Может ли появиться запрет для передвижения на электросамокатах?
Ветер в волосах, ощущение скорости и быстрое лавирование в потоке движения: в последнее время, пожалуй, мало кого удивляющая картина несущихся наперерез пешеходам, в том числе на дорожных «зебрах», лихачей на электросамокатах. Услышав за спиной настойчивое дзиньканье, оказавшиеся на пути следования люди порой демонстрируют чудеса акробатики, пытаясь в секунду отпрыгнуть в сторону от на первый взгляд маломощной транспортной угрозы, на которую пытаются повлиять представители власти.
Напомним, мы неоднократно рассказывали о ситуациях с электросамокатами, авариями и тем, как омичи относятся к этому виду передвижения. Видимо, проблема, которую оказался способен принести этот внешне не слишком крупный транспорт, оказалась весьма серьёзной, поскольку в июле, по информации некоторых порталов, председатель Государственной Думы РФ Вячеслав Володин в одной из соцсетей запустил опрос среди жителей о том, как они отнесутся к запрету электросамокатов как средства передвижения. Судя по результатам, более половины респондентов высказались «за», аргументируя в том числе травматизмом и опасностью экоколесниц.
Заметим, такая оценка мнений проводилась на фоне принятых в первом чтении Госдумой поправок в КоАП о штрафах при пользовании такими средствами индивидуальной мобильности. В частности, судя по информации изданий, за езду на электросамокате подшофе нарушителю придётся раскошелиться от 20 000 до 30 000 рублей, за превышение скорости – от 500 до 5000 рублей, если произойдёт авария с участием пешехода и самокатчика, то последний рискует получить штраф от 2000 до 5000 рублей. И подобные меры, возможно, не окончательные, ведь одна из причин проблемы – низкая культура вождения некоторых встающих на самодвижущийся транспорт.
– Я не против электросамоката как такового, я против того, когда кто-то, вставая на него, нарушает правила и мешает другим людям, – рассуждает омичка Мария. – Столько раз приходилось в панике отбегать от ездоков, которые едут через толпы людей по пешеходным участкам, и это не только в Омске. Кому-то, наверное, стало удобно таким способом добираться до места назначения, но можно же при этом не подвергать окружающих угрозе столкновения и травмы.
Действительно, часть любителей быстрой одноместной езды почему-то забывают, что уже год самокат тоже считается транспортным средством и для его вождения есть специальные правила, нарушение которых чревато серьёзными последствиями.
– За 6 месяцев 2024 года на территории Омской области с участием электрических транспортных средств малой мощности (электросамокатов, сигвеев, гироскутеров и других) зарегистрировано 40 (6 месяцев 2023 года – 45) дорожно-транспортных происшествий, в которых 40 (6 месяцев 2023 года – 45) человек получили ранения, – поясняет в официальном ответе изданию главный государственный инспектор безопасности дорожного движения по Омской области Сергей Картавенко. – С участием пешеходов произошло 317 (6 месяцев 2023 года – 298) ДТП, в которых 15 (6 месяцев 2023 года – 18) человек погибли и 316 (6 месяцев 2023 года – 291) получили ранения. За 6 месяцев 2024 года из 40 пострадавших в ДТП с электросамокатами людей 17 были несовершеннолетними.
К слову, сегодня «зелёной зоной» от электролихачей, судя по всему, являются городские парки. Там ради безопасности прогуливающихся и дышащих свежим воздухом жителей для водителей одноместных колесниц провели «красную линию», которую они, видимо, всё-таки пересекают.
– Проблема использования электросамокатов в городских парках приобретает всё большую актуальность, – уточняет в ответе «Четвергу» директор МП Омска ПКиО им. 30-летия ВЛКСМ Руслан Щербаков. – Несмотря на существующий внутренний запрет на их эксплуатацию, на территории городских парков, контролируемых сотрудниками охраны, этой меры недостаточно. Площадь парков, садов и скверов превышает 112 гектаров, и количества сотрудников охраны не хватает для эффективного контроля за соблюдением этого правила. В наших парках действует запрет на передвижение на электросамокатах. Об этом информируют специальные таблички, установленные по всей территории, а также голосовое оповещение, озвучивающее правила поведения. Несмотря на предпринимаемые меры, периодически поступают жалобы от граждан на владельцев электросамокатов. В 2023–2024 годах было зафиксировано 12 таких обращений.
При этом специальных зон для электросамокатов организовывать не планируется. Да и вето на электрогонщиков, судя по всему, мера с оговорками.
– Полный запрет электросамокатов в городских парках – это вопрос, требующий взвешенного подхода, учитывающего как безопасность, так и удобство, – полагает Руслан Щербаков. – С одной стороны, существуют веские аргументы в пользу запрета: безопасность посетителей является приоритетом. С другой стороны, электросамокаты могут стать удобным и доступным видом транспорта в парках. Вместо полного запрета необходимо искать разумные решения, которые обеспечат баланс между безопасностью и удобством. Например, можно рассмотреть возможность установки ограничения по скорости и времени катания. Также необходимо продолжать информационную работу с посетителями парка, направляя их на правильное и безопасное использование электросамокатов.
Заметим, появление проката самодвижущихся колесниц в Омске – вариант пополнения городской казны. Так, судя по предоставленной информации, в 2022 году за размещение своих электросамокатов компания, занимающаяся этой деятельностью, оплатила в бюджет 381 тысячу рублей, в 2023 году – 638 тысяч рублей, в 2024 году – 818 тысяч рублей. Также, по словам специалистов, вопрос о запрете работы кикшеринговых компаний в Омске не рассматривается.
– Жители города высказывают различные мнения, в том числе в единичных случаях – крайне негативные в отношении проката электросамокатов, однако в большинстве своём омичи относятся к этому виду деятельности положительно, – поясняет в ответе «Четвергу» заместитель мэра города Омска, директор департамента городской экономической политики Елена Дячук. – Сервис по прокату электросамокатов появился в городе Омске весной 2022 году. Эта техника достаточно дорогая, и омичей, выезжающих на собственных электросамокатах, по городу было не так много. С появлением кикшеринга попробовать для себя этот способ передвижения смогли тысячи омичей. Одновременно в связи с развитием сервиса в большинстве крупных российских городов возникла необходимость упорядочить его работу.
Среди мер специалисты отметила признание на федеральном уровне самокатов средством индивидуальной мобильности и законодательное ограничение их скорости передвижения (25 км/ч).
– На уровне города определён порядок разработки и утверждения схемы размещения отдельных видов объектов, в том числе электросамокатов, на городских территориях, достигнуты договорённости с кикшеринговыми компаниями по оперативному взаимодействию в случае появления электросамокатов в неустановленных местах, – добавляет Елена Дячук. – Существует необходимость дальнейшего совершенствования работы сервиса, чтобы свести к минимуму неудобства для омичей, ожидающих транспорт на остановках или прогуливающихся по тротуарам.
А пока представители власти стараются прорабатывать различные ограничения для желающих с ветерком домчаться на самокате по своим делам, безлошадные жители надеются на ездовую сознательность и соблюдение правил.
Мария МЕДВЕДЕВА.
Фото Андрея БАХТЕЕВА.