Съëмки фильма "Трон: Арес" официально завершены. На главной диснеевской тусовке D23 Expo (2024), проходившей с 9 по 11 августа, был представлен первый тизер-трейлер. Что интересно, официально, в широком доступе его нет нигде, но на рекламном мероприятии один нехороший человек достал мобильник, и, трейлер в сети.
Чел на экране рассуждает о будущем "цифры" в нашей жизни: "С начала времëн человек смотрел на звëзды и задавался вопросом, один ли он во вселенной? Но оказывается, мы смотрели не в том направлении. Разумная жизнь действительно существует, только не там, она здесь, гораздо ближе. Сейчас так много разговоров об ИИ, прогрессе и виртуальных мирах, что все спрашивают друг друга, как скоро мы там окажемся? Нет ребята, мы туда не пойдëм, они сами к нам придут". Дальше говорит Джаред Лето, в роли персонажа Арес: "Я пришëл сюда чтобы найти кое-что... что-то важное, бла, бла, непонятное". Трейлер обрывается.
Официальная аннотация: некая одарëнная программистка Ева Ким, может случайно, а может нет, перемещает из мейнфрейма цифровой цивилизации в наш мир - враждебный ИИ Арес.
К гадалке не ходи, главгад, Арес имя греческого бога войны, вероломного, хитрого и жестокого. Правда однозначно определить это невозможно, настоящий сюжет фильма держат в строжайшем секрете, можно лишь догадываться, логотип "Диллинджер Системс" на идентификационном диске треугольнике в картинке выше только добавляет загадок - Арес плохой? Не факт, но возможно.
Предположим, Ева Ким вполне может создать крутой ИИ здесь, в нашем мире, искусственный интеллект сам проникнет в Сетку, нахватается там пафоса Клу и вернëтся. Но в любом случае, неважно, это уже не слишком интересно, судя по трейлеру нетрудно догадаться, человечество ждëт вторжение программ, и последнее сражение состоится не в будущем Сетке, оно состоится здесь, в нашем мире, сегодня.
Режиссёр Йоаким Рëннинг. Сценарий: Джесси Вигутоу, Джек Торн. Производство "Уолт Дисней Пикчерз", Актëры: Джаред Лето, Грета Ли, Эван Питерс, Хасан Минхадж, Джоди Тернер-Смит и Кэмерон Монахэн, так же в касте - Джиллиан Андерсон и Джефф Бриджес - скорее всего, актëр будет в качестве "свадебного генерала". Хотя...
Бриджес сказал на презентации: "Это невероятно, выносит мозг просто, ведь мы создали оригинал в 1982 году! Это потрясает, в те времена мы и не думали о таком наследии, что оно сохранится и пройдëт сквозь все эти годы". Приятно конечно, можно только согласится и пожелать Джеффу всего самого хорошего. Далее он продолжил: "Сегодня технологии ИИ особенно вездесущи в нашей жизни, какой прекрасный момент, чтобы вновь посетить этот мир. И более уместно, чтобы этот удивительный мир посетил нас".
А вот тут я не согласен, и даже не по поводу антисоциального ИИ, я про сам фильм. Приведу некоторые доводы и хочу порассуждать, почему я уверен, что кино может оказаться проходным. Напрягает всë с самого начала, заявленный режиссëр, сценаристы, каст актëров и мало чем цепляющий, оборванный трейлер. Постановщик ладно, в портфолио норвежца Рëннинга есть хотя бы "Пираты Карибского моря", но что касается сценаристов...
Их два, начнëм с Джесси Вигутоу. Товарищ не писал фантастику в принципе, у него фестивальный короткий метр и только пара полноценных фильмов. Вот этот микроскопический список: "Семейные ценности" - драма, "Принц" - подростковая драма, "Сладкий блин Маргаритки" - не знаю о чëм он, "Неподходящий возраст" - тоже не знаю, "Уродливые голые люди" - что бы это ни значило. Фестивальное кино, это вам не тут.
