Найти тему

Алиса в Зазеркалье от Йоргоса Латимоса

"Бедные-несчастные", 2023

Великобритания, Ирландия, США

Йоргос Латимос

Ваши друзья

#кино_вечером

Вау. Это не кино. Это какая-то, мать вашу, энциклопедия. Щедро иллюстрированная. Вообще цитатник. Такой смелости никто не ожидал. Это, конечно, не фильм. Не произведение киноискусства. Это книжка. Алиса. (не та алиса))) В стране чудес. (А может быть, и та. Голосовой помощник) В которой написано больше, чем может показаться при первом прочтении.

В кино в принципе два тренда. Одни охотятся за реальностью, другие сказки рассказывают.

«Бедные-несчастные» (Poor Things), 2023 год, Великобритания, Ирландия, США. Фантастическая комедия в стиле стимпанк. По книге Аласдера Грея. Режиссер и продюсер Йоргос Лантимос. С Эммой Стоун.

Фаворит Венецианского кинофестиваля, получил высшую награду - «Золтой лев». Рейтинг кинокритиков – 92 процента.

На Гугле в верхних строчках запросы зрителей: в чем смысл фильма «Бедные-несчастные?» И Гугл отвечает. «Это рассуждение о том, как всем нужна смелость быть собой. Еще в фильме зашита мысль о parenting yourself, как быть родителем самому себе».

Ну ладно.

Излагаю сюжет, если кто не понял. В двух словах. Гений хирургии спас беременную женщину, которая бросилась с моста в Темзу. Пересадил ей мозг ее собственного ребенка. Недоношенного. И начал растить. Вернее, расти она начала сама. Воспринимая мир как бы с чистого листа.

Точь в точь наши дорогие миллениалы.

Попробовала в жизни все. От еды до проституции. И чем дальше в лес, тем толще партизаны. «Мое сочувствие приближается к тому, что я назвала бы презрительным гневом».

Это такая современная притча. Там есть и всесильный Бог (это – имя профессора), и ангел, и черт, который, правда, сошел с ума в результате общения, и большое количество разнообразных масок, в исполнении разнообразных актеров. Так и задумано. Недетский мультфильм с чередой фантастических испытаний для героини. Женский вопрос.

Мера условности такова, чтобы ни к одному из персонажей не испытывать «взрослых» эмоций – сочувствия там, какой-нибудь эмпатии, какой-то солидарности. История рассматривается под углом отвлеченного, чисто академического интереса.

И прямо скажем, что выводы этого исследования весьма печальны. Эта жизнь – просто-таки набор логических ошибок. Парадоксов. Причем, таких – широко распространенных.

Этот стимпанк, 19-й век с сюжетом 21-го – он не только в плане визуального решения, которое прекрасно в буквальном смысле до невозможного. Сам сценарий – это тоже стимпанк.

Все передовые современные идеи, такие – общеупотребительные, зачастую неосознанные вплетены в реалии конца 19-го века. Века железа и пара. Поскольку именно тогда все они и зародились. Но еще не успели сильно навредить. То есть, они были довольно-таки абстрактные и никто не ведал, куда все это заведет.

Заводит все это, прямо скажем, в никуда. Вся эта евгеника, улучшение человека, социалистические идеи, секс-позитив, борьба за права, игра с природой…

Произвольное распоряжение своей жизнью и жизнью других. Собственно, в первую очередь – безответственность. Как главный тренд. Тока в разных формах.

И героине, Эмме, это простительно. Она же – ребенок? Она же – не знает? Она же – не понимает? Она исследует мир, а в плане результатов – с младенца взятки гладки. Младенец ни в чем не виноват.

Но дело в том, что "все попробовать", сначала, а потом уже зажить нормальной буржуазной жизнью, как ни в чем не бывало, не является задачей, а также и высшей целью человека. Во-первых, количество аттракционов сильно ограничено. Во-вторых, каждый новый опыт меняет реципента и оставляет на душе шрамы. И откатить обратно невозможно. Дже если человеку, как этой самой Эмме, все - как с гуся вода.

В этом сюжете все – дети. От двух месяцев до 6 лет. Имеются варианты. Кто на чем в своем развитии остановился. У кого какое в результате расстройство личности. Это не мир, это какой-то вообще бедлам. Лазарет.

