Компания Boeing продолжает испытывать трудности в своих космических программах. Помимо проблем с космическим кораблём Starliner, компания также значительно отстаёт от графика и уже превысила бюджет по разработке новой мощной верхней ступени ракеты-носителя SLS, которая будет использоваться для полётов на Луну в рамках миссии Artemis IV.
Специалисты управления генерального инспектора Космического агентства NASA провели аудит реализации этой программы. Согласно отчёту был выявлен ряд проблем, которые могут помешать готовности SLS Block 1B к интеграции с кораблем Orion миссии Artemis IV. Эти проблемы включают в себя неадекватную систему управления качеством в компании Boeing, растущие затраты и увеличивающиеся по срокам графики, а также недостаточную прозрачность прогнозируемых затрат на разработку и создание блока Block 1B.
Одной из основных проблем является большое количество «Запросов на корректировки» CAR, то есть уточнений проекта, выданных Агентством по управлению оборонными контрактами DCMA в связи с обнаруженными недостатками качества. На сегодняшний день было выдано уже 71 изменение, включая один особенно серьёзный запрос, связанные с системой управления. Такое большое количество корректировок для космической системы на данном этапе разработки, отражает повторяющееся и ухудшающееся состояние контроля качества продукции в компании.
Проблемы с контролем качества на сборочном заводе Boeing в Мичуде в Новом Орлеане во многом обусловлены нехваткой обученных и опытных специалистов в аэрокосмической отрасли. Обучение и усилия Boeing по исправлению ситуации были «неадекватными», что привело к таким недостаткам, как «сварные швы, не соответствующие спецификациям NASA», говорится в отчете. Так, например, была обнаружена некачественная сварка кислородных баков для ракеты, а внутри бака для жидкого водорода появилась металлическая и тефлоновая стружка, оставшаяся после проведения работ.
Внутренняя культура работы компании приводит к спешке, низким стандартам безопасности и частым разрывам связи между производителем и его поставщиками. Также, в адрес компании все чаще звучат обвинения в найме неподготовленных рабочих, что «приводит к хаосу на заводе».
Верхняя ступень, которая изначально должна была быть разработана еще в 2021 году, теперь ожидается не ранее апреля 2027 года. Также, создание этого объекта превышает бюджет на $700 000 000. В настоящее время предполагаемые затраты на сборку Block 1В от NASA составляют примерно 5 млрд.$, но эта сумма вырастет до 5,7 млрд.$ из-за запланированных изменений в проекте. Эти изменения и большое расходование бюджетных средств могут привести к задержке даты запуска миссии Artemis IV.
Генеральный инспектор NASА предлагает четыре способа улучшения ситуации: разработка программы обучения для подрядчиков и специалистов компании Boeing, чтобы гарантировать контроль качества в соответствии со стандартами; введение финансовых санкций в отношении компании в случае несоблюдения стандартов качества; составление подробного графика разработки изделия и обеспечение его соблюдения; активное сотрудничество с Агентством по управлению оборонными контрактами для обеспечения соблюдения требований. NASA согласилось с тремя этими пунктами, но отказалось взимать плату с Boeing при несоблюдении стандартов качества.
Проблемы Boeing с качеством и задержками в разработке верхней ступени SLS Block 1B могут поставить под угрозу амбициозные планы NASA по возвращению астронавтов на Луну. Система Space Launch System от NASA уже доказала свою исключительную дороговизну для запуска космического корабля Orion на Луну, в то время как конкуренты Boeing, такие как SpaceX и Blue Origin, добиваются значительного прогресса в разработке своих ракет.
#Космос #Программа_Артемида #Луна #Орион #NASA #Возвращение_человека_на_Луну #Космические_полеты #астронавт #Космический_корабль #Лунная_научная_программа