Найти в Дзене

Обмен ролями

Бабушка и внучка категорически не понимают друг друга: Ксюша не может жить без интернета, а школьная учительница на пенсии считает гаджеты бессмысленной тратой времени. Что будет, если они поменяются местами?

Антонина Петровна Савельева никогда не думала, что в свои шестьдесят девять лет ей придется начать ругаться. Но жизнь, как известно, полна сюрпризов.

Что за ерунду ты несешь, Ксюша? — возмущенно воскликнула она, глядя на внучку поверх очков. — Какие еще, прости господи, «лайки»? Ты о собаках, что ли?

Семейный обед в доме Савельевых, обычно проходивший в атмосфере чинного благообразия, на этот раз грозил превратиться в поле битвы. Ксения, раздраженно постукивая ногтями по экрану смартфона, закатила глаза:

— Бабуль, ну сколько можно? Я же тебе уже сто раз объясняла. Лайки — это когда людям нравится то, что ты выкладываешь в сеть. Понимаешь? Вот я фотку выложила — бам! — и уже сотня лайков.

— Господи помилуй, — простонала Антонина Петровна, — что за бессмыслица! И вот этой ерундой ты занимаешься целыми днями? А работать когда будешь?

Виктор, отец Ксении, попытался разрядить обстановку:

— Мам, ну ты чего? Ксюша же зарабатывает своим блогом. Правда, дочь?

— Да, пап, — кивнула Ксения, не отрывая взгляда от телефона. — Только что контракт подписала на рекламу новой линейки косметики. Хорошие деньги, между прочим.

Антонина Петровна всплеснула руками:

— Какая косметика? Какие деньги? Ты же институт с красным дипломом закончила! Учитель математики — прекрасная профессия. А ты что делаешь? Сидишь целыми днями, уткнувшись в телефон, фоточки свои выкладываешь. Срам, да и только!

— Бабуль, ты просто не понимаешь, — вздохнула Ксения. — Сейчас другое время. Я не сижу без дела — я работаю. Вот прямо сейчас.

— Как это — работаешь? — изумилась Антонина Петровна. — Ты же в телефон смотришь!

— Я отвечаю на комментарии подписчиков, — пояснила внучка. — Это важно для продвижения блога.

Алла, мать Ксении, попыталась сменить тему:

— А давайте лучше о чем-нибудь другом поговорим? Вот, например...

Но Антонина Петровна уже завелась:

— Нет уж, давайте договорим! Ксения, я считаю, что ты попросту прожигаешь жизнь. Вместо того, чтобы приносить пользу обществу, учить детей, ты занимаешься ерундой!

— Ага, — саркастически хмыкнула Ксения, — а сидеть целыми днями у телевизора и смотреть сериалы — это, конечно, невероятно полезно для общества.

— Что ты сказала? — Антонина Петровна побагровела. — Да как ты смеешь! Я, между прочим, сорок лет в школе проработала. Имею право на отдых!

— Ну вот и я имею право жить так, как считаю нужным, — отрезала Ксения.

Виктор попытался вмешаться:

— Так, девочки, давайте успокоимся...

Но было уже поздно. Антонина Петровна, распаленная спором, вдруг выпалила:

— А знаешь что? Давай поменяемся местами! На месяц. Ты поживешь, как я — без своих гаджетов и интернетов. А я попробую твою жизнь. Вот тогда и посмотрим, кто прав!

В комнате повисла звенящая тишина. Ксения, Виктор и Алла ошеломленно уставились на Антонину Петровну. А та, кажется, сама удивилась тому, что сказала.

Ксения первой пришла в себя. На ее губах заиграла лукавая улыбка:

— Знаешь что, бабуль? А давай! Спорим, ты и недели не продержишься с моим расписанием?

— Это мы еще посмотрим, — запальчиво ответила Антонина Петровна. — Готовься, внучка, к настоящей жизни!

Виктор и Алла переглянулись. Кажется, их ожидал очень интересный месяц.

Прошла неделя. Антонина Петровна стояла посреди Ксюшиной квартиры-студии, растерянно оглядываясь по сторонам. Минималистичный интерьер вызывал у нее непонятное чувство тревоги: огромный монитор на столе, какие-то непонятные коробочки с мигающими лампочками...

Неожиданно пискнул телефон — новенький смартфон, который Ксюша вручила бабушке перед отъездом. Антонина Петровна вздрогнула и с опаской посмотрела на экран.

— Ну-ка, что тут у нас? — пробормотала она, щурясь и пытаясь разобрать мелкий шрифт. — Так, сообщение от Ксюши.

"Бабуль, как ты там? Освоилась? Не забудь, в 14:00 у тебя стрим с подписчиками. Не опаздывай!"

— Какой еще стрим? — в панике воскликнула Антонина Петровна. — Господи, во что я ввязалась?

Она набрала номер внучки. Ксения ответила после первого же гудка.

— Алло, бабуль! Как дела?

