Найти в Дзене

Так уж сложилось...

О том, что у нее есть отец, Дарья, в принципе, догадывалась. Не в капусте же ее нашли! Однако своего биологического родителя женщина ни разу даже в глаза не видела. Все, что от него осталось - это несколько старых фотографий, часы и, собственно, сама Дарья. Когда она была уже подростком, мама, Алевтина Петровна, рассказала ей, что довольно рано вышла замуж за свою институтскую любовь, парня по имени Тихон. - Он и правда таким тихоней был, - улыбалась она. - Я тогда подумала, что именно такой муж мне и нужен. Чтобы спокойный, чтобы не буянил... Сама Аля выросла в семье жестоких деспотичных родителей, который, чуть что им не по нраву, вымещали злобу на дочери и друг на друге. Насмотревшись на такое, Алевтина поняла, что не хочет подобной судьбы ни себе, ни своим будущим детям. И вот - ОН. Высокий, немного неуклюжий, застенчивый. Аля и сама не была бойкой девчонкой, но ей все же удалось наладить общение. Тихон был очень рад - девушки не особо обращали на него внимание, а Аля пусть и не

О том, что у нее есть отец, Дарья, в принципе, догадывалась. Не в капусте же ее нашли! Однако своего биологического родителя женщина ни разу даже в глаза не видела. Все, что от него осталось - это несколько старых фотографий, часы и, собственно, сама Дарья.

Когда она была уже подростком, мама, Алевтина Петровна, рассказала ей, что довольно рано вышла замуж за свою институтскую любовь, парня по имени Тихон.

- Он и правда таким тихоней был, - улыбалась она. - Я тогда подумала, что именно такой муж мне и нужен. Чтобы спокойный, чтобы не буянил...

Сама Аля выросла в семье жестоких деспотичных родителей, который, чуть что им не по нраву, вымещали злобу на дочери и друг на друге. Насмотревшись на такое, Алевтина поняла, что не хочет подобной судьбы ни себе, ни своим будущим детям.

И вот - ОН. Высокий, немного неуклюжий, застенчивый. Аля и сама не была бойкой девчонкой, но ей все же удалось наладить общение. Тихон был очень рад - девушки не особо обращали на него внимание, а Аля пусть и не блистала красотой, все же была очень милой и симпатичной. Вскоре молодые люди решили пожениться.

Молодая жена поначалу пришлась ко двору - свекры хорошо ее приняли. Отцу Тихона было, в общем-то, все равно, его интересовала только стряпня жены и газеты, а вот свекровь раскрылась далеко не сразу. Надежда Викентьевна первое время изучала Алевтину и, поняв, что девушка не имеет твердого характера и острого языка, сразу же взяла ее в оборот.

- Что, думаешь, если захомутала приличного мальчика, то можно теперь всю оставшуюся жизнь баклуши бить?! - ехидно шипела Надежда Викентьевна. - Работает она, ты посмотри на нее... Да мы на заводе по три смены пахали и успевали все! И дома все блестело, и муж с детьми обихожены были. А ты чего? Вот что это такое? ЧТО. ЭТО. ТАКОЕ???

Свекровь проводила пальцем по верху холодильника.
- До твоего появления у меня ни пылинки, ни соринки дома не было! Притащил Тиша свинью заср@тую... Да после тебя тут все надо хлоркой посыпать!

Несмотря на то, что Надежда Викентьевна считала свою семью интеллигентной, в выражениях в адрес невестки и вообще всех, кто чем-то ей не нравился, она не стеснялась. Могла и матом приложить. Аля была в ужасе. Конечно, в своей семье она всякое видала и слыхала, но из уст главного экономиста музыкального училища слышать подобное...

Алевтина жаловалась мужу, на что тот лишь виновато улыбался:
- Алечка, ну вот такая у меня мама. Что я могу поделать? Так уж сложилось...

Фразы "так сложилось" и "такова жизнь" вообще были девизами Тихона. Аля с грустью обнаружила, что супруг абсолютно безынициативен и не хочет принимать никаких решений, предпочитая плыть по течению. Он не искал карьерного роста, не думал, как улучшить их жилищные условия, хотя Аля неоднократно предлагала съехать от его родителей.
- Аль, ну куда нам податься? В коммуналку? - укоризненно смотрел Тихон на свою замученную жену. - Так уж вышло, что живем с папой и мамой. Скажи спасибо, что не под мостом.

Алевтина была готова хоть под мост, лишь бы подальше от свекрови.

