Поделился/-ась с Ваши друзья
Да, я знаю. Не так популярен сам фильм, как популярен последующий сериал. Фильм сделан вполне себе старомодно. И уже во времена кризиса, когда кино в поисках сюжетов обратилось к старым проверенным штампам.
Первый фильм про вампиров, как сообщает Гугл, был снят еще в 1927 году: "Лондон после полуночи", с Лоном Чейни. Дракула в исполнении Белы Лугоши появился в 1931-м. Там есть в фильме по этому поводу и режиссерская ирония. Которой, кстати, нет в сериале.
Но вообще эта тема как-то оживилась. Заиграла новыми красками.
"Интервью с вампиром" (Interview with the Vampire: The Vampire Chronicles), США, 1994 год. Со звездами первой величины: Брэдом Питтом, Томом Крузом и Антонио Бандерасом. По одноименному роману Энн Райс, ирландки и католички. Впрочем, она порвала с церковью из-за непризнания гомосексуальных связей, демократии и контроля над рождаемостью. Режиссер - Нил Джордан.
Это очень традиционная для кино история. Про старинные предрассудки. Диких людей, необразованных. Как конферансье у Булгакова: черная магия с ее последующим разоблачением. Кино очень простое. Книжка не так проста. У фильма, в общем-то нет сверхзадачи. Просто полюбоваться. У книжки, пожалуй, есть. Так что хорошо, что реплики придумывал не торопливый сценарист.
- Мир меняется. Мы - нет. В этом-то все и дело.
Том Круз в неожиданной роли веселого и циничного искусителя. Бес из "Фауста", но не из "Фауста" Гете, а из "Маленьких трагедий" Пушкина. Мертворожденное дитя этого мира, устроившееся в нем с максимальным комфортом. "Ты сам определяешь, что есть зло. Бог может убить кого угодно. И мы тоже". "Таких в мире больше нет. И нет никого ближе к Богу, чем мы".
Там есть еще юная Кирстен Данст, играющая девочку-вампира. Разумеется, дитя, испорченное с пеленок, окажется хуже всех.
Со страстью, свойственной детям.
- Сначала ее жертвы умирали быстро, пока она не научилась играть с ними, оттягивая момент наслаждения.
- Не хочешь ее?
- Я хочу быть ею. Я смогу стать такой же?
В фильме есть все модные заморочки. Которые тогда еще выражались намеком, символически. Гомосексуальная семья вампиров с ребенком - вместе против всего мира. Порочная (непорочная) страсть к девочке. Энн Райс лихо расправляется с устоями католической церкви. Но все это еще, конечно, в романтической упаковке. Для широкого зрителя. Детям тоже можно. И отрубленные головы имеются, и горящие каскадеры и полеты - во сне и наяву...
Подростковые, как на ладони, проблемы:
- Я отнял у тебя жизнь. Он дал тебе ее.
- И это - жизнь? Ненавижу вас обоих.
- Мы должны быть могущественными, красивыми и не знать раскаяния.
- Ты научишь меня этому?
Это, конечно, все балаган. Ряженые. Том Круз не умеет играть на пианино и только руками машет, благо, их камера не видит. Молоденький и хорошенький Брэдд Питт, главный положительный герой современности и в роли вампира, с зелеными линзами и накрашенными губами, несмотря ни на что остается в роли хорошего парня. Хороший парень - всегда немножко лопух. Декорации шатаются, поджигаются, горят. Клюквенный сок заказан в товарных количествах. Тут нужна была бы другая актерская игра, на грани безумия. Один Бандерас, по правде сказать, воплощает. Но секрет в том, что эти разодетые киношные вампиры в жизни запредельно нормальны. Даже, я бы сказала, заурядны. И вот в этом вся фишка.
Это - современные вампиры. Не влезающие в романтическую тогу. Успешные, практичные, эффективные. Менеджеры. В любом коллективе теперь таких вагон. В отдельных коллективах больше. Только им уже не удается так красиво принарядиться.
Полное благородное собрание, как в Париже. Пустой театр нарциссов все больше напоминает могилу.
- У меня для тебя подарок.
- Надеюсь, это красивая женщина. С достоинствами, которых ты лишена.
- А эти вампиры в театре?
- Они пусты и холодны. Но ты - ты! Бессмертный со страстями смертного. Ты прекрасен, друг мой.
Ага, старый, как мир трюк. Создание очередного гомункулуса. Кадавра, в терминологии братьев Стругацких. Удовлетворенного желудочно. Нечто особенное.
Грандиозность называется. Расстройство личности, кластера Би - нарциссы, психопаты. Когнитивное, прямо скажем, искажение. Плохой контакт с реальностью. Простите, за медицинский жаргон. Все равно им все уже пользуются. Где надо и где не надо.
Только, конечно, не стоит так драматизировать. Как в кино.
- Мы чувствовали себя единственными. В этом я находил какой-то особый комфорт. Действительно, что может один проклятый сказать другому? Только набор нелепостей.
Действительно, отвратительно, когда тебя желает контролировать подобный фрик. У него только и есть, что бессмертие на тысячи лет. Сплошных развлечений. Заветная идея трансгуманизма.
Ну и чисто писательские там есть заметки: "Дракула? Вульгарная выдумка сумасшедшего ирландца". Это о книге, написанной бесконечно лучше прочих.
Короче, вампиры притворяются людьми, которые притворяются вампирами. Какой авангард.
Кто-то обладает магнетическим обаянием. Остальные, скорее, шуты. Фокусники с ограниченным репертуаром. Примитивные программы, баг, а не фича, просто знают на какие кнопки нажимать. Но на роль демиурга требуется, конечно, актер получше.
И такое резюме - по поводу электричества::
- Они делают ночь светлее, чем день.
- Это фальшивый свет. Он не убивает.
Наш фальшивый свет не убивает всякую нечисть. Он, скорее, ее плодит.
Знаете, все смотрят кино по-разному. Мой ребенок был в восторге от фильма Джима Джармуша "Выживут только любовники". Тоже про вампиров. Волнующая тема.
Только, судя по всему, они с мужем то ли не досмотрели фильм до конца, то ли сочли, что конец не имеет значения. Там не только о восторгах перед такими прекрасными, такими удивительными и такими совершенными. Сверхлюдьми. Одна только Тильда Суинтон чего стоит. Ролевая модель.
(Нет бы вообще-то сообразить, что Тильда Суинтон по рождению - немыслимая красавица. Фотографии в гугле посмотрите. Вот попробуйте начать этому подражать. Кретины. Такая красота, я извиняюсь, от Бога)
Но. Там в фильме не та мораль. В конце. Вот пойдите и посмотрите.
А так-то и Тарзану можно, конечно. Подражать.