— Ксюша, что за ерунду ты мне написала? — возмущенно начала Антонина Петровна. — Какой стрим? Что это? Зачем?

На том конце послышался смешок.

— Бабуль, ты же хотела узнать, как я живу? Вот и узнаешь. Стрим — это прямой эфир с подписчиками. Будешь общаться с ними, отвечать на вопросы. Ничего сложного!

— Да ты с ума сошла! — воскликнула Антонина Петровна. — Какое общение? О чем мне с ними разговаривать?

— О чем хочешь, — беззаботно ответила Ксения. — О книгах, например. Ты же у нас литературу преподавала. Расскажи про своих любимых писателей.

Антонина Петровна на секунду задумалась. Идея поговорить о литературе ей понравилась, но сам формат пугал.

А если я что-то не так скажу? Если опозорюсь?

— Бабуль, не переживай, — успокоила ее внучка. — Мои подписчики — люди адекватные. К тому же, они в курсе нашего эксперимента, знают про обмен ролями и с нетерпением ждут общения с тобой. Просто будь собой, хорошо?

Антонина Петровна тяжело вздохнула.

Ладно, была не была. Попробую. А как мне... это самое... попасть в этот стрим?

— Я тебе сейчас инструкцию скину, — ответила Ксения. — Все просто, справишься. Удачи, бабуль! Ты крутая!

Связь прервалась, а Антонина Петровна осталась стоять посреди комнаты, чувствуя себя совершенно потерянной.

В это же время Ксения сидела в уютном кресле в квартире бабушки, с наслаждением вдыхая запах старых книг. На коленях у нее лежал потрепанный томик Тургенева.

Вдруг зазвонил старенький дисковый телефон, заставив Ксению вздрогнуть. Она сняла трубку.

— Алло?

— Ксюшенька? Это тетя Вера, бабушкина подруга, — раздался в трубке дребезжащий голос. — А Тонечка где?

— Здравствуйте, тетя Вера, — вежливо ответила Ксения. — Бабушка... эээ... уехала на месяц. А что вы хотели?

— Ай-ай-ай, как же так? — запричитала тетя Вера. — У нас же сегодня в три часа встреча книжного клуба! Тонечка обещала доклад про Тургенева подготовить.

— А, точно. Бабушка мне говорила. Я подготовлю доклад вместо нее. Вы не против?

— Ты? — удивленно переспросила старушка. — Ну... хорошо, приходи. Только не опаздывай!

Повесив трубку, Ксения посмотрела на часы. До трех оставалось чуть больше двух часов. Она устроилась поудобней и вернулась к Тургеневу. Пролистывая страницы "Отцов и детей", Ксения вдруг поймала себя на мысли, что обмен ролями оказался неплохой идеей - впервые за долгое время она чувствует азарт и интерес к чему-то, не связанному с интернетом и социальными сетями.

А в это время Антонина Петровна, преодолевая дрожь в руках, нажала кнопку "Начать трансляцию" на ноутбуке внучки. Она с ужасом наблюдала, как растет число зрителей в чате.

-2

— Здравствуйте, дорогие... эээ... подписчики, — неуверенно начала она. — Меня зовут Антонина Петровна, и сегодня мы с вами поговорим о русской классической литературе...

Антонина Петровна не заметила, как пролетел час. Она увлеченно отвечала на вопросы, рассказывала о любимых произведениях, делилась своими мыслями о русской литературе. Когда же она, наконец, взглянула на часы, то не смогла сдержать удивленного возгласа.

— Батюшки, уже столько времени прошло! — она покачала головой. — Что ж, дорогие мои, пора нам прощаться. Спасибо вам за чудесную беседу. Надеюсь, вам было так же интересно, как и мне.

Закончив трансляцию, Антонина Петровна откинулась на спинку кресла, чувствуя приятную усталость и неожиданное удовлетворение.

А ведь недурно получилось, — пробормотала она себе под нос. — Кто бы мог подумать...

В это же время Ксения стояла перед группой пожилых дам в уютной гостиной тети Веры. Ее щеки горели, а глаза блестели от возбуждения.

— И вот, дамы, — говорила она, активно жестикулируя, — "Отцы и дети" — это не просто роман о конфликте поколений. Это глубокое исследование человеческой природы, попытка понять, как меняется общество и почему так сложно бывает найти общий язык даже с самыми близкими людьми.

Пожилые женщины внимательно слушали, кивая и обмениваясь одобрительными взглядами.

— Скажите, Ксения, — спросила одна из них, — а вы не находите, что проблемы, поднятые Тургеневым, актуальны и сегодня?

Ксения на мгновение задумалась.

— Знаете, я как раз об этом размышляла, готовясь к докладу, — ответила она. — И пришла к выводу, что да, абсолютно актуальны. Возьмите хотя бы наш с бабушкой эксперимент. Разве это не современная версия конфликта "отцов и детей"?

После окончания встречи Ксению окружили восторженные слушательницы.