Возникает вопрос: как сотворить молодëжную приключенческую фантастику с таким багажом? Да, не так давно Вигутоу написал сценарий к новому "Ворону", перезапуску известного фильма 1999 года с Брендоном Ли. Но ремейк дело нехитрое, а судя по разговорам в фанатской среде "Ворона", от фильма не ждут ничего хорошего. Даже странно, что малоизвестный фестивальный режиссëр Вигутоу (а он ещë режиссëр), не хочет раскрывать в полной мере посыл комиксов Джеймса О'Барра.
У второго сценариста получше будет, и сериалов неизвестных полно и кинофильмов, но из фантастики только малюсенький сценарий к одному эпизоду сериала "Электрические сны Филипа Дика". Джек Торн написал сценарии к таким фильмам и сериалам: "Из лучших побуждений" - драма, "Проишествие" - драма, "Опасный элемент" - драма (про Марию Кюри), "Пловчихи" - драма, "Мотив и реплика" - драма (пьеса, Шекспир), "Энола Холмс", "Тëмные начала" - сказка, очередная экранизация неоднозначной фэнтези-трилогии Ф.Пулмана, "Гарри Поттер и проклятое дитя" - пьеса, тоже неоднозначная, только в другом смысле, "Водоворот" - драма, "Чужие грехи" - драма, "Чудо" - драма о подростке у которого нет лица из-за редкой болезни. Пожалуй нужно остановится, дальше всë тоже самое, в том же социально-драматическом и не фантастическом духе.
Спрашивается, они что там, "Реквием по мечте" нам в Сетке готовят, или может "Маяк" Роберта Эггерса? Это настораживает. Я, вообще-то, как и надеюсь многие другие, жду в продолжении тëплую, старую добрую приключенческую фантастику, может быть даже с элементами мелодрамы.
Однако мечтать не вредно, похоже у нас перезагрузка всего, в том числе актëрского состава, в "Аресе" не будет, ни Гаррета Хедлунда, ни Оливии Уайлд. Вместо этого, судя по информации, новые создатели решили сосредоточится на Джареде Лето и его персонаже. Простите, но как такое возможно, что в продолжении нет главных героев из прошлого фильма? А вот так, хрен его знает. Либо это будет обычное проходное кино - денег просто подымут на ностальгии, либо, мы будем кушать философский суп в стиле Джареда Лето.
Перезапуск франшизы тоже не внушает доверия, все мы прекрасно знаем, чем оказались ребуты и ремейки даже сильно хороших фильмов. Может я ошибаюсь, очень хотелось бы, но что-то подсказывает мне - в центре будет типа боевик с конъюнктурной темой ИИ. Сомневаюсь, что мы увидим в "Аресе" проникновенную, художественную атмосферу фильма "Трон: Наследие", который мне нравится за идеальный баланс тëплых эмоций и приключений. Мне нравится его недоказанность, этот чужой, загадочный мир Сетки. Я не хочу, чтобы они приходили к нам, мне неинтересны программы в нашей реальности, надоела она, у нас тут своих "приключений" хоть отбавляй, а тема ИИ пусть любопытна, но тоже, слегка поднадоела. Мне интересно как там у них, пусть расскажут, и побольше тайн, а я с удовольствием буду исследовать этот мир.
Только, похоже не развернут нам карту мира Сетки, не закроют там больше белых пятен, не услышим мы ветер, что создаëт волны в море Симуляции, не увидим цифровых дорог, городов и повреждëнных программ. Эмоциональный код фильма будет потерян: Флинн старший и младший, выносить себя за скобки ради смысла жизни другого, это так не современно. Новые создатели могут даже забить на главный вопрос: как возникли изоморфы?
Изоморфы - независимая эволюционная ветвь развития программ, копия людей в цифровом мире со всеми чувствами. Они появились в Системе из ниоткуда, сами, без помощи Флинна или какого другого пользователя. Изоморфы отличались от других программ своим гибким вычислительным мышлением, учитывающим фактор неопределëнности. Они отличаются своей почти детской, доброжелательной философией, стремлением к развитию всех видов эмпатии и уникальным корневым кодом - электронной ДНК.
