Про Богородицк - небольшой городок в Тульской области я никогда прежде не слышала. А вот пикантную историю про графа Бобринского - незаконнорожденного сына Екатерины Второй и графа Орлова - слышать приходилось. И каково же было мое удивление, когда рассматривая на карте альтернативные пути проезда из Тамбова в Москву через Тульскую область, обнаружила дворец графов Бобринских! И не просто дворец, а целый дворцово-усадебный комплекс.
Что ж, решено, поеду в Москву через Богородицк...
В 1763 году Богородицк был исключен из штатного расписания уездных городов империи, и осталась от него только деревня Бобрики. Земля эта принадлежала лично Екатерине Второй, и предназначалась для ее незаконнорожденного сына Алексея. Вот по названию деревни юный граф-бастард и получил фамилию Бобринский.
А строить будущий Северный Версаль начали на месте развалившейся Богородицкой крепости. Проектированием занимался начинающий архитектор Иван Старов, который в 1780-е годы прославится созданием Таврического дворца в Санкт-Петербурге. Первый камень в строительство был заложен в 1773 году, а продолжалось строительство до 1784 года.
В 1774 году по проекту Старова рядом с дворцом началось и строительство усадебной Казанской церкви.
Дворцово-парковый ансамбль в стиле раннего классицизма стал центром планировочной структуры Богородицка и занимал треть центра города. Стоя на втором этаже дворца, можно было видеть в окно вначале парк, идущий вниз, затем гладь воды, а потом веером расходящиеся пять главных улиц города.
Например, чтобы добиться подобного эффекта в Версале, пришлось проводить земляные работы (по стоимости равные годовому бюджету Франции). Богородицку повезло - ему достался уже готовый ландшафт. В группу сооружений была включена также многоярусная башня-колокольня в стиле петровского барокко с часами. Одновременно башня служила парадными воротами во двор и звонницей усадебного храма.
В 1776 году управляющим был назначен А.Н.Болотов - один из основоположников русской агрономической науки, писатель, энциклопедист. Он то и создал на территории дворца совершенно новую концепцию усадебного пейзажного парка в русской провинции. Была запружена река Уперта, в результате чего образовался каскад прудов. В пруды были запущены форель и карп.
Алексей Бобринский, для которого и была выстроена вся эта красота, поселился в усадьбе уже после выхода в отставку. Болотов при нем оставаться не захотел и из имения уехал, после чего парк и начал приходить в запустение.
После смерти хозяина во дворце поселился его сын Алексей Алексеевич Бобринский, основавший в Богородицке сахарный завод. В 1840-х в усадьбе произошел пожар, после чего дворец был немного перестроен. В те годы в богородицкой усадьбе бывал Лев Толстой, описавший её как усадьбу Вронского в «Анне Карениной».
После революции усадьба была национализирована, и здесь располагался музей. В 1929 году были уничтожены флигели и надвратная башня, а около 1934 года в усадьбе открыли санаторий «Красный шахтёр».
Кстати, организатор и первый директор санатория И.П.Белкин похоронен там же на территории усадьбы, недалеко от церкви. Человек этот сделал немало для спасения многих дворянских усадеб (причем, на всей территории России). Он выбирал под организацию санаториев дома, которым более всего грозил снос. В результате чего многие из них дошли до наших дней.
За годы советской власти усадебный комплекс пришёл в окончательный упадок: многочисленные малые архитектурные формы в парке были утрачены, вырублены ценные уникальные деревья, загрязнились пруды и были разломаны изящные мостики. А в 1944 году перед отступлением гитлеровские войска просто взорвали усадебный дом.
Снести дворец власти решили в 1965 году, но местный активист Петр Кобяков лично ездил в Министерство культуры в Москву, где добился решения о восстановлении усадьбы (сегодня его имя носит художественная школа на территории усадьбы).
Я прогулялась по парку - много пней, оставшихся от вековых деревьев. Причем, пни без червоточин - видно, что спиливались совершенно здоровые деревья. Дошла до каскада прудов - реконструкция еще не завершена, но уже сегодня видно, что место здесь было очень красивое.
Вошла в музей. Стоимость взрослого билета 300 рублей , но, честно говоря, экспозиция этих денег не стоит. Видно, что мебель собирали со всей округи ( и ее действительно мало). Зато много картин и акварелей. Очень заинтересовали акварели, на которых изображены виды парка, которые были при Болотове. И это действительно были сказочные виды!
Два этажа комнат и третий этаж - бельведер. В бельведере - выставка самоцветов. Оказывается, в Богородицке какое-то время существовала фабрика по их огранке.
Отдельно за 150 рублей можно подняться на колокольню и ударить в колокол (над парком периодически раздаются его удары). Чтобы подняться на смотровую площадку дворца, надо тоже заплатить 150 рублей.
Цены для городка в глухой Тульской провинции немаленькие, рассчитанные на приезжих туристов. Музей я обежала минут за 15, немного "подзависла" на самоцветах.
Парк большой, зеленый, облагороженный (плитка, лавочки).
И немного о церкви. Собственно, не о самой церкви, а ее окрестностях. Обходя вокруг нее, наткнулась на захоронения под деревянными крестами.
Обычно рядом с церковью хоронят священнослужителей, но нет. Приглядываюсь - Бобринские. Современный некрополь, на котором нашли свой последний приют представители династии. Каждый крест с именем - целая история...
В общей сложности на территории усадьбы и парка я провела часа два, а потом захотела есть. Но ни одного приличного кафе в Богородицке не нашла. Рядом с парком - кофейня с пирожными. Не то... нашла на карте сетевую шаурмичную СВШ и поехала к ней. Заказ шаурмы через окно, ожидание на улице под дождем. Потом, как бомж, ела эту шаурму рядом с машиной.
Местные жители с удивлением оборачивались, разглядывая немолодую даму, поглощающую нездоровую пищу, около машины с номером региона 68.
Как занесло ее в эти края, удаленные от известных туристических троп? Один мужчина не выдержал и пожелал приятного аппетита))) Разговорились, нашли общие темы...Видно, что жители городка находятся как бы в вакууме (характерная особенность маленьких удаленных городков). Поэтому им интересны все чужаки: сама мысль о том, что можно проехать 300 км чтобы посмотреть дворец, для них удивительна.
Заеду ли я в Богородицк еще? Вероятнее всего, нет. Это городок одного дня. Если бы мне не нужно было преодолеть в этот день еще 250 километров (и из них около 100 - по московским воскресным пробкам), то вероятнее всего, прогулялась бы по тем самым веером расходящимся улицам, вид на которые открывается со смотровой площадки дворца. Но нет, так нет - это точно не стоит возвращения сюда...
Кстати, вспомнилась подобная усадьба на территории Пензенской области, некогда принадлежавшая Голицыным. А ведь она тоже могла бы стать таким Северным Версалем, но, к сожалению, не нашлось И.П.Белкина, который спас бы ее в послереволюционные годы... Только это уже совсем другая история, и прочитать ее Вы сможете по ссылкам ниже.