкретным богоугодным делом (делами).

Где находится душа?

Вопрос о месте нахождения нашей души по настоящее время остается открытым. В определенные исторические периоды высказывались разные предположения. Одни ученые утверждали, что душа находится во Вселенной, другие – в теле человека. Но чаще всего вероятным местом обитания души называлось сердце. У Святых Отцов сердце есть чувствующая часть души и центр духовной жизни.

Каждый из нас хоть раз, но переживал сильный испуг (страх). В этот момент, как правило, в груди мы ощущаем некоторое похолодание и потом говорим: «душа в пятки ушла». С патофизиологической точки зрения это компенсаторная реакция организма, когда из-за большого выброса гормонов (катехоламинов) происходит спазм сосудов и кровь перераспределяется в верхнюю половину туловища. Так, возможно, кровеносная система – хранилище души? И в критической ситуации по ней кровь направляется в конкретный орган для обеспечения защитной реакции организма!

Что первично – душа или тело?

Основной вопрос теологии – не место нахождения души, а достоверный факт в том, что душа – первична. Тело всего лишь душевное орудие. Оно тянет душу к земле, а душа, напротив, тянется к небу. Душа понуждает тело к молитве, посту, хождению в храм, поклонам, добрым делам и покаянию, а тело по соблазну сатаны тянется к роскоши, «воздушным замкам и песчаным городам». Диавол постоянно толкает каждого из нас к удовлетворению сверхпотребностей, которые, как отравленные стрелы, наносят душевные раны нашему телу. Основное поле битвы между Всевышним и Сатаной – человеческая душа.

Почему тело неотделимо от души?

Общеизвестно, что тело нам дается во временное пользование. Это всего лишь инструмент достижения главной цели – оставить после себя на земле добрую память – светлую душу. Для этого человек использует свой талант, способности, умения, навыки и знания. Они должны быть направлены на богоугодные дела. Необходимо только успеть – ведь земное тело с годами дряхлеет, и мы превращаемся в немощных стариков. Душа же времени неподвластна. Она с годами только наполняется духовной и житейской мудростью.

Как тело неотделимо от души, так и душа неотделима от тела. Другими словами, тело без души и душа без тела – не человек. Такими нас создал Бог. Но с какой целью? Ответ очевиден – чтобы достичь блаженства вечной жизни. Это очень сложно! Потому что желания нашей души часто не совпадают с желаниями нашего тела. Для создания их гармонии необходимы весьма серьезные усилия. Главное – научиться слышать тонкий голосок своей души!

Бывают по жизни ситуации, когда человек оказывается перед трудным выбором – как поступить? В Евангелии, Святом Предании Церкви, живом общении с людьми, достигшими высот в духовной жизни, дан ответ: поступай так, как подсказывает тебе твоя душа, – по совести!

Что такое душевное богатство?

В народе их называют «не люди», потерявшие человеческое обличие. Им в принципе чужды такие христианские добродетели, как милосердие и сострадание. И это не душевно больные люди, а – душевно нищие! Они возлюбили зло, а не добро, поэтому сами уготовили себе вечные мучения в жизни вечной. Отрадно заметить, что в мире большинство душевно богатых людей. Их души раскрыты «нараспашку», они всегда готовы прийти на помощь не только попавшему в беду человеку, но «братьям нашим меньшим», защитить окружающую среду. Особенно ярко проявляются эти душевные качества в экстремальных ситуациях – во время войны, стихийных бедствий и в других критических обстоятельствах. Ведь «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанн 15:13).

Что такое душевное здоровье?

Душа человека ранима. Раздражение и уныние – первые признаки заболевания души, за которыми следуют болезни – гнев и похоть. Первые признаки выздоровления души – покаяние и надежда, за которыми следует обретение душой здоровья – решимости и Божественного утешения.

Необходимо подчеркнуть, что душевные болезни (с клинической точки зрения – психические расстройства) существовали во все века. Предполагалось, что корень зла – «злой дух, поселившейся в душе». В европейских клиниках в эпоху Средневековья для его изгнания широко практиковались методы лечения, которые базировались на боли (избиение, обливание холодной водой, обильное кровопускание, ампутации органов, трепанации черепа и др.).

На Руси к душевно больным относились с состраданием. Считалось, что это Божье наказание за прегрешения. Их селили в монастыри, обеспечивали уходом и монастырским врачеванием. В 1857 г. И.М. Балинский на базе Императорской медико-хирургической академии впервые в Европе и России организовал клинику душевных и нервных болезней. Через четверть века был построен клинический комплекс для лечения этих больных. В одном из зданий находилась церковь Божией Матери «Утоли моя печали». Здесь душевно страждущие получали не только самое современное лечение, но свято-отеческую помощь «в обретении цели и смысла жизни».

Может ли обрести душу искусственный интеллект?

В современном научном обществе активно обсуждаются проблемы, связанные с быстрым развитием искусственного интеллекта (ИИ), как одного из феноменов научно-технического прогресса. Предполагается, что со временем ученым-программистам удастся настолько усовершенствовать ИИ, что он повторит человеческую эволюцию и у него появится некое сознание. Однако ответ здесь очевиден – можно создать интегрированный, сложный и многослойный носитель информации, но душу воссоздать невозможно! Это аксиома. Человек, будучи образом Святой Троицы, несопоставим с ИИ, а человеческая личность, как несводимая к телу и душе, но парадоксально превосходящая их, не может быть создана с помощью сколь угодно тонких, но всегда природных схем, остающихся попыткой смоделировать функционирование человеческого ума.

Что значит «большая душа»?

Душевное состояние человека формируется годами. Главное – ему не следует замыкаться только на одной профессии. В данном контексте справедливо утверждение Кузьмы Пруткова: «Специалист – подобен флюсу». Необходимо стремиться быть всесторонне развитой и гармоничной личностью во многих профессиональных ипостасях. Например, врач и священник, военный врач-публицист и общественник и др. В каждой из них, как правило, достигнуты весомые результаты. О таких людях говорят – у этого человека большая – двуединая (триединая) душа.

Дела – путь души к вечности

Великий русский писатель, врач и общественник А.П. Чехов в своей записной книжке оставил такие строки: «Хорошо, если бы каждый из нас оставил после себя школу, кладезь или что-то вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно». И его слова не расходились с делом. Так, за 44 года своей жизни он написал не только двадцать томов всемирно известной прозы, но и основал общественную библиотеку, построил много деревенских школ, колокольню, дорогу, поставил в родном городе Таганроге памятник Петру I, совершил перепись населения на острове Сахалин. Как земский врач ежегодно принимал тысячи больных, в том числе во время эпидемии холеры, и бесплатно обеспечивал их лекарствами.

Жизнь прожить не поле перейти

Жизнь – это повседневная борьба между душой и телом, добром и злом. Благородная цель каждого из нас – направить свои силы, возможности и таланты, дарованные при рождении Всевышним, на богоугодные дела. Иного пути у нас нет. Главное, что Бог нам всегда в помощь. А память, которую мы оставим после себя на земле, и будет тем зеркальным образом нашей бессмертной души.