В предыдущей статье рассказал про неприятную свою встречу с поездными каталами, а недавно услышал небольшой рассказ на ту же тему. Некая дама с собачкой села в Инте на московский поезд (в те же годы). Соседом по купе оказался воркутинский шахтер. Получил отпуск и мчится «на юга» вдогонку жене, у которой отпуск начался раньше, и она с нетерпением ждет любимого мужа и его немаленькие отпускные. Второй сосед – аналогично: шахтерские отпускные, жена уже на вожделенном юге, сладкие предвкушения долгого отдыха… В купе заходит дружелюбный незнакомец, предлагает скрасить дорогу картишками. Нет, что вы, не на деньги… Ну, разве – по копеечке… Ну, ладно – по рублю… Клюнули. С вышеупомянутой дамой я не знаком, но много наслышан. По отзывам земляков чеховскую героиню она может напоминать разве что наличием собачки, а вот всем остальным… Зычный властный голос, внушительные габариты, решительный жёсткий характер (но справедливый). Да, обострённая жажда справедливости не дала ей промолчать при виде наивных бесхарактерных мужичков, стоящих на самом краю финансовой пропасти. А этот хищный безжалостный спрут, покусившийся на их семейное благополучие, он что думает – ему с рук сойдет его злодейство? Ну уж нет! И на весь вагон загремело: «Да как вам не стыдно! Вас жёны, вас семьи ждут, а вы как перед ними появитесь без копейки денег, обобранные как липка! Одумайтесь!» И катале досталось: «Эти люди на тяжелейшей работе деньги свои заработали, а вы их обманом хотите забрать?! Прекратите немедленно и убирайтесь!» Вряд ли катала сильно испугался, тем более – усовестился. Но продолжать работу в таких условиях, конечно, не смог, ретировался. Шахтёры потихоньку пришли в себя, поняли, какой опасности только что избежали. И наутро на московском перроне наблюдалась следующая картина: гордо следует их спасительница, её чемодан тащит один благодарный шахтер, а у другого на плече собачка. Напоминает торжественную встречу железнодорожника, который щедро угостил военных музыкантов. Помните, я рассказывал? Только оркестра не хватало.
Решил повспоминать свои наблюдения на тему криминала за время многих поездок. Особенно заграничных. Когда начинал ездить гидом в Чехию, меня предупреждали об опасности подобных «разводов»: выдавая себя за переодетых борцов с наркоторговлей, могут остановить, предъявив какую-нибудь мутную «ксиву», предложить вывернуть карманы, потом вернуть далеко не всё. В случае такого наезда советуют громко требовать пойти вместе в ближайший полицейский участок. Разводилы обычно тут же линяют. Но с этим сталкиваться мне не приходилось. Местные гиды все как один сетовали на цыганский криминал. Вот это наблюдал неоднократно.
В отнюдь не переполненном вагоне метро или трамвая случается как-то трудно разойтись с двумя-тремя дамами или мужчинами. Шаг влево, шаг вправо, всё равно продолжаешь плотно контактировать, тереться друг о друга. Первое время как-то не заострял внимание на этом, но обходился без потерь, видимо – деньги глубоко прятал. Или просто везло. Потом стал уже обращать внимание: люди, как правило, одеты ярко, с блёстками, и внешность характерная. Однажды подвергся такому прессованию в трамвае двумя разодетыми смуглыми дамами. Моментально отошёл в сторону, расслабился, потерял бдительность. Как оказалось, рано: охоту дамы продолжили. Сразу после выхода из трамвая один из моих туристов обнаружил пропажу телефона. А в другой раз целое уличное представление было разыграно: стоял на остановке с несколькими своими туристами, вдруг рядом крик, шум, потасовка между двумя цыганками. Не то, чтобы так уж мы заинтересовались, но внимание безусловно отвлеклось. А уже в трамвае наш молодой парень обнаружил пропажу паспорта из рюкзака.
Неприятность и для меня немалая: любой гид знает, какая это морока – в полицию заявлять о пропаже, потом в консульство РФ обращаться за получением свидетельства на въезд в страну.