Надежда Викентьевна немного присмирела, когда Тихон гордо сообщил ей, что она скоро станет бабушкой. Конечно, невестку она не полюбила и ласковее с ней разговаривать не стала, но все же хозяйством нагружала поменьше.

Однако чем ближе был срок родов, тем больше свекровь изводила Алевтину подозрениями.
- Что-то не бьется у меня дебет с кредитом, - ворчала она. - Тебе рожать в мае, значит забрюхатела ты в августе. А в августе Тиша на две недели в командировку уезжал. С кем кувыркалась, по.дстилка колхозная?!
- Да вы что, Надежда Викентьевна! - плакала Аля. - Я же никуда, кроме дома, работы и магазин не хожу! А дома все время у вас перед глазами, ни на минуту не пропадала.
- Да тебе бы и минуты хватило, др.янь... - шипела свекровь.

Тихон, как всегда только пожимал плечами, говорил "такова жизнь" и что женщины должны как-то сами договориться. Аля надеялась лишь на то, что ребенок будет очень похож на мужа, и все сомнения в его отцовстве отпадут сами собой.

В середине мая Алевтина родила дочку, которую назвала Дарьей в честь покойной бабушки - единственного человека в семье, который ее любил.
На выписку приехала лишь Надежда Викентьевна, и в руке у нее был чемодан Алевтины, тот самый, с которым она пришла в семью мужа. Девушка сразу все поняла.
- Я хочу поговорить с Тихоном, - решительно сказала она.
- А он с тобой говорить не хочет! - рявкнула свекровь. - Бедный мой мальчик, ему пришлось из города уехать от такого позора! Его эти сплетни до нервного срыва довели!
- Так вы сами эти сплетни и распространяете! - рассердилась Алевтина.
- Рот свой по.ганый закрой, - с этими словами Надежда Викентьевна швырнула чемодан на пол. - Забирай свое ба.рахло, своего выр.одка и исчезни из нашей жизни навсегда.

Аля осталась совсем одна.
Она долго думала, что делать и куда податься. К родителям возвращаться она не хотела ни при каких обстоятельствах - отец уже не просто пил, а пил до белой горячки и в таком состоянии был совершенно неконтролируемым. Других родственников не было. Денег теперь тоже не было. Хотя...
Аля открыла чемодан и проверила свою заначку. Ох, слава богу, что свекровь не нашла ее! Аля каждый месяц откладывала небольшую сумму на черный день и прятала в тканевом конверте, который хранила в старом свитере. "Да уж, чернее дня у меня уже, наверное, не будет", - грустно усмехнулась она.

Первое время она перекантовалась у подруги, потом сняла комнату, а когда вышла на работу, ей выделили общежитие. Конечно, жизнь медом и сахаром не казалась - Алевтине приходилось много работать, брать подработки и на всем экономить, но она знала, что должна быть сильной ради своей любимой Дашеньки.

Однажды прямо на улице она столкнулась с теперь уже бывшим мужем.
- Тихон, нам надо поговорить! - настойчиво произнесла она.
- Аля, не усложняй все, - поморщился мужчина. - Нашей семье не нужны проблемы.
- А о нашей семье ты думал?! - сердито воскликнула она. - У тебя дочь растет!
Твоя, родная дочь, что бы твоя мамулечка там ни болтала про меня. Если бы ты увидел Дашу, то понял, как она на тебя похожа. А ты прячешься, как последний трус. Хотя... почему "как"?
- Аля... - нервно сглотнул Тихон, отводя глаза. - Мне жаль, но так уж вышло. Я... понимаешь...

Алевтина проследила за его взглядом и усмехнулась - на безымянном пальце красовалось новое обручальное кольцо.
- А ты даром время не терял! Надеюсь, твоя новая женушка хлебнет с твоей мамашей того же, что и я.

Сказав это, Алевтина резко развернулась и зашагала прочь, изо всех сил пытаясь не заплакать.

Шли годы, Даша росла, пошла в школу. У Алевтины дела тоже наладились, она нашла более высокооплачиваемую работу и наконец-то смогла купить им с дочерью собственное жилье.
Мужчины оказывали ей знаки внимания, но Алевтина всем отказывала.
- Не могу, - вздыхала она. - Видимо, я все еще люблю Тихона...

