Найти тему
За чувства, да!

Как я на орган ходила или пытки искусством.

Есть у меня одна подруга, хотя, после этого случая - знакомая, даже «не дай Бог еще раз встретить». Она обожает культурную жизнь. Вся такая возвышенная, одухотворенная и утонченная. Концерты, выставки, лекции, перфомансы, спектакли и прочие духовно-развивающие мероприятия. Получает от них истинное удовольствие и несет эти удовольствие в массы, точнее - мне. Причем, аргумент всегда один: «Ну ты же культурная, у тебя искусствоведческое образование». Ах да, я же культурная, спасибо, что напомнила. Хотя срабатывает чаще жадность, чем желание развиваться. Главная её фишка: это сходить за малые деньги, а лучше - бесплатно. В этот раз деньги были небольшие: 500 рублей за органный концерт. Прекрасный осенний вечер воскресенья. Как говорят умные люди: «Ничего не предвещало беды».

Оделась: юбка, бусы, туфли на каблуках, все культурно, без излишеств. Все началось прямо на выходе из дома. Такси - это так банально и невозвышенно. Сама погода намекает на прогулку: насладиться последними лучами уходящего солнца, проникнуться пушкинской осенью. Как я могла отказаться от такого наслаждения и проникновения. У меня же удобные туфли. Асфальт вот только неудобный, точнее отсутствие его местами, и брусчатка или что там у нас на дороги кладут. Да, культурная я и приличная.

Наматюкавшись вдоволь и насладившись осенней листвой, мы пришли в консерваторию. В храм искусства. Причем храмом он был задолго до искусства, исторически это здание - архиерейский корпус. Архиерей, по-простому, начальник священников, жил скромно: 2 этажа, зал с колоннами, который спокойно вместил и орган, и человек 300 зрителей. Пришли, сели, пока не началось смотрим по сторонам. Рассматриваем портреты композиторов и живых людей-друзей по несчастью. Женщины тоже в бусах-культурные счастливые, готовые отдаться искусству, гордые, что пришли не одни, а в сопровождении. Сопровождающие по большей части в галстуках и с вопросом «Как я на это согласился?» Вот тут наступил час истины! Кто меня просил это программку брать, на принтере криво распечатанную: «Исполнители: студенты и ассистенты- стажеры, 2 отделения по 45 минут». Мысль вскочить и побежать прямо сейчас пришла внезапно и засела надолго. Но куда ж я на каблуках убегу. Началось. Свет не выключили, било прямо из хрустальных люстр, вспомнились сцены допросов с пристрастием. Выступления помню смутно. Все слилось, зациклилось: объявили, вышел, чаще вышла, поклонилась, табуреточку покрутила, спиной потрясла, по клавишам всеми конечностями постучала, встала, поклонилась и ушла, совсем ушла. Причем табуреточку настраивали дольше, чем играли. Самого исполнителя было не видно, но это и понятно: слушать же пришли, а не смотреть. Заснуть не получилось, это же орган, не скрипка. Иногда исполнитель выходил не один, с ним выходил еще ассистент, а иногда - два. Делали вид, что ноты переворачивают и регистры переключают. Кто не знает: регистры нужны, чтобы менять звучание инструмента. Мне кажется, исполнители были не уверены в своем профессионализме, и в случае массовой атаки зрителей, было бы за кого спрятаться. В 90-е так бизнесмены ходили, с телохранителями. Этакие милые бульдожки по бокам, чуть сзади. По команде «фас» порвут любого. Ассистенты к такому не готовы - слишком утонченные, причем, в прямом смысле-физически не удались. Вот и получалось: как два канделябра по бокам.

Единственное произведение оставившее неизгладимое впечатление в памяти или, точнее, в ушах. Звучало так, так как будто котом шмяк о клавиши, кот вырывается, орет, на лапы встать пытается и убежать. Но нет, это же искусство, его опять поймали и снова – шмяк! Причем кот такой немаленький, потому «шмяк» такой большой и долгий. Потом в программке посмотрела: «Крик уходящей Эвридики и отчаяние Орфея». Очень непонятно кто же так орал, и куда смотрел Аид, если позволил такие вопли. Или все черти разбежались. Я бы так и поступила, но вы помните: я на каблуках. В плену красоты и искусства. Еще и свет бьет в глаза, чувствую: допрос затянулся, пора признаваться. Вот только в чем?

Пока вспоминала, какую из 10 заповедей нарушала и сколько раз, зал зааплодировал, встал, люди стали продвигаться к выходу. Как же невовремя, только до седьмой дошла, на ней и застряла: приятно, знаете, вспомнить. Вышла из консерватории, вздохнула полной, в поэтическом смысле, грудью и пошла. Спина прямая, каблуками по асфальту местами, вся такая элегантная, уверенная в себе. Потому что после такого концерта бояться мне больше нечего.

Алёна Болд