Принято считать, что мы крайне логичные и разумные существа, что принимаем решения рационально, взвешивая все "за" и "против".
Но если я скажу, что решение в значимом количестве случаев принимает не наш мозг, а психика, а мозг уже придумывает почему психика принимает такое решение?
Согласитесь ли вы со мной?
Даже если да, то дочитайте до конца, я расскажу почему так происходит, и как увеличить количество действительно обдуманных и взвешенных решений.
У головного мозга существует три уровня: рептильный мозг, лимбическая система и кора головного мозга. Расположены они таким образом, что рептильный мозг находится глубже в голове, далее лимбическая система, а сверху - наиболее объемная кора головного мозга. Есть даже точка зрения, что они так и формировались - сначала рептильный мозг, потом лимбическая система, потом кора. Так это или нет значения для статьи не имеет.
Мозг штука непростая, нет там отдельных его частей, которые бы отвечали строго за один функционал, но если упрощать, то некоторое условное разделение функционала между вышеперечисленными отделами все-таки есть.
Рептильный мозг отвечает за базовые инстинкты - "бей, беги, замри" в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью. Чувства из рептильного мозга вообще не управляются разумом. А еще там могут располагаться триггерные точки, в случае, если у человека были ситуации, угрожающие жизни и здоровью. И потому новые ситуации - триггеры, которые чем-то напомнили ему о тех ситуациях опасности из прошлого вызовут уже в реальности неадекватную ситуации реакцию. Поэтому если на вас повышает голос отец (или муж) в ваши 30 лет, а вы почему-то немеете от ужаса, то возможно это потому что активированы те самые точки.
Лимбическая система отвечает за обычные наши эмоции. Там тоже есть страх, но он тут другой, не такой глубинный, и чуть ближе к рациональному.
Кора головного мозга отвечает за то, что мы думаем.. В частности за ситуации, когда чувствование у человека отключено и заменено мыслительным процессом. Например, когда человек смотрит на произведение искусства и оценивает его на основе своих знаний об этом виде искусства и в зависимости от результата озвучивает свою оценку "нравится"/"не нравится". Или когда молодая барышня выходит за богатого и успешного, потому что он богат и успешен, но ее тело демонстрирует физическое неприятие человека. Она вряд ли осознает свои настоящие чувства. В этом случае "чувствует" она корой головного мозга.
Уровень, на котором возникает чувство, определяет нашу способность контролировать нашу реакцию на эти чувства, и в некоторой степени осознавать свои чувства вообще. Если страх рептильный, то человек не будет осознавать свои действия, он зачастую их даже помнить не будет, потому что в момент стресса, угрожающего жизни, кора головного мозга отключается из-за необходимости перераспределить энергию для того чтобы выжить.
Если страх лимбический, то мы в чуть большей степени можем осознать чего мы боимся (или осознать это хотя бы после самой ситуации) и иногда даже подумать и решить, что нам делать.
Если страх из коры, то тут вообще все просто - хочу испытываю, хочу нет, зависит от ситуации. ))
Пока ребенок маленький его способности к запоминанию и анализу (а это кора головного мозга) не развиты, поэтому то что происходит с нами в детстве мы не запоминаем. Но запоминает наше тело, наш рептильный мозг и лимбическая система. Поэтому в телесном подходе считается крайне важным то что произошло с человеком до, во время и в первые годы после рождения. Потому что мы не можем это вспомнить, но это осталось в нашем теле и подсознании.
Кстати, о подсознании..
Сознание и подсознание - категории психологии, а не нейронауки. Фрейд называл подсознание - ИД, сознание - ЭГО. Но если их пытаться соотнести с вышеописанной информацией, то Ид (подсознание) это больше про рептильный мозг и часть лимбической системы. А ЭГО - это наша кора головного мозга. Не берусь оценивать, что ИД = рептильный мозг, наверное, это не так, но по возможности осознавать и контролировать то, что происходит в ИД (подсознании) это очень похоже на то как описываются чувства, рожденные в рептильном мозгу.
Для чего же такая прелюдия?
Дело в том, что решения которые мы принимаем зачастую диктуются нам из глубин подсознания, и проанализировать мы их не способны. Мы едва ли их осознаем. А потому получаются ситуации, когда человек вроде бы принимает решение, но следовать ему у него не получается. И понять почему он не может этого сделать, ответить себе не может. Таких решений много - от выбора своего гардероба до выбора партнера по жизни. До какой-то степени это нормально - всего осознать мы и не можем. Но абсолютно точно понимая больше о себе, мы больше можем управлять своей жизнью, делать более сознательные выборы, в конечном итоге проживать более свою жизнь, а не жизнь подсознательных программ.
Часто по телу видно, когда человек обманывает сам себя - это называется в психологии конгруэнтность, а точнее - ее отсутствие, когда человек говорит одно, а тело его говорит обратное. Для того чтобы это замечать в себе нужно своему телу вернуть способность чувствовать.
