Найти в Дзене
Запретные Темы Истории

Первые исследования острова Пасхи

Предыдущую публикацию по данной теме вы можете прочитать по этой ссылке. Конечно же, загадка каменных статуй острова Пасхи не могла не привлечь внимания Хейердала. И значительная часть его размышлений об этом острове, которые он обсуждал со своими товарищами на плоту «Кон-Тики», была посвящена именно статуям-моаи. Хейердал пытался проводить параллели между моаи острова Пасхи и статуями в южноамериканском Тиауанако (который он считал столицей бога Кон-Тики). Эти параллели, согласно его точке зрения, должны были свидетельствовать о том, что статуи острова Пасхи созданы выходцами из Южной Америки и их потомками. А выходцами этими были, как гласит южноамериканское предание, белые люди с рыжими волосами – соплеменники легендарного бога Кон-Тики. Впрочем, и тут Хейердал не был первым. В 1870 году на возможную связь между островом Пасхи и Южной Америкой обратил внимание сэр Клементс Маркхэм – влиятельнейший британский исследователь, который с 1863 по 1888 годы занимал пост секретаря Королевск

Предыдущую публикацию по данной теме вы можете прочитать по этой ссылке.

Конечно же, загадка каменных статуй острова Пасхи не могла не привлечь внимания Хейердала. И значительная часть его размышлений об этом острове, которые он обсуждал со своими товарищами на плоту «Кон-Тики», была посвящена именно статуям-моаи.

Хейердал пытался проводить параллели между моаи острова Пасхи и статуями в южноамериканском Тиауанако (который он считал столицей бога Кон-Тики). Эти параллели, согласно его точке зрения, должны были свидетельствовать о том, что статуи острова Пасхи созданы выходцами из Южной Америки и их потомками. А выходцами этими были, как гласит южноамериканское предание, белые люди с рыжими волосами – соплеменники легендарного бога Кон-Тики.

Впрочем, и тут Хейердал не был первым. В 1870 году на возможную связь между островом Пасхи и Южной Америкой обратил внимание сэр Клементс Маркхэм – влиятельнейший британский исследователь, который с 1863 по 1888 годы занимал пост секретаря Королевского географического общества, а впоследствии был его президентом еще на протяжении двенадцати лет. На лекции Дж.Л.Палмера, которая была прочитана на одном из заседаний этого общества, Маркхэм провел аналогии между платформами и статуями острова Пасхи с подобными находками в Тиауанако (территория современной Боливии). А в 1930 году группа немецких ученых опубликовала работу, в которой истоки культуры острова Пасхи они усмотрели в доисторическом Перу.

Хейердалу казалось, что ему также удалось найти сходство статуй на острове и в Тиауанако. В своей книге «Путешествие на «Кон-Тики»» он пишет об этом вполне определенно. Однако книга эта была им написана еще до того, как он сам побывал на острове Пасхи.

А что можно получить, опираясь лишь на чужие описания?.. Тут ошибиться в выводах – легче легкого.

В действительности же общее между статуями острова Пасхи и в Тиауанако только то, что это – статуи. О каких-либо иных сходствах между ними можно говорить, лишь сильно искажая реальность. И позднее Хейердал вынужден был отказаться от этого своего тезиса, признав, что классические моаи «не имеют никакого сходства со статуями… на континенте, расположенном к востоку от острова».

Статуи на острове Пасхи (слева) и в Тиауанако (справа)
Статуи на острове Пасхи (слева) и в Тиауанако (справа)

Конечно, в распоряжении Хейердала имелись не только описания путешественников. К моменту его плавания на «Кон-Тики» уже было проведено несколько археологических и этнографических исследований на острове Пасхи.

«Самые ранние археологические раскопки были проведены на острове Пасхи моряками с немецкой канонерки «Гиена», которой командовал капитан Вильгельм Гейзелер, в сентябре 1882 года пробывшей на острове четыре дня. Основной целью экспедиции был сбор этнографического материала для Берлинского императорского музея. Исследователи сделали первое детализированное этнографическое описание острова, а также раскопали пол одного из домов в Оронго и несколько hare moa (каменных «курятников»)» (Н.Непомнящий, «Остров Пасхи»).

Гораздо более внушительная работа была проделана командой американского корабля «Могиканин» в 1886 году. И хотя на это у них ушло всего одиннадцать дней, американцам удалось составить описание 555 статуй, 113 платформ, культовой деревни Оронго, некоторых пещер, могил и наскальных изображений, а также провести небольшие раскопки в кратере Рано-Рараку. Вдобавок, им удалось получить некоторую информацию о легендах и языке рапануйцев и собрать коллекцию местных предметов, среди которых было две дощечки с надписями на языке ронго-ронго, над расшифровкой которого исследователи бьются до сих пор.

«В 1934–1935 годах в составе франко-бельгийской экспедиции на остров Пасхи прибыли археолог Генри Лавачери и этнограф Альфред Метро. Они жили здесь пять месяцев. Первый обратил особое внимание на наскальную живопись, тогда как второй выполнил серьезное исследование обычаев местного населения» (Н.Непомнящий, «Остров Пасхи»).

По результатам своих исследований Метро отверг предположение об американских истоках культуры острова Пасхи. Он считал, что эта культура основана предками островитян, приплывшими с островов Полинезии. Эти выводы поддержал и выдающийся исследователь Океании новозеландец Те Ранги Хироа.

Петроглифы в деревне Оронго
Петроглифы в деревне Оронго

Буквально через год после путешествия «Кон-Тики» вышла в свет книга по исследованию острова Пасхи под названием «Земля Хоту Матуа», которую написал пастор Себастьян Энглерт. В ней содержались сведения по истории, археологии, этнологии острова, а также по языку островитян.

Этот немецкий исследователь в 1922 году по собственному желанию отправился в качестве католического миссионера в индейское племя аураканов на юге Чили, а затем с 1935 года до самой своей смерти в 1969 году был миссионером-священником на острове Пасхи.

Помимо основной миссионерской деятельности Энглерт посвятил значительную часть своей жизни изучению культуры и языка острова Пасхи. Он исходил остров буквально вдоль и поперек и даже пронумеровал более шестисот статуй – те, которые ему удалось обнаружить.

Ныне общее число статуй оценивается в 887 штук. Именно такое их количество указано на стенде в местном музее, который располагается в секторе Тахаи в полутора километрах к северу от единственного на острове города Ханга Роа – на месте, где и проживал Себастьян Энглерт.

Во время своей поездки на остров Пасхи Тур Хейердал встречался и довольно тесно общался с Энглертом, который предоставил Хейердалу немало полезной информации по истории острова и местным традициям… (А. Скляров)

Продолжение следует...

Себастьян Энглерт
Себастьян Энглерт

#андрейскляров #островпасхи #остров #путешествия #мифы #мифология #моаи #южнаяамерика #чили #хейердал #история

LAH.RU - Мифы об острове Пасхи.