Найти тему
Ходячая энциклопедия

Нашему автопрому есть чем гордиться! Делюсь впечатлениями о посещении музея АВТОВАЗа.

Оглавление
Стенд при входе в музей АО "АВТОВАЗ". Фото автора.
Стенд при входе в музей АО "АВТОВАЗ". Фото автора.

Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала! Если Вы давно следите за моим каналом, то могли заметить, что я проживаю в Самаре. Не так давно ко мне приехали гости из далекой Западной Сибири, и я решил провести им экскурсию по нашему краю. В Самаре они бывают регулярно, поэтому удивлять их особо здесь нечем. Мы решили, что посетим то место, где не были ни я, ни они, и выбор пал на Тольятти. Всем известно, что главное, чем знаменит Тольятти, - это производство популярнейших в России автомобилей "LADA". Поэтому знакомство с городом мы решили начать именно с его сердца - завода АО "АВТОВАЗ". Выбор пал на музей АВТОВАЗа, который находится по адресу: г. Тольятти, Южное ш., 121. Сегодня я хочу поделиться с вами впечатлением о музее истории Волжского автозавода и рассказать Вам о достижениях нашей автомобильной промышленности, о которых Вы, возможно, не знали.

Начало экскурсии

Заводской музей располагается через дорогу от высотки штаб-квартиры АВТОВАЗа — на первом этаже одного из зданий комплекса корпоративного учебного центра. Музей был создан ещё в 1976 году и само по себе здание абсолютно неприметное! Если бы не навигатор, в жизни бы не подумал, что передо мной находится музей главного автозавода страны. Помещение включает два больших зала с автомобилями. Вход в музей стоит 250 рублей. Есть и льготная категория граждан, которым вообще разрешено бесплатное посещение.

Первый зал автомобилей

1. ВАЗ 2101 1970 года выпуска из первых партий. Фото автора.
1. ВАЗ 2101 1970 года выпуска из первых партий. Фото автора.

1. В первом зале на входе посетителей встречают именно исторические автомобили, в числе которых вишневый седан ВАЗ-2101 1970 года выпуска, первый товарный экземпляр.
2. Слева от "копейки" стоит и ее прародитель — итальянский FIAT-124 темно-синего цвета конца 60-х годов. На пояснительной табличке указано, что машина принадлежит частному лицу и передана в музей на временное хранение.
3. Советская версия люксового "Фиата" ВАЗ 2103 - следующая за FIAT 124 машина. Музейный экземпляр выпущен в 1973-м (в год старта массового производства "тройки"), это юбилейный автомобиль — Lada № 1 000 000. Уточняется, что в 2020 году экспонат полностью отреставрировали — и он находится в идеальном состоянии.

4. Напротив наших классических "Жигулей" стоит белый седан ВАЗ-21099, на котором нанесены фамилии и инициалы всех сотрудников АВТОВАЗа по состоянию на июль 1991 года. Это был подарок коллективу к 25-летию завода — всего на машине напечатаны имена более 100 тысяч человек. Даже в последний год существования СССР руководству завода идеологически важно было подчеркивать единство и солидарность со всем коллективом.
5. Справа от "девяносто девятой" расположена "Нива-рекордсменка" из экспедиции "Тибет-99". Вместе с этой машиной российско-американская команда альпинистов использовала еще одну "Ниву" модели 2129 и минивэн 2120 "Надежда": три автомобиля достигли высоты 5500 м над уровнем моря, но та нива, которую Вы видите на фото ниже добралась до 5726 м. До такой отметки на колесной технике еще не поднимался никто в мире!
6. Следующая за "Тибетской" Нивой расположена красная "Нива-полярница". Автомобиль известен тем, что более 10 лет отработал в Антарктиде на российской полярной станции "Беллинсгаузен". В условиях полного антарктического бездорожья "Нива" перевозила различные грузы, в том числе научное оборудование, ,буксировала суда и помогала в оказании медицинской помощи. В мае 2005 года "Полярница" вернулась на родину и после реставрации поселилась в музее АВТОВАЗа.

7. А вот и подошла очередь легендарной желтой "Калины", на которой в период с 27 по 30 августа 2010 года Владимир Путин проехал по трассе "Чита-Хабаровск". Подробнее о той поездке я писал статью здесь. На автомобиле остался автограф Президента.
8. Следующий после "Президентской Калины" автомобиль - ВАЗ 2101 1975 года выпуска, на котором было совершено кругосветное путешествие. Филип Фогел и Петр Явурек из чешского города Честице стартовали весной 2017 года и за 10 месяцев проехали 50 тысяч киллометров и 26 границ, побывав на 4 материках.
9. Напротив "Копейки-кругосветки" стоит концепт ВАЗ 2151 Классик, который должен был стать заменой ВАЗовской "Четверки". К сожалению, проект был приостановлен, когда стало ясно, что на старой "классической" платформе с задним приводом не построить нового автомобиля, а полноприводная компоновка была признана более оптимальной.