Как говорят (похоже правду мы не узнаем), изоморфы обладали широкими познаниями в электронной физике, генетике, религии, квантовой телепортации и много где ещë, с их помощью Флинн хотел изменить мир. Однако программе Клу это не нравилось, совершенство подразумевало порядок, а не развитие. В мире Сетки, в этом правильном, чистом и стерильном мире, изоморфные алгоритмы нарушали порядок, меняли Систему под себя и строили города. Руководствуясь машинной логикой Клу уничтожил всех изоморфов, осталась только Кворра, последняя из расы.
Существует много фильмов, где вроде всë есть, что быть должно, и даже грамотно сделано, да только не цепляют они. Им не хватает лишь одного элемента, условный предмет искусства, к которому хочется возвращаться снова и снова, только он заставляет нас пересматривать фильмы, а некоторые, даже переводит в культовый статус. Имя тому - атмосфера. Создаëтся она по-разному, зависит от контекста, в "Наследии" например, с помощью чуть наивного эмоционального сценария, с лирическим режиссëрским подходом и визуальной, где-то даже архитектурной составляющей. Это может быть не самой оригинальной идеей, но гениальным воплощением - искусством, как детализированным, так и условным, с обязательной тайной.
Лирически-фатальная Финальная сцена из фильма "Трон: Наследие"
Мне кажется, Disney сильно ошибся, когда отказался от прямого продолжения, от сценария режиссëра Джозефа Косински. Хотя удивляться тут не стоит, между Disney и понятием ошибка, стоит знак равенства. Дело в том, что с 2010 года (может и раньше) мышиная компания рассуждает не как творец, а как бизнесмен, которому важно максимизировать прибыль от фильмов и сопутствующих товаров (игрушки, одежда). К сожалению, "Трон: Наследие" не выстрелил, едва отбив затраты, а после провала следующего фильма Косински - "Земля будущего" (неплохого кстати), студия решила не рисковать.
Об этом говорил сам режиссëр: "Когда мы снимали «Наследие», у Disney ещë не было, ни Марвел, ни «Звëздных войн», для студии мы были неким творческим экспериментом - фантастическим фэнтези. Но потом всë изменилось, с новым руководством приоритеты студии сместились. Дисней завладел самыми выгодными кинофраншизами в мире, где каждый год гарантирована, особо даже утруждаться не надо, хорошая прибыль".
Что конкретно было в сценарии Косински, доподлинно неизвестно, известна общая концепция: первый акт в нашем мире, второй акт - возвращение в Сетку (планировалось уделить второму акту больше половины фильма), третий акт - обратно в наш мир. Известно, что так же как и в "Аресе", планировалось вторжение, но, Косински говорил: "В центре у меня будут главные герои, типа «незнакомка в чужой стране», это будет исследование персонажа, который хочет понять, что происходит. Я не вижу, чтобы у них были сверхспособности, чтобы они стреляли лазерами из глаз и тому подобные супергеройские штучки. Но в самой еë ДНК, в том, что Кворра является первым гибридом цифрового человека, есть что-то в еë существе, что позволяет объектам из Сетки существовать в реальном мире и делает их постоянными, такая была идея. Я думаю, идея сильная, просто, это вопрос подходящего времени и подходящего места, а так же расположения звëзд, как это и положено для фильмов".
Почему фильм "Трон: Наследие" провалился, мне, честно говоря, непонятно, это хорошее кино. Да, я слышал, читал, многие жаловались, мол, сюжет слабый, сценарий недоработан - не разжевали то, сë, актёры плоские, ну это кому как, мне понравилось всë. Надо понимать суть проекта, это же сказка о цифровом царстве, самостоятельно развивавшимся на протяжении многих лет. О царстве волшебном, жестоком и добром одновременно, эстетичным, глубоким в своей недосказанности. Подкреплëнный хорошей музыкой и отличной кинематографией: длинной кадра, композицией, светом, цветом, ракурсами и прочей фигнëй, фильм содержит в себе третий, художественный, эмоционально-смысловой ряд, лиричный сценарий, проще говоря.
Всë на этом, надеюсь не очень сумбурно получилось. Смотрите хорошие фильмы, комментируйте и не забывайте про лайк. Занавес, музыка, финальные титры.