Найти в Дзене
Искусство на Века

Юло Соостер: первопроходец русского сюрреализма

…..«новая веха в Истории Советской живописи». Ю́ло И́льмар Иоганнесович Со́остер – выдающийся эстонский художник, чье творчество оказало значительное влияние на развитие авангардного искусства в Советском Союзе. Несмотря на свою принадлежность к эстонской школе, Соостер по праву считается одним из первопроходцев советского сюрреализма и ярким представителем авангарда. Родился в 1924 году в Эстонии на острове Хийумаа. Его родители были простыми людьми. Отец Иоганнес был склонен к музыке, обладал абсолютным слухом. На острове он организовал хор, который всегда принимал участие в празднествах. Неизменной участницей хора в молодости была и мать художника, Веэра. Соостер с ранних лет проявлял незаурядные художественные способности.  В 1948 году окончил Государственный художественный институт в Тарту. Однако 28 декабря 1949 был арестован вместе с четырьмя студентами (В. Охакас, Э. Рооде, Х. Рооде, Х. Вийрес), мечтавшими после окончания института стажироваться в Париже или Италии. Группе пре

…..«новая веха в Истории Советской живописи».

Юло Соостер
Юло Соостер

Ю́ло И́льмар Иоганнесович Со́остер – выдающийся эстонский художник, чье творчество оказало значительное влияние на развитие авангардного искусства в Советском Союзе. Несмотря на свою принадлежность к эстонской школе, Соостер по праву считается одним из первопроходцев советского сюрреализма и ярким представителем авангарда.

Родился в 1924 году в Эстонии на острове Хийумаа. Его родители были простыми людьми. Отец Иоганнес был склонен к музыке, обладал абсолютным слухом. На острове он организовал хор, который всегда принимал участие в празднествах. Неизменной участницей хора в молодости была и мать художника, Веэра. Соостер с ранних лет проявлял незаурядные художественные способности. 

Юло Соостер, «Автопортрет»,
Юло Соостер, «Автопортрет»,

В 1948 году окончил Государственный художественный институт в Тарту. Однако 28 декабря 1949 был арестован вместе с четырьмя студентами (В. Охакас, Э. Рооде, Х. Рооде, Х. Вийрес), мечтавшими после окончания института стажироваться в Париже или Италии. Группе предъявили обвинение в измене Родине и попытка в захвате самолёта, чтобы лететь в Париж. Всех осудили по статье 58-1 «а» сроком на 10 лет. Соостер отбывал срок в Карагандинском лагере (Карлаг) в Казахстане, где кстати и выучил русский язык, до этого он его не знал. В Карлаге художник познакомился с заключенной Лидией Серх, которая в последствии стала его женой. В заключении Соостер тайно рисовал зону, изображал бытовые зарисовки лагерной жизни, зарисовывал портреты сокамерников. Некоторые работы он делал ради заработка. 

Юло Соостер, «Можжевельники», 1963 г.
Юло Соостер, «Можжевельники», 1963 г.

После освобождения и реабилитации Юло и Лидия направляются в город Йыхви, Эстония, где они расписались. Однако надежды на устройство в Эстонии не оправдались, так как Соостер не мог найти работу. Сестра Соостера, Меэди помогала брату и его жене прожить в Эстонии год. В 1957 году художник с женой приняли решение переехать в Москву. В столице Соостер обращается к книжной графике и находит первый заказ в издательстве «Молодая Гвардия» на написание иллюстрации к книге «В летний зной». Дальше его стали приглашать такие издательства, как «Мир», «Знание», «Детская литература», он сотрудничао с журналом «Знание – сила»

Юло Соостер, «Рисунок для иллюстрации книги Крутогоров, Ю. «Как речка пришла в дом», 1966 г.
Юло Соостер, «Рисунок для иллюстрации книги Крутогоров, Ю. «Как речка пришла в дом», 1966 г.

Именно благодаря графике Соостер получил признание, как один из лучших иллюстраторов отечественной и зарубежной фантастики и научно-популярной литературы. Его работы отличаются причудливым, сюрреалистическим видением, сочетающим фантастические образы с элементами абстракции. Именно в качестве иллюстратора Соостера стали считать в кругах советской художественной интеллигенции первым русским сюрреалистом.