— Деточка, вы так интересно рассказывали! — воскликнула тетя Вера. — Приходите к нам еще!

— Обязательно приду, — улыбнулась Ксения, чувствуя неожиданное тепло в груди. — Спасибо вам за теплый прием.

Следующие дни для Антонины Петровны и Ксении пролетели в калейдоскопе новых впечатлений.

Ксения, поначалу чувствовавшая себя не в своей тарелке без привычных гаджетов, постепенно втянулась в размеренный ритм бабушкиной жизни: ходила за покупками вместо доставки, выходила погулять в парк и, сидя на скамейке, составляла контент-планы для своих будущих статей и трансляций в тетрадке, а не в ноутбуке.

-3

А Антонина Петровна, преодолев первоначальный страх перед техникой, с головой окунулась в мир интернета. После успешного стрима она почувствовала вкус к общению с онлайн-аудиторией и решила не останавливаться на достигнутом.

— Ксюша, милая, — звонила она внучке чуть ли не каждый день, — а как мне... это самое... блог завести?

Ксения терпеливо объясняла бабушке азы ведения блога, и вскоре Антонина Петровна стала гордой обладательницей собственной странички под названием "Классика глазами пенсионерки".

— Представляешь, — восторженно делилась она с сыном, — я вчера про "Евгения Онегина" пост написала, а его уже пятьдесят человек лайкнули! Пятьдесят, Витя! Это ж целых три класса!

Но на этом Антонина Петровна не остановилась. Она записалась на онлайн-курсы по современной литературе, часами бродила по виртуальным музеям и даже начала осваивать приложение для изучения английского языка.

— Никогда не поздно учиться новому, — заявила она изумленной невестке. — Вот выучу английский и буду Шекспира в оригинале читать!

Прошло три недели с начала эксперимента. Антонина Петровна, сидя за компьютером внучки, просматривала местные новости в интернете. Внезапно ее внимание привлек пост мэра города о планах реконструкции центрального парка.

— Батюшки, да что ж это такое! — воскликнула она, вчитываясь в текст. — Хотят наш старый дуб спилить, видите ли, мешает он им!

Не задумываясь, Антонина Петровна начала печатать комментарий:

"Уважаемый господин мэр! Я, может, и старая, но память у меня еще не отшибло. Этот дуб — свидетель истории нашего города. Под ним еще мой дед с бабкой на свидания бегали! Так и знайте: тронете дерево — мы, пенсионеры, живой цепью встанем. Посмотрим, найдется ли у вас бульдозер, которым сможет нас сдвинуть!"

Нажав "отправить", Антонина Петровна удовлетворенно откинулась на спинку кресла. А утром проснулась знаменитостью.

Ее комментарий разошелся по всем местным группам в социальных сетях. Люди делились им, обсуждали, поддерживали.

А через неделю она уже стояла на сцене городского Дома культуры, принимая награду в номинации "Открытие года" на конкурсе местных блогеров и рассказывала про обмен ролями.

— Я... я даже не знаю, что сказать, — растерянно произнесла она в микрофон. — Еще месяц назад я и слова-то такого не знала — "блогер". А теперь вот... Спасибо вам всем! И отдельное спасибо моей внучке Ксении — если бы не она, я бы никогда не открыла для себя этот удивительный мир интернета.

Ксения вместе с родителями сидели в первом ряду, переполненные гордостью.

Кто бы мог подумать, а? — шепнул Виктор жене. — Мама — звезда интернета!

Алла только головой покачала, все еще не веря своим глазам.

Когда церемония закончилась, Ксения подбежала к бабушке и крепко ее обняла.

Бабуль, ты просто супер! — воскликнула она. — Я так тобой горжусь!

Антонина Петровна ласково погладила внучку по голове.

— Спасибо, Ксюшенька. Знаешь, а ведь наш месяц уже заканчивается...

Ксения вдруг погрустнела.

— Да, я знаю. Честно говоря, я за это время привыкла к тихой размеренной жизни...

— А я открыла для себя столько нового, — кивнула Антонина Петровна. — Может, нам и не нужно возвращаться к старому? Может, мы просто... соединим наши миры?

Глаза Ксении загорелись.

— Бабуль, а ведь это идея! Давай устроим совместный проект — ты будешь рассказывать о классике, а я буду помогать тебе с технической стороной и современным взглядом!

— А что, — усмехнулась Антонина Петровна, — неплохая мысль. "Классика и современность: взгляд двух поколений". Как тебе такое название?

— Отлично! — воскликнула Ксения. — Бабуль, да мы с тобой теперь непобедимы! Обмен ролями явно пошел нам на пользу!

Они рассмеялись и снова обнялись, чувствуя, как за этот месяц стали намного ближе друг к другу. А вокруг них суетились журналисты, щелкали фотоаппараты, но бабушка и внучка этого не замечали. Они были слишком заняты, планируя свое новое, общее будущее.

-4