-2

Дарья возвращалась домой в приподнятом настроении. На работе она закрыла очень важный проект, муж скоро приедет из заграничной командировки с гостинцами, дочка похвасталась пятеркой по алгебре, подруга завтра зовет на день рождения, словом, жизнь прекрасна и удивительна!
Однако на походе к подъезду прекрасное настроение сменилось тревогой - там выхаживал какой-то странный тип, и каким-то внутренним чутьем Дарья поняла, что он пришел именно к ней.

- Что вам нужно? - прямо спросила она.
- Дашенька! - обрадовался мужчина. - Ты меня узнала?!
- Нет, - холодно ответила она. - Так что вам нужно? И кто вы такой?
- Даша, ну как же так! - прослезился незнакомец. - Это же я, твой папа!

Некоторое время Дарья молча разглядывала его. Он выглядел значительно старше своих лет - лицо испещрено глубокими морщинами, голова вся седая. Как будто ему не около шестидесяти, а все семьдесят. С гаком. Одет он был в какое-то несуразное пальто на пару размеров больше и в целом выглядел так, будто его достали из старого чемодана, кое-как отряхнули от пыли и выставили на улицу проветриваться. "Нафталиновый дедушка" - усмехнулась про себя Дарья.

- Мда... - произнесла она вслух. - История стара, как мир. Называется "Возвращение блудного отца".
- Ну... так уж получилось... - вздохнул Тихон.
- Пойдемте, - сухо скомандовала Дарья и направилась к входной двери.

Дома она заварила чай и достала из холодильника остатки вафельного торта.
- С чем пожаловали? Пожалова
л...
- Посмотреть на тебя хотел, - вздохнул Тихон.
- Я не музейный экспонат. Тебе мама рассказала, где меня искать?
- С Алей я с тех пор не виделся, - сказал он. - А тебя нашел благодаря интернету. Сейчас это несложно. Расскажешь, как живешь?
- Расскажу, отчего нет? - Дарья пожала плечами. - Замужем, есть дочь-семиклассница. Работаю в агентстве недвижимости. Не бедствую. Я так поняла, ты не просто так пришел проверить, живы мы тут или нет? Тебе нужны деньги?
- Нет, не нужны, - грустно усмехнулся Тихон. - У меня есть все, что нужно: крыша над головой, пенсия и старенький ноутбук, с которого я частные уроки даю.
- Выглядишь ты весьма потрепанно, - скептически заметила Дарья.
- Жизнь потрепала, - виновато улыбнулся Тихон.
- И как же так получилось? Мама рассказала, что ты после развода с ней нашел свою настоящую любовь и обрел настоящее счастье?
- Если бы...

Расставшись с Алевтиной, Тихон недолго был один - Надежда Викентьевна буквально сосватала его Лизе, дочке своей старой знакомой, и ее не смутило даже наличие у невестки сына от первого брака.
- Ну и что, что с ребенком, - говорила она. - Зато приличная девушка из хорошей семьи и со своей квартирой, а не какая-то гул.ящая нищая об.орванка!

Надежда Викентьевна возлагала большие надежды на новый брак Тихона, и поначалу это действительно была настоящая семейная идиллия - новая жена сына буквально из кожи вон лезла, чтобы угодить свекрови. Через пару лет она полностью подчинила себе робкого Тихона, а Надежда Викентьевна была даже не против.
- Тишке нужен рулевой, - улыбалась она. - Верно говорят, что за каждым великим мужчиной стоит правильная женщина! Вон, всего за год как поднялся на работе! А все потому, что Лизочка его вдохновляет и направляет.

Однако вдохновение это представляло собой банальный пилеж - Лиза требовала, чтобы Тихон зарабатывал больше и неважно, какой ценой.
- У Видякиных новая машина, а мы до сих пор на твоем старом ры.дване ездим! Ну куда это годится? Мне перед людьми стыдно за этот металлолом. И на море мы всего раз были, да и то в какой-то тараканьей дыре. Что ты за мужик, если не можешь нормально обеспечить семью?!

Такие разговоры случались в их доме почти каждый день. Тихон жилы рвал на основной работе в своем вузе и искал дополнительный заработок. После пар он мотался по городу к своим ученикам, с которыми дополнительно занимался физикой и математикой. Он как-то робко заикнулся, что ему было бы удобнее приглашать ребят к себе домой, но Лиза сказала категорическое "нет":
- Еще чего, посторонних сюда водить! А вдруг они что-то украдут?