Но действительно по-крупному я пострадал в другой раз, причем национальность воришек на этот раз указать не могу. Вряд ли это были цыгане. Ну и хорошо, а то неполиткорректно как-то у меня получается: цыгане… цыгане. Обедал с группой в ресторане, который постоянно посещаю со своими туристами. Причем в отдельном просторном зале. Выход в общий зал, где тоже было немного посетителей, был метрах в трех за моей спиной. То есть никакой тесноты, давки, способствующей скрытым нехорошим действиям, не наблюдалось. Незаметно подкрасться никто бы не смог. Свой рюкзак сначала поставил на пол себе под ноги, потом повесил на спинку своего стула за спиной, потом, уже к концу обеда… искал его долго и безуспешно. Сидевшие рядом туристы тоже не могли поверить в его исчезновение: никуда от стола не отходили, посторонний никто не подходил. Один из них описал этот случай в интернетовском отзыве. Через пару лет, обедая там же с туристами, поведал об утрате рюкзака, тут же услышал: «А, читали, читали!» Если ждёте от меня разгадку секрета этого таинственного исчезновения (в самом конце, как в любом детективе), разочарую – до сих пор ума не приложу, кто и как умудрился мой рюкзак увести. А вот самокритичный разбор своих действий прилагаю. Деньги и паспорт вместе с рюкзаком не пропали, я их, конечно, на себе носил, в нагрудной сумочке. Молодец, правильно делал! А вот билеты на обратный путь на всю группу в эту сумочку впихнуть не удосужился – в рюкзаке лежали. Болван, батенька – согласен! Ещё там трубка курительная была, великолепная, дорогая, из всех моих лучшая. Ну, тут уж… курить вредно, не зря говорят. Одним словом – большие потери, но не такие катастрофические, как могли бы быть при потере паспорта и всех денег. Ну, шестьдесят билетов Брест-Москва. Примерно столько денег, сколько они стоили, я заработал за лето работы. Деньги я отдал, а трубку до сих пор жалко. Хоть и курить уже бросил.
А как с этим дела обстоят в Италии, Франции, Португалии, где я побывал в качестве туриста? Многократно описанные срывания сумочек с плеча мотоциклистом, велосипедистом, бегуном, внезапно вынырнувшим из-за спины – мне самому видеть это не доводилось, но друзья уверяли, что наблюдали не раз. В Париж наша группа прибыла под вечер, заселились в отель, разбрелись кто куда погулять перед сном. Возвращаемся по двое-трое, в вестибюле взволнованная дама рассказывает: с подругой шли по тротуару, сзади подбежали подростки, сумку с плеча сдёрнули и дальше побежали. Деньги в сумке не лежали, а вот паспорт был. Бедный наш гид!
А в Риме у меня опять транспортное происшествие случилось. Сел в автобус, где пассажиров было немало. Пытаюсь вперед пройти, что за чёрт – какая-то девчушка у меня на пути! Чернявенькая такая, невысокая, почти подросток. Я шаг в сторону, она туда же! Я в другую – она тоже! Плотно прижатыми друг к другу мы всё время оказываемся. Да она при этом как-то извивается. Со стороны зрелище наверняка подозрительное. В голове ворочается: «какой же я неловкий, неуклюжий!» Свой пражский транспортный опыт почему-то забыл. Ещё об одном подумал: «На арабскую беженку похожа. Вдруг её горячие соотечественники не так поймут, бросятся ей на помощь с криками «сеньёро педофило!» Мои тугодумные опасения решительно прервали пассажиры: с гневными криками оторвали девчонку от меня, отшвырнули в сторону, продолжали на неё кричать, пытались выгнать вон из автобуса. А мне жестами предложили проверить, ничего ли не пропало из сумки и карманов. Прояснилось – привычная для Рима ситуация, и тоже с цыганским акцентом.
Что-то на транспортные эпизоды мне везет. В Лиссабоне на знаменитом ретротрамвайчике решили с дочкой прокатиться. Она в салоне сидела, я на площадку вышел. Парень с небольшим рюкзаком на животе сперва покрутился в салоне, потом оказался рядом со мной, почти вплотную. Довольно скоро я насторожился и обнаружил его руку в моей расстёгнутой поясной сумке. Он тоже заметил, что я заметил, и руку вытащил. Отошёл. В сумке лежал только планшет, который остался на месте. Шума решил не поднимать. Но дочь до сих пор с отвращением вспоминает этот трамвайчик. Оказывается, этого парня она ещё в салоне приметила, он поочередно тёрся возле каждого пассажира.
Вот так. Из своего скромного опыта исходя, никаких выводов, обобщений делать не берусь. Из интернета вдруг узнал, что в Европе одним из самых криминальных городов считается любимая мною Прага. Ну, это для тех, видимо, кто глубже погружается в ночную жизнь: наркотики, злачные места. Я же сам созрел только для глубокомысленного совета: «Сильно не бойся, но рта не разевай!»