10. Последние автомобильные экземпляры в первом зале - это три стоящие в ряд "Нивы". "Нива" песочного цвета - это ВАЗ-2121 раннего образца, который выпускался с 1977 по 1984 гг. Второй образец - Лада "Нива" 2013 года выпуска. Как говориться: "Найдите 10 отличий".

10. "Нивы" образца 1980-ых годов и 2013 года. Фото автора.
10. "Нивы" образца 1980-ых годов и 2013 года. Фото автора.

Второй зал автомобилей

"Десятое семейство" Лады, которое встречает посетителей во втором зале. Фото автора.
"Десятое семейство" Лады, которое встречает посетителей во втором зале. Фото автора.

Первые автомобили, которые Вы можете увидеть при входе во второй зал - это "Десятое семейство" Лады. На них мы подробно останавливаться не будем. Думаю, что почти в каждом российском дворе найдется подобный автомобиль. Поговорим об интересных концептах, прототипах и автомобилей со спортивным характером.
11. Мало кто знает, но у АВТОВАЗа есть успехи в автоспорте. Автомобили Лада принимали участие в кольцевых гонках WTCC. В числе первых концептов 2014 года выделяется LADA VESTA WTCC, которая стала прототипом для LADA VESTA TC1 с 400-сильным мотором. Рядом с ней - LADA Granta WTCC Edition.
12. А вот и по-настоящему автомобиль-победитель! LADA GRANTA TC 1 мощностью 380 л.с., который участвовал в чемпионате мира по шоссейно-кольцевым автогонкам WTCC, и на котором пилот Роб Хафф дважды выигрывал гонки в 2014 году на этапах в Китае (Макао).

13. Ну и конечно же, говоря об автоспорте, нельзя не упомянуть LADA Revolution - спортивный родстер для специальной гоночной серии, который был спроектирован в начале 2000ых годов с целью продвижения бренда LADA. LADA Revolution с двигателем 1.6 мощностью 170 л.с. способна достигать максимальной скорости 260 км/ч и развивать с места 100 км/ч за 6,5 секунд. LADA Revolution участвовала в соревнованиях мирового уровня: в 2005 году на гонках "HORN Grand Prix 1003 km" в Литве автомобиль, пилотируемый В. Харламовым и В. Дудиным, победил в классе А1600 и занял II место в абсолютном зачете.

14. Абсолютно футуристичные концепты, опережающие свое время, представлены в самом конце второго зала. На переднем плане желтый хетчбэк под названием "Карат" - ни что иное как проект Оки-2. Проект был готов на 100% и даже частично прошел испытания. Предполагалось создание нового народного автомобиля, который массово выпускали бы на КАМАЗе и СеАЗе, входившем тогда в состав ВАЗа, однако, финансировавшие проект ВАЗ и КАМАЗ потеряли к нему интерес.
15. В 1998 году, когда весь остальной мир уже переболел "биодизайном", на ВАЗе создали необычный электромобиль в этом стиле — Lada Rapan. Машина построена на агрегатах Оки, оснащена электромотором и никель-кадмиевыми батареями. Дизайн Рапана отсылает к моллюскам.
16.
Пустотелый полноразмерный макет похожего на дельфина седана Lada Peter Turbo — чистый дизайнерский экзерсис без какой-либо технической проработки. Этот шоу-кар показывали в 2000 году на автосалонах в Москве и Париже. Футуристичный облик создан под началом тогдашнего шеф-дизайнера АвтоВАЗа Сергея Синельникова.

Рассказать о всех автомобилях и концептах музея не хватит одной статьи! Помимо всего вышеувиденного есть и достаточно народная Лада Гранта, а именно ее первый экземпляр под индексом № 000 001 (фото 17), электрическая "Ока" (фото 18), минивэн для чиновников и статусных бизнесменов Лада Надежда "Менеджер" (Фото 19), полноприводная Лада "Калина" (жалко, что не пошла в серийное производство) (Фото 20) и даже автомобили для игры в гольф (Фото 21)!

Заводской музей у АВТОВАЗа — достаточно информативное и познавательное место, чтобы познакомиться с историей автогиганта. Завод с достаточно короткой историей проделал большой путь и, глядя на этот путь, можно с уверенностью сказать, что в истории завода были как победы, которыми можно по-настоящему гордиться, так и неудачи, за которые наши соотечественники порой ругают автомобили LADA за качество сборки. Экспонаты часто меняются местами и добавляются новые, это видно и по статьям других блогеров, посещавших музей в разные годы. Мне и моим гостям очень понравилась экскурсия. Если Вы когда-нибудь окажитесь в Тольятти, всем советую к посещению!

А Вы были в музее АВТОВАЗа? Нравятся ли Вам вообще автомобили LADA? Пишите в комментариях! Всем спасибо за внимание и до новых встреч!

#LADA #АВТОВАЗ #Музей АВТОВАЗ #Тольятти #История #Интересные факты #Автомобили #Россия #Жигули