Найти тему

Три волны изменившие мир.

Человечество неоднократно пыталось осмыслить свою собственную историю. Осознать случайны ли те или иные события прошлого или весь исторический процесс подчиняется, каким-то закономерностям, пусть и не осознаваемым на данном этапе развития человеческой цивилизации, но влияющим на его ход самым непосредственным образом. По всей видимости, искать закономерности в окружающем нас мире, не просто наша потребность, но неотъемлимое свойство человеческой психики. Некоторые исследователи считают, что именно по этой причине многие люди видят закономерности даже там, где их нет, в тех или иных случайных вещах и событиях. По этой причине нет ничего удивительного в том, что человечество в целом желало понять, как устроенна история и какие законы ее направляют. Любая научная дисциплина занимается именно этим - пытается найти закономерности. На стыки истории и философии развивалась историософия, как попытка найти найти такие закономерности в развитии человеческой цивилизации.

Например, историки разделявшие марксистскую парадигму, предлагали такую периодизацию, основанную на смене формаций:

1. Первобытнообщинный строй: первобытное общество характеризовалось примитивными орудиями труда (палка-копалка, каменный топор, кремниевые орудия). Для этого общества было характерно собирательство, охота, рыболовство (т.е то что в науке принято называть присваивающим хозяйством)

2. Рабовладельческий строй: главной особенностью рабовладельческого строя было использование в качестве главной производящей силы живых людей – рабов. В это время развивается земледелие и скотоводство.

3. Феодальный строй: был характерен для Западной Европы, Китая, Индии, России. Главное занятие земледелие; ручные орудия труда, натуральное хозяйство. Феодализм предполагает два основных социальных класса: феодалы (землевладельцы) и зависимые крестьяне. Уровень технического развития остается примитивным, темпы технического прогресса незначительны. Однако другими по сравнению с рабовладельческим строем становятся производственные отношения – крестьяне не являются личной собственностью землевладельцев, а отношения строятся на основе аренды крестьянами земельных наделов, находящихся в собственности у феодалов. В качестве арендной платы выступает оброк, барщина и т.д. Опять же, происходит переход к феодальному строю от рабовладельческого, не из-за гуманизации общества, осознания того, что одному человеку владеть другим не хорошо, а по экономическим соображениям. Правящий класс по Марксу, начинает осознавать, что раб не заинтересован в результатах своего труда, а крепостной крестьянин, хоть и не далеко по своему положению уходит от раба, но уже имеет хоть какую-то собственность и заинтересован в результатах своего труда.

4. Капиталистический строй: общество основано на развитой частной собственности, рыночных отношениях и наёмном труде. Зародился в XVI веке в результате промышленной революции. На этом этапе начинает развиваться промышленность, растут города, развивается техника (появляются первые машины и предприятия – мануфактуры и фабрики). Складываются два социальных класса – буржуазия (собственники средств производства) и наемные рабочие. Рабочий обладает квалификацией и способностью трудиться. Владелец предприятия (работодатель) «покупает» эту способность, а у рабочего появляется возможность получить источник средств для существования. Маркс и его последователи полагали, что основной продукт создается руками рабочих, однако они получают за свой труд лишь ничтожно малую часть дохода от продажи произведенного продукта. Большая часть прибыли остается у капиталиста в качестве предпринимательского дохода. Из этого сторонники марксизма делали вывод, что буржуазия эксплуатирует труд рабочих, наживаясь на этом.

5. Коммунистический строй (и переходная стадия – социализм): Маркс считал, что противоречия капитализма можно устранить, если в качестве собственника средств производства будут выступать сами производители (рабочие). А полученный доход будет распределяться поровну среди всех членов общества. Уроки истории свидетельствуют о том, что общество основанное на всеобщем равенстве является утопией (фантазией). В социалистическом обществе, как показала практика, в качестве собственника средств производства выступает государство, трудящиеся получают за свой труд фиксированную заработную плату. Это приводит к тому, что рабочий не заинтересован в результатах своего труда, качество товаров начинает падать, для поддержания уровня производства приходится использовать дополнительные государственные средства, так как предприятия становятся убыточными, появляется дефицит (нехватка) товаров, люди начинают искать дополнительные (не всегда законные) источники дохода. Поэтому дальнейшее развитие общества, согласно современным научным концепциям, выходит за рамки формационного подхода.

Но существуют и другие подходы, кои, конечно же, бесчисленное множество. Осмысляя развитие человечества такой американский мыслитель, как Элвин Тоффлер предложил свой, не сказать что оригинальный, но в тоже время самобытный подход.

В своей книге "Третья волна"он описывает три исторические волны, каждая из которых символизирует основные изменения в организациях, технологиях и обществе:

  1. Первая волна (аграрное общество): Эта волна охватывает период до промышленной революции, когда основой экономики было сельское хозяйство. Люди жили в основном в аграрных общинах, и их жизнь определялась ритмом природы.
  2. Вторая волна (индустриальное общество): С началом промышленной революции произошел переход к массовому производству и урбанизации. В этой волне акцент смещается на механизацию, фабрики и большие корпорации. Общество становится всё более централизованным.
  3. Третья волна (информационное общество): Это современный этап, характеризующийся развитием информационных технологий и глобализацией. В центре внимания находятся знания, информация и услуги, а не просто товары. Общество становится более децентрализованным, гибким и разношерстным.

Каждая из волн основана на предыдущей, и их переходы приводят к глубинным изменениям в культуре, экономике и социальной структуре.