В замечательном во всех отношениях сериале «Петербургские тайны», снятом в 90-е годы по роману Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы», прекрасно все: и сюжет, и игра актеров, и атмосфера русской жизни середины 19 века.
Но особое удовольствие, пересматривая любимый фильм, я получаю, от героинь этой истории.
Поговорим о них.
Княжна Анна Чечевинская / Чуха (Елена Яковлева)
В фильме перед нами проходит вся непростая жизнь княжны Анны.
Она предстает перед нами в трех ипостасях.
Вначале – восторженная, чувствительная барышня, не знающая жизни, доверившая свою честь великосветскому негодяю.
Затем она – падшая женщина, отринувшая уставы и мораль своего сословия, отчаянно отдавшаяся порокам, затаившая горькую боль в душе.
И, наконец, она предстает вернувшейся к состоянию порядочной женщины, человеком с возрожденным достоинством, однако не желающим затушить в сердце пламень мести. Спасает ее, в конце концов, обретение дочери, с которой она была насильно разлучена.
Я согласна с критиками, которые писали, что Елене Яковлевой удалось уйти в роли княжны Анны от мелодраматической однозначности и придать трагедийный накал этому образу. И что немаловажно, не повторить в чем-то похожий образ интердевочки.
Надо сказать, что в книге Крестовского образ Чечевинской / Чухи не такой драматически многообразный. Возвращения в состояние прежней добропорядочности нет и в помине. Она так и остается парией.
Но, конечно, в фильме образ надо было изменить.
Княгиня Татьяна Львовна Шадурская (Наталья Гундарева)
Наталья Гундарева сыграла в «Петербургских тайнах» одну из лучших ролей. Актрисе удалось показать неоднозначность своей героини. Более того, заставить зрителя посмотреть на нее по-иному в финале истории.
Вспомним, на протяжении почти всего фильма княгиня Шадурская вызывает сплошь негативные чувства. На эту «мраморную Диану» нельзя смотреть без неприязни. Настолько она высокомерна, бездушна, расчетлива. О чем говорить, ведь незаконнорожденного сына своего она без всякий сомнений бросила, а когда обрела его по воле случая, тоже не захотела принять в свое сердце.
Да и со своим любовником-простолюдином, Осипом Морденко, поступила, как римские патрицианки с рабами – приблизила и внезапно без жалости отвергла.
Но по мере развития сюжета начинают в княгине Шадурской проявляться черты неожиданные. Она предстает как одинокая женщина, тоскующая по любви. Слетают с нее в миг и ее спесь, и ледяная маска. И, наконец, в финале трагедия «мраморной Дианы» налицо. Она оказалась ненужной Казимиру Бодлевскому. Назад, в высший свет дороги нет. Вот тогда-то прозревшую, раскаявшуюся на пороге гибели княгиню Шадурскую, действительно, жаль.
А еще безмерно жаль, что «мраморная Диана» стала для Натальи Гундаревой одной из последних киноработ….
Наташа/баронесса фон Деринг (Ирина Розанова)
Еще один колоритнейший персонаж этого фильма. В этой роли Ирина Розанова ослепительна хороша. В самом расцвете своей величавой красоты. Как драгоценная оправа на ней – великолепные наряды позапрошлого века.
Ее героиня – ярчайший пример «из грязи – в князи». Мошенница. Хищница. Интриганка и преступница. Которая живет не свою жизнь. Ведь была она когда-то просто дворовой девкой Наташкой. Пока не разорила бессовестно князей Чечевинских. И далее пошла по пути неправедном, не считая своих жертв.
Однако достоинства у этой Наташи не занимать. Как и силы воли, характера что как кремень. А также великолепных манер, которые тоже не в последнюю очередь помогают ей очаровывать самых высокородных особ, в их числе и князей Шадурских.
Актриса Ирина Розанова сыграла впоследствии десятки ярких ролей. Но ее баронесса Наташа незабываема. За ней интересно наблюдать, ее хочется изучать, как диковинное создание. А это, я думаю, и есть проявление актерского мастерства.
Маша Поветина (Дарья Волга)
У молодой тогда, в 90-е, актрисы Дарьи Волги роль «Петербургских тайнах», на первый взгляд, не самая сложная. Классический образ очаровательной и добродетельной юной неопытной девушки, попавшей в сложные обстоятельства. Ставшей жертвой преступников.
И вот в этой несложности как раз, как мне кажется, загвоздка и была. Ведь внебрачная дочь Анны Шадурской должна была показаться зрителю невинной, наивной, простодушной девочкой из 19 столетия, а не ряженой молодой современной особой. И Дарье Волге это перевоплощение удалось. Ее Маша мила, трогательна и беззащитна.
Однако несмотря на то, что начинающую актрису Дарью Волгу, бесспорно, заметили в «Петербургских тайнах», актерскую карьеру она так и сделала. В 2000 году она с мужем переехала в Новую Зеландию, где снялась в нескольких сериалах и фильмах и преподавала актерское мастерство. Правда после возвращения в Россию Дарья Волга возвратилась в кино. Но по большей части это малозаметные работы.
Юлия Бероева (Евгения Крюкова)
Евгения Крюкова сыграла в «Петербургских тайнах» свою первую значимую роль в кино, хотя снималась актриса и до этого.
Актриса с благодарностью вспоминала о съемках этого фильма, отмечая, сколько она получила актерского опыта, ведь рядом были мэтры, у которых было чему поучиться. Отмечала Евгения Крюкова и высокопрофессиональный уровень всей съемочной группы: продолжительные репетиции, скрупулёзный подход к съемке эпизодов. «И сейчас я горжусь этой работой, которая длилась шесть лет», – говорила она.
Что же касается самой актрисы, то она прекрасно справилась с непростым образом молодой красавицы-вдовы, оставшейся по воле злой судьбы с маленькими детьми на руках и прошедшей неимоверные испытания: обман, насилие и даже захоронение заживо….
И все же, как мы помним, судьба вознаградила в итоге Юленьку Бероеву, послав ей настоящую крепкую любовь…
Генеральша Амалия Потаповна фон Шпильце (Лидия Федосеева-Шукшина)
Этой колоритной великолепной и столь же вероломной героине я посвятила недавно целую статью. Потому повторяться не буду. Лишь скажу, что Лидию Николаевну в этой роли надо в актерских школах показывать как мастер-класс по искусству перевоплощения.
А вы, дорогие читатели, что думаете об этом?
Фото из открытых источников интернет.
Фотоколлаж авторский.