Тихон обычно возвращался домой после десяти вечера, и его сил хватало только на то, чтобы съесть свою порцию ужина, выслушать очередную порцию претензий от жены и упасть в кровать. Даже в выходные не удавалось отдохнуть, потому что всегда находилась куча дел. И так день за днем, месяц за месяцем, год за годом... Тихон сначала вяло пытался протестовать, но потом смирился. Как всегда. Более того, со временем он даже начал находить плюсы в таком существовании
- Я ведь настоящий мужчина, добытчик! - гордился он.
- Ага, добытчик, - фыркала Лиза, не отвлекаясь от телевизора. - Лучше бы добыл Алешке новый телефон, а то с его старым уже ходить стыдно, друзья в школе засмеют.

И Тихон послушно брал еще двух-трех учеников, чтобы купить пасынку новый девайс взамен еще вполне рабочего, но уже немодного.

Через несколько лет из жизни ушла Надежда Викентьевна, а ее муж - еще через год. Схо.ронив обоих родителей, Тихон стал наследником их квартиры.

- Наследством надо распорядиться толково, - обстоятельно рассуждала Лиза, меряя шагами опустевшую гостиную. - У нас-то с тобой жилье есть, а вот Алешенька скоро колледж заканчивает, надо ему хоть какой-то старт в жизни дать.
- Хочешь, чтобы он жил в родительской квартире? Я не против, - согласился Тихон.

Так сын Лизы переехал туда, и постепенно она продавила Тихона, чтобы он переписал квартиру на Алексея.
- Ему уже двадцать, нужно место для встреч с девушками, - говорила она. - К тому же, молодой парень с квартирой - завидный жених! Мы со временем подыщем ему выгодную партию. А пока пусть веселится и учится жить самостоятельно.

Тихон не был в восторге от этой идее, но, как обычно, его мнение никто не учитывал. Впрочем, он и сам не знал, что делать с этой квартирой. Сдавать? Продавать? А смысл... Пускать чужих людей в родные стены он не хотел, а купля-продажа - это дело муторное и долгое, а так все в семье останется.

Жизнь шла своим чередом, пока однажды Лиза не заявила мужу, что прошла любовь, завяли помидоры.
- Ты, Тиша, конечно, хороший, но смысла жить с тобой дальше я не вижу, - она говорила это таким тоном, будто просила передать хлеб. - Алешка уже взрослый, у него своя жизнь, а я засиделась тут с тобой за эти годы. Хочется чего-то нового. Я еще молодая, мне не поздно начать новую жизнь.
- Но Лизонька... милая моя, как же так?! - опешил Тихон. - У нас же так хорошо все было!
- Скучно мне с тобой, Тишка, - поморщилась Лиза. - Ты весь такой правильный, спокойный, неконфликтный, аж до тошноты. Так что не обессудь, но я уже все решила. Я вчера подала на развод.
- Но где же я жить буду?!
- Продадим Лешину трешку, купим тебе комнату в общежитии, а с остальными деньгами он в другой город уедет. Мы все рассчитали. Не волнуйся, на улицу я тебя не выгоню.

Тихон не верил своим глазам и ушам. После всего, что он сделал для Лизы и ее сына его вот так просто вышвырнули из их жизни! Хотелось выть от такой ужасной несправедливости, но что он мог поделать? Так уж сложилось...

-3

- Мда... - снова произнесла Дарья, выслушав рассказ отца. - Ты профукал любящую и заботливую жену, дочь, даже собственное жилье. И теперь, такой бедный-несчастный, пришел плакаться на судьбу к тем, кого предал. На что ты рассчитывал? Что я кинусь к тебе в объятия?
- Нет, я не рассчитывал ни на что, - вздохнул Тихон. - Я ж говорю, просто хотел посмотреть на тебя, как ты живешь, все ли в порядке. А еще... больше всего я хочу извиниться перед Алевтиной.
- Ну так пойди и извинись.
- Да как я ей покажусь на глаза...

И тут вся злость, которая в последние полчаса копилась в душе у Дарьи, выплеснулась наружу:
- Да соберись ты уже в кучу! Сделай хотя бы один мужской поступок в жизни! - закричала она. - Ты знаешь, что мама так замуж потом и не вышла?! Хотя ее звали, ой как звали! А она тебя одного всю жизнь любила, и вот чем ты ей отплатил. Если у тебя есть хоть капля совести, то ты сейчас же поедешь к ней и извинишься.

Тихон молча допил чай и так же молча ушел. А Дарья долго плакала после его ухода. Целый клубок противоречивых чувств ворочался в груди - злость, досада, обида, жалость, презрение... "Интересно, что ему скажет мама", - подумала она, направляясь в ванную. Нужно было привести себя в порядок - скоро Катюшка придет из художественной школы, негоже ей лицезреть мать в таком виде.

