Время от времени я разбираю популярные фильмы. В них я нахожу деструктивные установки, которые мы впитываем с детства. В этот раз выбрала ленту «Самая обаятельная и привлекательная».
По сюжету молодая девушка Надя Клюева ищет себе мужа. И в этом ей помогает подруга-социолог — Сусанна.
Фильм пестрит разнообразными установками и стереотипами, которые насаждались повсеместно и процветали в обществе. И многие из них незаметно встроились в нашу жизнь и негативно повлияли на нас. Я разберу некоторые из них ⬇️
👉 Самопожертвование — это благо
Ситуация: Надя с коллегой ночью идут по тёмному городу. И в какой-то момент сталкиваются с двумя подозрительными мужчинами. И Надя, вопреки здравому смыслу, кидается непонятно за кем в тёмный переулок. Нам это преподносится, как самоотдача, смелость и храбрость. Девушка хотела помешать совершению преступления. Одна, без навыков самообороны. Что за этим стоит на самом деле?
Человек таким образом пытается заполнить пустое пространство вокруг себя. Ей важно быть нужной и ценной, но быть таковой не для кого. Ценность себя и своей жизни явно отсутствует. Она живёт с установкой: «Кто, если не я». Пирамида приоритетов Нади явно перекошена. И на первом месте — долг непонятно кому.
👉 Самореализация за счёт слабости других
Ситуация: Надя с фингалом после драки в переулке едет домой. На ней — серая, невзрачная одежда. И она встречает свою подругу Сусанну. Она — утончённая натура в шляпе, стильной одежде. И на восхищённый возглас Нади «Какая ты стала!» — отвечает: «А ты совсем не изменилась». А после — начинает давать советы и учит её жизни.
Сусанна навязывает Наде проблему — отсутствие мужа и ныряет в неё, хотя её об этом и не просили. Изображает успешную, состоявшуюся личность. Но при этом орудует расчётом и манипуляцией. А в конце фильма мы видим, что у неё в семье не всё гладко.
👉 Проявлять чувства — это смешно
— Что я дура, любить сама! — говорит красивая блондинка, которая только вышла замуж. — В любви один только человек любит, а другой — позволяет себя любить.
Это же прямо правило, как не надо строить свою жизнь. Тем не менее оно преподносится, как норма. А ведь много браков строятся именно так. И дело здесь не только в нелюбви или любви. А в том, что в паре отсутствует доверие, взаимопонимание.
👉 Потенциальный муж должен соответствовать навязанным критериям успешности.
Подруга Нади начинает выбирать потенциального партнёра, как бычков на убой: сухо, безэмоционально, бесчувственно. Одного она не рассматривает, потому, что он техник из лаборатории. Второго — потому что он конструктор не первой, а второй категории. У третьего «ряха большая». Четвёртый — женатый и с двумя детьми: «Можно и развести. Но алименты и дифференцированное отцовство — не подарок».
Здесь есть явные деструктивные установки, что только определенные профессии и определённые мужчины могут быть успешными, стать востребованным специалистом в своей нише — невозможно. Как и любому человеку добиться успеха в жизни — нельзя.
👉 Казаться — важнее, чем быть
В этом фильме очень ярко показано, как в обществе принято казаться кем-то, но быть совсем другим. Та же Надя, одевая модную одежду и для вида гуляя под руку с таинственным незнакомцем — мужем Сусанны — старается показать себя стильной, интересной, независимой женщиной.
Примерно также ведёт себя её коллега по работе, которая меняет мужей, как перчатки. И инженер с двумя детьми и женой, который «любит» семью и дочек, но в командировке легко предаёт все свои принципы.
Также ведём себя и мы, когда покупаем последнюю модель телефона, брендовую одежду, чтобы просто пустить пыль в глаза окружающим. Нам хочется казаться богатыми, модными, успешными, уверенными.
Поступая так, мы просто убираем боль от того, что не можем достичь желаемого. Но сама проблема — сидит в нас, и мы — на том же уровне даже, если нас одеть в золото и усадить на трон.
👉 Незамужняя женщина — это плохо
Вместе с Надей работает техник из лаборатории. И он тайно влюблён в Надю. Нам преподносят скромность, неуверенность, как большой плюс — именно к нему возвращается Надя после того, как у неё не получилось привлечь ловеласа Володю.
Но в жизни это совсем не так. Потому что неуверенность — это мощная программа, которая сжирает наши ресурсы. За ней стоит самокритика, которая разрушает нас изнутри и не даёт идти вперёд, раскрывать себя, свой потенциал.
В итоге Надя, наверное, выйдет замуж за этого техника. Потому что: «Лучше за кого угодно, чем быть одной» — эта установка тоже транслируется нам на протяжении всего фильма. Пожалуй, если бы не она, то и фильма-то не было бы.
Одинокая женщина без мужа воспринимается обществом, как бельмо на глазу. Её воспринимают недостаточно красивой, слишкой умной, несчастной. И пристроить её — благое дело. За кого — дело второе.
Фильм по традициям тех времён основан на огромном количестве ограничений и установок.
В нем транслируется нарушение правил общения, нарушение личных границ: люди лезут в чужую жизнь, раздают непрошенные советы. И цель у этого — одна: необходимость соответствовать стандартам общества, потому что все остальное — неправильно. Он про то, как антиблагополучный сценарий затягивает тебя в болото. Та же Надя вернулась к тому, от чего пыталась уйти. При этом она так и не решила своих главных проблем, не разобралась в себе, со своим состоянием.
Если вы найдёте другие установки, которые транслирует этот фильм, поделитесь мнением в комментариях. Устройте себе мини-тренинг с просмотром популярного раньше кино 😉
Мой канал телеграм
Моя группа ВКонтакте