"По мне, люди уже устали от всяких бесконечных причуд".
Думаю, это лозунг сегодняшнего дня. Причуда на то и причуда, что ее не противопоставить бездушной и расчетливой жестокости,
без прикрас объявляющей свое господство. По сути - это две стороны одной медали. Две фантазии, одна из которых берет красотой, другая - уродством. Да и понимается и то, и другое в мире относительности - относительно. Кто-нибудь всегда да окажется прав.
Дети пресытились игрушками.
Маятник стремительно раскачивается, непременно задерживаясь в крайних точках. То, что посередине, то есть, гармония, оказывается в полном небрежении. Само движение оказывается в небрежении.
С обоих сторон нам навязывается очень статичный мир, в отличие от китайского инь-янь. Это всегда - картинка в движении, если движение прекратилось, пациент скорее мертв, чем жив.
С обеих сторон все решено, записано в гроссбухе, на все вопросы есть четыре ответа, кто не угадал, тот сам виноват. Думаю, что действие все еще равно противодействию. Но по сути, и тому, и другому нечего предложить. Я, может быть, не в состоянии оценивать себя и других по таким низким расценкам. Просто не ориентируюсь.
И вот вам кино из той же самой оперы.
"Кабинет редкостей Гильермо дель Торо", США, 2022год. В стиле ужасов. Антология страшных историй, лично отобранных обладателями Оскара. В режиссерах засветились и корифеи жанра, и новички.
Рейтинг критиков - 94 процента, кроме того, сериал обладает "сертификатом свежести". Сплошной кошмар.
Мертвецы встают из гроба, инопланетяне выдают себя за людей, крысы кишат, аутопсия во всех подробностях, короче, все достижения человечества на ниве ужаса и отвращения. На гриме и реквизите не экономили. Визуально - стильное такое ретро. Актеры стараются.
«Мне так опротивело человечество и весь мир, что у меня не лежит интерес ни к чему, если только оно не содержит двух убийств на страницу, не меньше, или не толкует о несказанных ужасах из запредельных пространств».
Все начинается с этакой киношной кунсткамеры. Где мастер ужасов Гильеромо дель Торо представляет очередную историю. Холодящую кровь. "Лучше уж познать все чудеса света, чем сидеть дома и скучать". Нетфликс предоставляет возможность делать и то, и другое одновременно.
"Когда любят жизнь, то не читают, - заключал Уэльбек. - Впрочем, не особенно ходят и в кино. Что ни говори, доступ к миру художественного остается за теми, кого немного тошнит". Этого навалом.
Там все на самом деле чудовищно банально, грандиозно, нарциссично, то есть, пусто. Хотя режиссерам, а их восемь человек, достаточно есть, над чем поработать. Кино - синтетическое ремесло, всегда найдешь, чем увлечься. Не это, так то, не там придумалось, так здесь. Можно, к примеру, детали шлифовать.
Больше такая - раскраска для взрослых, когда предлагается раскрасить целую картину и на стеночку в гостиной повесить. Раскрасить можно даже очень хорошо, я без иронии. В таком кино именно деталями можно насладиться, суть дела, в общем, не меняется.
Это работа, которая доставляет удовольствие. И авторам, и зрителям, так все хорошо и добротно сделано.
Это миры Лавкрафта. Которые не слишком удаются в кино. Хотя в сериале экранизирован только один его рассказ. Это не философия, это не кино. Это даже не литература. Это мир отрицания всяческой человеческой надежды. Это мир эгоизма и, как ни странно, рационализма. Который и препятствует человеческому счастью. Смерть героев не имеет смысла и если и завершает повествование, то совершенно формально.
Известно, над какими воротами написано "Jставь надежду всяк, сюда входящий". Пусть так. Проблема в том, что на выход единого рецепта нет. А на вход - всегда один и тот же. И чаще всего действует. Рецепт доктора Фауста. Обменять одно на другое. Сделка с мошенником.
Думаю, что ближе всего по жанру волшебный фонарь, гроб на колесиках и желтые занавески. Это - очень важные детали. Ужас должен быть заложен и оформлен в самом что ни на есть понятном интерьере. Вписан в быт. И обещать безнадежный конец любой на свете истории. То есть, это - вполне себе невинное развлечение.
Удивительно, но мир ужасов уже настолько отработан и описан, что создает впечатление устойчивого и хорошо знакомого. Чего не скажешь сегодня о большом мире. Старинные страхи были как-то, я извиняюсь, эстетичнее. Тот самый последний дьявол Булгакова, который еще рядился при случае в свою тогу и она ему, нужно сказать, шла. Это страхи, по которым мы скучаем. Которые были все же как-то художественно воплощены. В которых были свои неизменные правила.
Не знаю, но сейчас это все напоминает об Эде Вуде, худшем режиссере всех времен и народов, который как раз-таки тоже снимал ужастики. И честно, говоря, вызывает особое умиление. Все-таки классические ужасы - это детский жанр и попытки напугать - они тоже детские. Хотя и старательные, и эффектны - в меру возможностей своего времени.
Rонечно, по мере поступления проблемы нарастают. Уже не приведения и не полчища крыс. "Я хочу избавиться от пустоты. Внутри каждого из нас - бездна, в которую все проваливается, любой успех. Я хочу перестать быть пожирателем". Тоже, конечно, не бог весть знает что. Но что-то все же вроде идеи. Описана определенная реальность, которой все больше, хотя в данном конкретном фильме дело было в 70-е.
Не знаю, любим ли мы кино, которое - набор банальностей? Есть в этом во всем какой-то сентиментальный компонент. На самом деле даже и успокаивает. Как сказка на ночь.