1. “Сын человеческий” Рене Магритта
Магритт задумывал эту картину как автопортрет. Он изобразил строго одетого мужчину в шляпе-котелке, чьё лицо закрывает парящее яблоко. По одной из версий, “Сын человеческий” — это Адам, а с яблока — символа грехопадения — начался процесс зарождения человеческой жизни. По другой версии, “Сын человеческий” — это Иисус, поскольку так он называет себя в Новом Завете. Сам же художник писал о картине следующее: “...есть очевидное лицо, яблоко, скрывающее видимое, но скрытое лицо человека. Это то, что происходит постоянно. Все, что мы видим, скрывает что-то другое, мы всегда хотим видеть то, что скрыто тем, что мы видим…”.
2. “Молодой человек с яблоком” Рафаэля Санти
Рафаэль помещает яблоко в руку юноше, портрет которого создаёт после переезда во Флоренцию. Считается, что это портрет Франческо Марии I делла Ровере, внука Федерико да Монтефельтро и будущего герцога Урбино в результате усыновления, устроенного в 1504 году его дядей, папой Юлием II. Портреты Рафаэля, вне зависимости от времени создания, отмечены интересом к внутреннему миру человека и его неповторимой индивидуальности.
3. “Натюрморт с яблоками” Поля Сезанна
Интересом к изображению яблок отличается творчество Сезанна. Данный натюрморт находится в собрании Эрмитажа и прекрасно иллюстрирует слова Сезанна о мастерстве художника: «В природе всё лепится на основе шара, конуса и цилиндра, и прежде всего художник должен учиться на этих простых фигурах, а уж потом он может делать всё, что захочет».
4. “Натюрморт. Яблоки” Ильи Машкова
Яблоки неоднократно встречаются и в творчестве “русского сезанниста” и новатора — Ильи Машкова. Примерно на время создания натюрморта приходится поездка Машкова во Францию и его знакомство с фовизмом. Художник уже не так стремится к реалистической трактовке форм, но сочное многоцветие плодов вызывает живой интерес у зрителя. Так и хочется попробовать один из них, не так ли?
5. “Купчиха за чаем” Бориса Кустодиева
Аппетитные яблочки среди многочисленных яств можно обнаружить на столе у самой знаменитой купчихи кисти Кустодиева. Моделью для картины послужила баронесса Галина Адеркас, которая обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Купчиха Кустодиева — это выразительница мечтаний народа о счастье, сытости и достатке. Даже появилось выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился старый уклад с купчихами, чаепитиями, гуляньями и ярмарками в тихих провинциальных городах. Туда и бежал от обыденности художник, прикованный к инвалидной коляске и проведший последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами.
Это были пять знаменитых “яблочных” картин, а в преддверии Яблочного Спаса читайте о традициях праздника, его отражении в культуре и многом другом по хештегу #яблокунегдеупасть