В возрасте 4-5 лет в детском саду детей начинают смотреть логопеды. Они показывают детям книжки с картинками, просят назвать животных или предметы, объединить группу предметов или животных, под одно название. Если логопед общается с ребенком индивидуально, в присутствии родителя, он может попросить назвать свою фамилию, имя, отчество, город, в котором живет, улицу, дом и квартиру, имена родителей, братьев и сестёр. Результаты исследования помогают логопеду выделить, кто из детей не произносит необходимые по возрасту звуки, то есть имеет нарушения в звукопроизношении.
После того, как дети с нарушениями речи отобраны логопедом, родителям рекомендуют посетить ряд врачей, для получения медицинского заключения.
Обязательно нужно посетить невролога. Если до этого момента вы наблюдались с ребенком у этого специалиста, нужно предоставить историю болезни и диагноза, если таковой имеется, также невролог уточнит о течении беременности, ее особенностях, лечении, которое назначалось прежде, выслушает жалобы. Он в свою очередь направит ребенка к педиатру, офтальмологу, нейропсихологу, психиатру и логопеду, иногда требуется посетить отоларинголога, стоматолога и даже хирурга, если имеются показания. К этим специалистам необходимо записаться, предоставив направление, выданное неврологом. Затем необходимо будет в назначенное время посетить требуемых специалистов.
Первым делом производится измерение роста и веса ребенка, после чего нужно пройти к педиатру. Этот врач, исходя из произведённой метрики, делает выводы о соответствии роста и веса, возрасту ребенка, осматривает горло, слушает стетоскопом. Если наблюдаются какие-нибудь отклонения от нормы, выясняет такие моменты, как особенности протекания беременности и наследственный фактор.
Затем нужно посетить логопеда. Этот специалист, так же как и логопеды в детском саду, задаст необходимые для выявления нарушений речи ребенка, вопросы, покажет книги или карточки, сделает соответствующие записи в карте.
Следующий специалист - это нейропсихолог, он также будет разговаривать с ребенком, для выявления проблем с психикой или их отсутствия.
Офтальмолог произведёт стандартную процедуру проверки зрения. Это просмотр таблицы Орловой с картинками. Офтальмолог покажет ребенку на картинки и попросит называть их, при этом закрывая сначала один, затем другой глаз. Затем осмотрит глазное дно.
С соответствующими записями в карте, после посещения всех необходимых специалистов, нужно будет снова посетить невролога. Он, исходя из всех записей в карте, напишет заключение для детского сада, в котором будет написан диагноз и рекомендации, относительно необходимости и целесообразности перехода в логопедическую группу.
После получения такого медицинского заключения, родитель должен подготовить пакет документов. В него входит копия паспорта родителя, первой страницы и страницы с пропиской; копия свидетельства о рождении ребёнка; копия СНИЛС ребёнка; копия формы 8, о постоянной прописке ребенка или копия формы 3, если у ребенка временная прописка; копия и оригинал медицинского заключения. Также потребуется написать заявление о согласии на прохождение психолого-медико-педагогической комиссии.
После предоставления пакета документов в сад, назначается дата и время для посещения логопедической комиссии или ПМПК. Обычно комиссия собирается либо в детском саду, либо в соцзащите по месту жительства ребёнка. На каждого ребенка выделяется не более 15 минут.
Логопедическая комиссия состоит из председателя (специалиста в образовательной области); заместителя (специалиста в сфере здравоохранения); врача (может быть окулист,ортопед, педиатр, отоларинголог и т.д.); психолога; специального педагога (логопед, дефектолог и т.д.); социального педагога; возможно также присутствие юриста.
На комиссии ребенку могут задавать различные вопросы, давать задания. Могут попросить назвать предметы, животных, цвета, формы, фигуры, время года и т.д. Возможно попросят нарисовать что-то, собрать пирамидку, вложить фигуры друг в друга, рассказать стишок и т.д.
Результат прохождения логопедической комиссии озвучивается сразу же после ее прохождения.
По ее результатам ребенок может быть определен в логопедическую группу. В таких группах детей намного меньше, чем в обычных. С ними занимаются логопеды, как в виде групповых занятий, так и индивидуально, направленно устраняя дефекты речи каждого отдельного ребенка. Если в детском саду нет специальной логопедической группы, то осуществляется перевод в другой сад, где такая группа есть.
Многие родители боятся проходить логопедическую комиссию, а услышав о том, сколько нужно обойти врачей, отказываются за нехваткой времени и прочими отговорками. Не стоит бояться, на деле все оказывается не так сложно, как кажется с первого взгляда. Однако преимуществ в обучении и нахождении в логопедической группе детского сада намного больше, нежели недостатков.