-4

Алевтина внимательно смотрела на бывшего мужа, а Тихон смотрел в кружку с чаем. "Да уж, невеселые у меня нынче чаепития..." - печально думал он, ожидая ответа.
Наконец Алевтина произнесла:
- Я прощаю тебя, Тихон. За все. И за твою слабость, и за неумение брать на себя ответственность, и за трусость. В конце-концов, у меня жизнь сложилась лучше, чем у тебя, а милосердие - это качество сильных.

Тихон лишь согласно вздохнул. Алевтина действительно многого добилась - вырастила прекрасную дочь, а сейчас помогала растить прекрасную талантливую внучку, построила неплохую карьеру, жила в красивой квартире, общалась с друзьями, вела активную социальную жизнь и даже осваивала новые хобби. Сейчас, например, она записалась на уроки вокала. Да и выглядела прекрасно - следила за собой, модно одевалась, регулярно посещала салон красоты и косметологов. Тихон рядом с ней смотрелся бледной молью.

- Ты действительно сделала себя, - сказал он. - Ты уже не та испуганная девчонка, которую я когда-то давно привел в свой дом.
- Это был дом твоей матери, - отрезала Алевтина. - И все твои беды из-за того, что ты так и не нашел в себе сил отлепиться от нее и зажить своей жизнью. Если бы ты меня тогда послушал и мы съехали, то сейчас у тебя была бы совсем другая жизнь. Впрочем... К чему все эти "если" да "кабы"? Ты свой выбор сделал. Я сделала свой. Каждый пожинает то, что заслужил.
- Я бесконечно виноват перед тобой и перед Дашей, - сказал Тихон. - И вряд ли я могу хоть как-то возместить все те неприятности, которые произошли по моей вине. Кстати... Даша сказала, что ты так и не вышла замуж второй раз, хотя тебе и предлагали.
- Да, не вышла, - снисходительно усмехнулась Аля.
- А еще дочка сказала... - Тихон замялся. - Она сказала, что ты все это время меня любила. Может быть...?
- Нет, Тихон, - мягко, но решительно перебила его Алевтина. - Не может уже ничего у нас быть. Да, Даша сказала правду, я действительно все еще тебя люблю. Люблю того долговязого, стеснительного парня, который смотрел на меня восхищенными глазами, когда мы катались на колесе обозрения. А рохлю, который бросил меня с новорожденным ребенком из-за необоснованных подозрений, я никогда не смогу полюбить. Так что извини, но последним приютом в старости я для тебя не буду. Максимум, что я могу обещать - я позволю тебе быть в жизни Даши и Катеньки, если
они не будут против. Но больше - ничего.
- Я понял, - печально вздохнул Тихон. - Спасибо. Это и так больше, чем я заслуживаю.

-5
-6

Эпилог.

Тихон все же смог наладить общение с дочерью и внучкой. Худо-бедно. Дарья относилась к нему не как к отцу, а скорее как к дальнему родственнику, а вот Катя была рада обрести второго дедушку. Тихон и сам прикипел к внучке всей душой и старался проводить с ней как можно больше времени. Дарья даже отметила про себя, что отец будто помолодел за это время. Она иногда даже пыталась помочь ему деньгами, но Тихон категорически отказывался:
- Не нужно мне ничего, это я тебе задолжал все все эти годы. Лучше Катю чем-нибудь порадуй, можешь даже сказать, что от дедушки. А у меня есть все, что мне нужно. Только... когда придет мой час, проводите меня меня достойно. Это все, о чем я прошу.

Дарья терзалась противоречивыми чувствами. С одной стороны, она злилась на отца за то, что он бросил их с мамой в сложный момент и много лет не объявлялся и не проявлялся. Но с другой, ей было жалко Тихона - он и правда пострадал из-за своей нерешительности. И бросил он их не со зла и не ради другой женщины, а лишь потому, что не нашел в себе сил пойти наперекор властной матери.

- Оставь все, как есть сейчас, - посоветовал Дарье ее супруг. - Твой отец жив, ничего с тебя и твоей мамы не требует, да и Катя его любит. Ну да, не повезло тебе с отцом. Но ты в этом не виновата. Так уж сложилось.
- Да... - задумчиво произнесла Дарья, глядя на вечерний город. - Так уж сложилось.

-7