Юло Соостер, «Можжевельники», 1968 г.
Юло Соостер, «Можжевельники», 1968 г.

Помимо работы в издательствах художник занимается собственным творчеством. Он входит в нонконформистскую среду, знакомится с лианозовской группой художников. Соостер к началу 1960-х годов уже вполне авторитетен в кругу художников. В 1962 году его приглашают принять участие в выставке, которая состоялась на Таганке. Выставлялись Белютин со своей студией и группа Юло Соостера - Ю. Соболев, В. Янкилевский и Эрнст Неизвестный. Выставка прошла удачно, и Соостер решил, что будет продолжать выставляться. Вскоре ему предложили принять участие в выставке в гостинице «Юность», но власти перенесли экспозицию в Манеж. Там открывалась выставка, посвященная 30-летию МОСХа. Художнику сообщили, что утром пожалует сам Хрущев. Так Соостер оказывается участником «манежного скандала»

Никита Сергеевич Хрущёв на выставке «30 лет МОСХ», 1962 г.
Никита Сергеевич Хрущёв на выставке «30 лет МОСХ», 1962 г.

Скандал начался после выставки современного искусства в Манеже, которую посетил Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Хрущев резко раскритиковал представленные на выставке абстрактные и авангардные произведения, назвав их «формализмом» и «упадочным искусством». Это вызвало бурную реакцию творческой интеллигенции, которая увидела в действиях Хрущева попытку вернуться к сталинским методам контроля над искусством. Последовали митинги и демонстрации протеста, в которых участвовали писатели, художники, студенты. Власти жестко подавили эти выступления, многих участников арестовали. Ареста ждал и Соостер, но он не состоялся.

Художник не был членом ни Союза художников, ни Союза графиков. Однако, его другу Илье Кабакову удалось добиться разрешения на строительство мастерской для Соостера. Мастерскую для художника проектировал архитектор Давид Коган, но она так до конца и не была достроена. Художник переехал в нее и стал проводить там всё своё время, приезжая домой к жене и сыну.

Юло Соостер, «Залитые лунным светом можжевельники», 1967 г.
Юло Соостер, «Залитые лунным светом можжевельники», 1967 г.

Значимыми работами являются картины написанные после 1960 годов,в которых он изображает яйца, можжевельник, рыб, глаза. Ключевой особенностью полотен Соостера является их эмоциональная выразительность, достигаемая с помощью смелых мазков, ярких контрастных цветов и причудливых, деформированных форм. Его картины передают бурю чувств, внутренний надрыв и экзистенциальные переживания, характерные для человека. Соостер – мастер экспериментальной живописи, вобравшей в себя абстрактный экспрессионизм и сюрреализм. 

Режиссер Андрей Хржановский в 1968 году предложил Соостеру сделать мультфильм «Стеклянная гармоника» по сценарию Шпаликова. Фильм вышел на экраны в этом же году, однако любые проявления свободомыслия в стране стали пресекаться, и фильм положили на полку. Второй фильм Соостер создал с режиссером Е. Гамбургом, который пригласил в качестве художника-постановщика. Фильм назывался «Осторожно, волки!». В дальнейшем авангардный взгляд и свобода творчества Соостера повлияли на деятельность молодых художников и мультипликаторов.

Юло Соостер, «Эскизы обложки и фронтисписа к книге М. Фрейна «Оловянные солдатики», 1968 г.
Юло Соостер, «Эскизы обложки и фронтисписа к книге М. Фрейна «Оловянные солдатики», 1968 г.

На протяжении своей творческой карьеры Соостер активно участвовал в выставках и художественных объединениях Эстонии и Советского Союза, оказав значительное влияние на развитие национального и советского авангардного искусства. Его работы находятся в собраниях Художественного музея Эстонии, Тартуской художественной галерее, в музейных коллекциях России и других.

Несмотря на то, что Юло Соостер ушел из жизни сравнительно рано, в возрасте 46 лет, он оставил яркий творческий след, ознаменовав собой новую веху в истории советской живописи. Его экспрессивный, сюрреалистический стиль продолжает вдохновлять и восхищать ценителей современного искусства.

С любовью, «Искусство на Века»

P.S.  Подписывайтесь на наш телеграмм канал «Искусство на Века»