Продолжаем разговор с Александром Соловьём, лидером группы ПАНИЧЕСКАЯ АТАКА (Санкт-Петербург). Участники трибьюта гр.ЧЕРНОЗЁМ.
В прошлом году у питерской группы ПАНИЧЕСКАЯ АТАКА вышел новый альбом «Основы любви и промышленной безопасности», прозвучавший тревожно-актуально на фоне нынешней действительности. Некоторые критики оценили альбом как «вершину происходившего с группой и как резко открытую дверь — куда-то в будущее».
- Александр, «Основы любви и промышленной безопасности» – это какие-то трудно сочетаемые вещи, тем не менее, они у вас некоторым образом объединены…
– Я работаю в энергетике, а в период, когда размышлял, как назвать альбом, в один из дней, ездил в Ростехнадзор сдавать экзамен по промышленной безопасности. Выхожу – и пришло в голову это название. Позвонил нашему басисту Виталику, предложил, он одобрил. Стали вместе продумывать концепцию. Поделили на две условные части с введением и заключением. Разделы решили назвать: «опасные факторы» и «вредные факторы». Это уже больше с охраной труда связано.
- «О, если б знали из какого сора растут стихи, не ведая стыда»? Александр Волков написал в рецензии на альбом, что промбезопасность прослеживается, и задался вопросом: а где же тут любовь?
– Любовь, наверное, в «Манифесте», где «я предлагаю быть хорошим человеком».
- Я читала разные рецензии, кто-то воспринял слова «я предлагаю быть хорошим человеком – и тогда всё будет хорошо» как иронию, кто-то наоборот – серьезно…
– Конечно, стоит быть хорошим человеком, по-другому и жить-то неинтересно.
- А что значит для тебя быть хорошим человеком?
– В общих чертах это в песне прописано, хотя и не без иронии. Под конец это уже что-то такое, что в мечту перерастает или утопию. Важно даже просто стремление быть хорошим.
- В альбоме есть песня «Паническая атака» и целых две «Паранойи». Это название группы догнало или времечко навеяло, как поётся в одной из песен ПА?
– По этому поводу у меня была история одна. В прошлом году играли концерт с новосибирской группой КОНТРКУЛЬТУРА. И вот стоим в гримерке, уже после концерта общаемся, а директор КОНТРКУЛЬТУРЫ Антонина говорит мне: «У вас столько песен про психиатрию…» Я ей: «Ты имеешь в виду «Паническая атака»? – «Да нет, у вас же там и «Весеннее обострение» и «Паранойя»... И тут кто-то подходит с предложением выпить. Антонина отказалась, дескать, «спасибо, не пью, на работе дурки хватает». Оказалось, она работает клиническим психологом в психиатрической больнице.
- То есть интересовалась как специалист?
– Наверное.
- Ничего не сказала, насколько точное совпадение по диагнозам?
– Вот надо было бы спросить у неё, есть ли совпадение. Но это всё такие песни-фантазии. Петербург навевает такие настроения (все же мы читали Достоевского), поэтому и песни подобные случаются.
- Песни ПАНИЧЕСКОЙ АТАКИ как-то удивительно легли на нынешнее время. Звучат злободневно и актуально. Причем, даже из старых альбомов. Ты что о нынешнем времени думаешь?
– Время покажет, к чему это все приведет… За свою страну в первую очередь очень переживаю. Наверное, воздержусь от каких-то слов… Конечно, радостного мало. Смотришь новостную ленту – и очень мрачно на душе. Что тут ещё скажешь?
- В интервью 2014 года ты говорил, что общество как-то очень нездорово и весь мир куда-то катится…
– Я уже не помню контекста тех слов, но если сейчас это разбирать, то не только у нас – это, наверное, ключевое. Песня «Весеннее обострение» – актуальна сейчас, к сожалению. Написана она в 2021 году, но кажется, всё больше и больше становится актуальной.
Если говорить об ощущениях от происходящего в мире, то сложилось такая внутренняя ассоциация некоего маятника человечества, который качается из стороны в сторону, из крайности в крайность. То в сторону жёсткой диктатуры (это одна крайность), то в сторону псевдо-свободы. Потом эта псевдо-свобода доходит до своего предела или даже беспредела, и маятник начинает двигаться в обратную сторону. Хорошо бывает, когда этот маятник где-то посередине находится, тогда для людей есть какой-то продых. Но ненадолго.
– Как считаешь, где выход из всего этого?
– Буквально недавно читал книгу Джона Денсмора, барабанщика «Дорз». Это не история группы, он просто пишет о людях, с которыми он общался, про разных музыкантов: Патти Смит, Лу Рида, Моррисона и других… И там есть какие-то его воспоминания из детства, когда он на литаврах играл в школьном оркестре.
Он пишет так: «Ключ к волшебству – каждый из участников коллектива, в котором все внимательно слушают друг друга. Целое больше, чем сумма его частей. Я усвоил этот урок, когда мальчишкой играл на литаврах под руководством своего учителя музыки. И, боже, если бы разные народы уважали друг друга точно так же, как музыканты нашего школьного оркестра – друг друга! Тогда на планете Земля царил бы мир: разные общества действовали бы согласованно, как глобальный оркестр, играющий разные, но гармонично сочетаемые звуки».
Разные культуры, разные народы должны уважать друг друга. Но сейчас время такое – идёт эскалация эмоций, по выражению Лимонова, и понятно, что в первую очередь о своих думаешь. Надеюсь, что какой-то выход будет из всего этого.
Беседовала virlenka.
P.S.
Грустный троллейбус обрёл пассажиров,
Но веселее так и не стало.
Что-то случилось, видимо, в мире,
Скверное время, видно, настало.
В салоне безмолвные мрачные люди
С пустыми глазницами: что им тут надо?
Откуда они и куда они едут?
Может быть, – в ад, а может, – из ада…
«Грустный троллейбус» ( группа ПАНИЧЕСКАЯ АТАКА, альбом «Русский антишансон» 2020 год)
Читайте начало интервью с лидером группы ПАНИЧЕСКАЯ АТАКА Александром Соловьем: «Наш новый альбом вырос из записи макси-сингла с Сергеем Летовым»