Где главный врач самый главный псих и есть. Один персонаж – садист и абьюзер, остановился на стадии приучения к горшку. У другого и тело, и психика искалечены токсичным родителем до состояния франкенштейна. Третий задержался на стадии любви к жизни, то есть, оральной, для него весь свет – щедрая материнская грудь.

Каждый уверенно носит при этом «маску нормальности». Прикидывается. А оправданий детишки себе всегда найдут, сколько угодно. В крайнем случае соврут. Или вопреки всякой очевидности будут утверждать: «Это не я!»

Все, главное, действуют строго принципиально. То есть, у каждого есть принципы. Жизненная философия. На которую они ссылаются, вплоть до содержательницы публичного дома.

Но основана на она не на античном – или христианском – понимании мира (других у нас вообще-то нет), а строго к личной выгоде. Каждый станет тебе утверждать, что его эгоизм и использование других по-черному вписываются в картину мира и даже и составляют его основу.

- Это твоя черная пора. Прежде, чем к тебе придут свет и мудрость. (Свет и мудрость ударной работой на ниве проституции, то есть, таким способом, прямо скажем, не приобретаются. Как говорит опыт человечества. И вообще все эти сентенции - мудрость колоды карт из "Алисы" Кэрола").

Бесконечный при этом секс-позитив. Феминизм. Самоутверждение. Путь к свободе. Да какого же черта все сводится к этому – ограниченному репертуару? В «Войне престолов» хотя бы еще батальные сцены имелись…

И всем, главное, нужна мамочка. Чтобы песни пела в колыбельке и ничего взамен не требовала. С безусловной любовью. Независимо от. Чем хуже ты поступаешь, тем больше в ней нуждаешься.

- Если отбросить боль, смущение и диссонанас, я по тебе скучала.

- Перечисли я все, чем ты меня обидела, сам Иисус Христос, вероятно, разбил бы тебе голову битой.

- В каком-то смысле будет облегчением – освободиться от поисков себя.

- Сделай глоток – и ты свободна.

Мы видим на контрасте с более благополучными в этом смысле временами, как нарциссы и психопаты создают свой мир. В нем устраиваются. Это мир, в котором можно быть либо хищником, либо жертвой. Третьего не дано.

Мы видим, как свойства нарциссов и психопатов, их угрозы и их ценности встраиваются в повседневную ткань общества, культуры и цивилизации. Это – не воображаемые угрозы, это не конспирологическая теория. Это - аксиологический сдвиг, смена – или подмена ценностей. Недопустимое поведение становится нормой. Более того, общество его изо всех сил поощряет.

То есть, это – грустное кино. С сомнительным хэппи-эндом. Но оно бесконечно веселое и бесконечно игривое. Такая игра – в шарады. С каждой секундой визуальными отсылками к старым шедеврам. Море – точно такое же, как у Феллини, в фильме «И корабль плывет». Профессор – практически копия знаменитого киношного Франкенштейна. Соблазнитель сошел с поучительных открыток начала 20-го века и из «трагических» немых фильмов.

Или бесконечные метафоры, выраженные визуально. Пересадка психопату, абьюзеру и собственнику мозга козла - прямая иллюстрация бытового оскорбления и игры слов. Карета с лошадью и кучером, но имеющая позади паровой двигатель - верх бессмысленности. Рискованные темы, поднимаемые светскими дамами за вполне себе формальной беседой. Чем приличнее выражения, тем неприличней содержание.

Можно бесконечно перечислять.

А насчет parenting yourself, общий такой совет психотерапевтов, стань сам себе родителем, то как можно стать родителем самому себе, не имея хотя бы отдаленного образца? Если ты об этом «родителе» представления никакого не имеешь. Кто такой этот «нормальный родитель»? Чего он должен делать? Как к тебе относиться?

В отсутствие господа бога как отца (и матери) это, знаете ли, сама по себе загадка. Которую трудно разгадать. Практически невозможно. А уж применить…

В нормальном нынешнем мире ты, скорее всего, повторишь именно ту судьбу, от которой со всех ног бежал. И в фильме тоже так.