Найти тему

Уголь для Хакасии – это все, но для экспорта нужна господдержка

Регион, удаленный от всех портов, теряет налоговые поступления от угольной отрасли

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Глава Хакасии Валентин Коновалов обратился к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой поручить правительству оказать угольной отрасли региона поддержку. В частности, увеличить квоту на вывоз угля на экспорт в восточном направлении на 2024 год с 6,5 млн до 10 млн тонн, возобновить применение понижающих коэффициентов при определении платы за перевозки угля 0,4 и 0,895, а также установить скидки в рамках тарифного коридора ОАО «РЖД» в размере 12,8%. Об этом сообщает «Коммерсантъ».

История вопроса:

Среднее расстояние перевозки – 5,2 тыс. км. Железнодорожный тариф в 2022-2024 годах возрос на 54%, в результате чего уровень железнодорожной составляющей в цене обогнал накопленную инфляцию на 25%.

В обращении говорится, что Хакасия добывает в год 26 млн тонн угля, 10% населения республики зависит от угольной отрасли. Представитель СУЭК, которая работает в регионе, заявил изданию, что вывоз – главная проблема угольщиков региона.

Положение в угольной отрасли региона обсуждалось на совещании Минэнерго в начале августа. Как следует из протокола, правительство Хакасии доложило, что в 2023 году от угольной отрасли недополучено ₽3 млрд налогов, а в первой половине 2024 года – ₽6 млрд. Сумма недополученных налогов за полтора года соответствует 30% от собственных доходов бюджета республики.

– Хакасия уже не в состоянии выполнять свои социальные обязательства, в том числе по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, – говорится в протоколе и сказано, что недополученные средства бюджета от налоговых поступлений угольных предприятий должны быть компенсированы республике из федерального бюджета.

Меры, предложенные главой Хакасии, соответствуют традиционным запросам угольной отрасли к РЖД. Вернуть льготные коэффициенты к тарифу монополиста и ввести скидку в 12,8% ранее предлагало Минэнерго. Против инициативы выступили Федеральная антимонопольная служба и ОАО «РЖД».

Экспортные перевозки угля из Хакасии в восточном направлении в I полугодии выросли на 5,8%, до 3,33 млн тонн, но показатель оказался ниже плана на 5% из-за необходимости приоритетной погрузки угля для тепловой генерации во внутрироссийском сообщении, поясняют в госмонополии. В III квартале из республики будет дополнительно вывезено на экспорт 0,2 млн тонн. В июле, по данным РЖД, отгрузка угля на экспорт из Хакасии в восточном направлении была выше плана на 2,4%, за первые восемь дней августа – на 13,1%. Всего по итогам года планируется вывезти на восток 6,5 млн тонн экспортного угля, что на 6,4% выше уровня 2023 года.

Финплан и инвестпрограмма, предусматривающая масштабное развитие железных дорог в том числе для вывоза экспортного угля, сверстаны исходя из утвержденного уровня тарифов. А скидка к железнодорожному тарифу приведет к непокрываемым убыткам РЖД, полагают в компании. В случае необходимости в монополии предлагают поддержать угольную отрасль через прямые государственные субсидии.

Главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов ожидает роста стоимости угля на $5-7 за тонну в связи с ростом цен на газ в ЕС на фоне боевых действий в Курской области, где находится ГИС «Суджа», обеспечивающая транзит российского газа через Украину в Европу. На более серьезное удорожание угля эксперт не рассчитывает до начала снижения ставок в США. Но и сильного снижения цен аналитик не ждет, указывая, что большинство поставщиков энергетического угля работают с нулевой или отрицательной рентабельностью.

Напомним, Федеральная антимонопольная служба не поддерживает возобновление применения понижающих коэффициентов к тарифу ОАО «РЖД» на экспортные перевозки угля. Об этом говорится в письме ведомства в Минэнерго от 20 мая 2024 года. LR