Найти в Дзене
Лекторий Dостоевский

Гоголь: русский или украинец?

В России Николая Васильевича Гоголя считают русским писателем, на Украине – тоже русским писателем, поэтому там его произведения были включены в школьную программу русской литературы, а не украинской. Так было в 1990-е и до начала 2000-х годов. Сейчас Гоголя и Булгакова школьники Украины проходят в рамках курса зарубежной литературы (при том, что Пушкин там под запретом). Кем же по национальности считал себя сам Гоголь? Что он думал о России и о родной ему части Российской империи, которая сейчас Украина. Давайте разбираться вместе.

После потери отца, тяжёлого периода на малой родине, юный Николай Васильевич всё же решился попытать счастье в столице – Санкт-Петербурге. Здесь сразу отметим, Гоголь поехал не в Киев, не в Харьков, а именно в Санкт-Петербург – столицу его страны. Он прекрасно понимал, что большие возможности на литературном поприще могут открыться перед ним именно здесь, а не в других провинциальных городах Российской империи. Уже один факт его переезда в город Петра говорит о многом.

Впрочем, Петербург встретил его по началу не радостно, а пронизывающий холод и постоянные дожди, вовсе расстраивали малоросса, ведь в Полтаве и снег зимой – редкость. А дальше знакомство с Пушкиным, который был для Николая Васильевича огромной величиной и вдохновителем. «Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вечер накануне Ивана Купала», «Ночь перед Рождеством». Эти и другие «малороссийские зарисовки» он написал, стремясь нащупать особенный стиль, прославиться и стать популярным, в чём нет ничего предосудительного, ведь в Петербурге в то время была мода и интерес к малороссийскому колориту. Описать этот самый колорит, добавив фантастики, Гоголю удалось блестяще, столица зачитывалась его необыкновенными произведениями. Однако, вершиной его творчества, по мнению экспертов, стали такие вещи, как «Тарас Бульба», «Ревизор», «Мёртвые души», здесь он говорил о России, а в корне этого – переживания за наших людей, за судьбу нашей страны.

«– Прощайте, товарищи! – кричал он им сверху. – Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чёртовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придёт время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой Царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..

А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву… Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу?!».

Так говорил Гоголь в повести «Тарас Бульба». Здесь он выразил свою позицию. В этом нет ничего разобщённого, одного этого небольшого отрывка достаточно, чтобы ясно понять, что автор не только считает себя частью русского мира, но и не чувствует, что Малороссия, его малая родина, обособлена от России.

Фильм Владимира Бортко "Тарас Бульба" (2009)
Фильм Владимира Бортко "Тарас Бульба" (2009)

В Советское время Гоголя представляли, как писателя, который обличал пороки царского режима. На самом деле Николай Васильевич искренне печалился, когда видел несовершенства, а иногда и серьёзные изъяны в системе и в людском поведении. Он считал, что пороки нужно вынести наружу, чтобы люди взглянули на них со стороны, прочитали на страницах его поэм, повестей, комедий. Но, в тоже время, Гоголь видел в России огромный потенциал, как мать переживает за своё дитя, он с тревогой наблюдал, куда же движется та самая «птица тройка». Он не был критиканом, но сопереживал и презирал всё то, что, по его мнению, тормозило Россию. Он опасался, что наша страна встаёт на западные рельсы, где капитал превыше всего остального, превыше человеческого. Об этом в том числе Николай Васильевич размышлял на страницах «Мёртвых душ». О том, как любить и относиться к России, он ясно изложил в дружеской переписке:

«Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается, в вас все это производит только одну черствую досаду да уныние. Нет, если вы действительно полюбите Россию, у вас пропадет тогда сама собой та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже весьма умных людей, то есть будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России и будто они ей уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с ней возможно все сделать».

Николай Васильевич Гоголь
Николай Васильевич Гоголь

Гоголь стремился к объединению русского языка и русских писателей под одним началом. И это начало – русское.

«Нам, Осип Максимович, надо писать по-русски, надо стремиться к поддержке и упрочению одного, владычного языка для всех родных нам племен. Доминантой для русских, чехов, украинцев и сербов должна быть единая святыня — язык Пушкина, какою является Евангелие для всех христиан, католиков, лютеран и гернгутеров… Нам, малороссам и русским, нужна одна поэзия, спокойная и сильная, нетленная поэзия правды, добра и красоты. Русский и малоросс — это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные. Отдавать предпочтение одной в ущерб другой невозможно».

Г.П. Данилевский «Знакомство с Гоголем». «Из литературных воспоминаний».

Патриотизм по Гоголю – это любить всё в своем отечестве, не ставя негатив во главу угла. Сначала полюби – потом оценивай. Любить всё – не значит закрывать глаза на вещи порочные, а стараться сделать всё от себя зависящее для того, чтобы это исправить. Внести свою лепту в благое дело. Можешь отразить в творчестве – сделай это. Действуй и твори с любовью и во благо отечества. Так он и поступал. Гоголь писал:

«Поблагодарите Бога за то, что вы русский. Для русского теперь открывается путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и всё, что ни есть в России».

Очень метко и хлёстко писатель сказал о диванных критиках и экспертах, ведь критиковать, не пытаясь при этом ничего исправить в том, что вызывает недовольство – позиция инфантильная, а вставать на путь революционный – для России губительно. Только личная ответственность и готовность созидать, даёт нам право быть чем-то недовольными.

«Нужно развязать каждому руки, а не связывать их; нужно напирать на то, чтобы каждый держал сам себя в руках, а не то, чтобы его держали другие; чтобы он был строже к себе в несколько раз самого закона, чтобы он видел сам, чем он подлец перед своей должностью; словом — чтобы он был введен в значенье высшей своей должности».

«Дело идет теперь не на шутку. Прежде чем приходить в смущенье от окружающих беспорядков, недурно заглянуть всякому из нас в свою собственную душу. Загляните также и вы в свою. Бог весть, может быть, там увидите такой же беспорядок, за который браните других; может быть, там обитает растрепанный, неопрятный гнев, способный всякую минуту овладеть вашею душою…»

Это далеко не все важные, искренние и даже трогательные цитаты Николая Васильевича Гоголя о России. Конечно, так писать о ней мог только человек, считающий себя её частью. Спасибо ему за это. А современная украинская образовательная система отчасти права – Гоголь совсем не украинский писатель, но русский и малороссийский, наш.

Татьяна Диулина