Мы привыкли к тому, что мы - это то, что мы о себе думаем. Человек в гармонии со своим телом отличается от человека, который не чувствует свое тело тем, что первый улавливает некоторые внутренние импульсы, возможно не всегда он может их объяснить, но он их слышит, доверяет им и опирается на них. Например, Катя общается с Мишей. Миша умен, образован, галантен и перспективен. Но лично ей чем-то неприятен. Для того чтобы перестать с ним общаться ей необязательно головой объяснять себе что именно ей неприятно, она привыкла доверять своей интуиции (тому самому подсознанию или телу). А если бы Маша своего тела не слышала, то она бы и замуж скорей всего вышла, потому что Миша полностью соответствует картинке, которую она себе нарисовала.
На мой взгляд, в поведении родителей есть один паттерн, который постепенно приводит к отключению связи со своим телом у ребенка. Без претензии на истину я попробую его описать.
Но прежде чем его описать, я напомню о том важном факторе, на который опирается все детство, это привязанность. Это эволюционно заложенный механизм следования ребенка за своим взрослым. Эволюция так позаботилась, что ребенку эта привязанность нужна на уровне того самого рептильного мозга - это залог выживания. Этот инстинкт заложен не только у человека. Утенок следует за уткой, медвежонок за медведицей и т.д. Какой из этого вывод - если что-то угрожает привязанности, у ребенка включается режим выживание и он делает ВСЕ, чтобы эту привязанность восстановить. Если малыш потерял своего родителя он будет плакать и кричать, чтобы родитель его нашел и восстановил привязанность. Если ребенок видит нового взрослого - он прячется за своего родителя, он не просто стесняется, он пока не может оценить угрозу или ее отсутствие. В любой непонятной ситуации ребенок ищет родителя. Причем, что важно, даже если родитель применяет жестокие методы воспитания - бьет, оскорбляет, то ребенок все равно тянется к своему родителю. Уж простите, но тут нет объективной любви, тут есть объективная привязанность, а это как я писала инстинкт, это рептильный мозг и вот именно так это работает, за пределами разума и логики.
Именно по этим причинам, когда ребенок пытается заявить о своих личных желаниях, а родитель на это реагирует агрессией, неодобрением или любым другим образом, достаточным для конкретного ребенка, чтобы он почувствовал угрозу привязанности, ребенок просто не может выбрать себя и свои желания. Для него это неодобрение (даже если это просто интонация или взгляд) - угроза жизни. И он выбирает родителя, он ему верит. И откладывается это на подкорку (=на рептильный мозг/лимбическую систему). Другими словами, если в его детстве происходили постоянные ситуации, в которых ребенку приходилось выбирать родителя, а не себя, то он начинает слушать родителя, а свой внутренний голос угасает. Ребенок вырастает, и у него укрепляется привычка слушать того, кто рядом. В подростковом периоде, и это тоже заложено эволюционно, ребенок начинает отрицать родителя, начинает от него отделяться. На уровне физиологии он начинает пахнуть по-другому для того, чтобы родитель его отпускал. И вот тут происходит еще один важный момент - ребенок начинает отрицать родителей, но себя слушать он уже разучился. И тогда вместо себя он начинает слушать ровесников и тех авторитетов, кого он выбирает.
Психика адаптивна, и человек приспосабливается к тем ориентирам, которые предлагает ему окружающая его реальность. По-разному может сформироваться, но ключевое - человек не ориентируется на себя. Происходит ориентация на партнера, родителей, врачей, друзей, успешных личностей, психологов, книги, религию - все что угодно, но не самого себя. И обычно к 30 начинает чувствовать, что живет не свою жизнь, не знает чего хочет и становится хорошей наживой для большого количества тренингов по поиску самого себя, поиска своего предназначения и т.п.
Ну а теперь вернемся к поведенческому паттерну родителя, в результате которого происходит игнорирование чувств ребенка. Игнорирование может происходит как в грубой физической форме, и тогда это всем, более ли менее, очевидно. Но для меня бОльший интерес представляют ситуации, когда это игнорирование происходит между делом, потому что в этом случае оно более коварно, ведь мы передаем его своим детям из самых добрых побуждений. Самая главная причина, по которой мы это делаем - мы сами не слышим своего тела и внутренних импульсов. И передаем это детям неосознанно. Это родовые сценарии. Я приведу три своих личных ситуации, в которых было игнорирование моих чувств как ребенка. Но две из них - ситуации из моего уже относительно взрослого периода. Одна из детства, которая была особенно эмоциональна, потому я тоже ее запомнила. Потом я расскажу про две ситуации, в которых уже я игнорирую чувства своего ребенка (сейчас ему 6 лет). Привожу это я для того, чтобы было понятно, что даже осознание и понимание своей проблемы не всегда нас защищает от влияния родовых программ. И приведу также классические вымышленные ситуации в детском периоде, которые также могут быть проявлением игнорирования чувств ребенка.
1. Я хотела в подростковом периоде шубу, а мама заказывала в ателье мне дубленку. Очень красивую и каждую примерку до меня доносилось насколько мне она к лицу и какая красивая получается. Я даже поверила в это в какой-то момент. Но правда в том, что я хотела шубу. Уже будучи взрослой я говорила с мамой, и она сказала, что просто не могла позволить себе купить мне шубу. Проблема в том, что причина была в нехватке денег, в которую мама меня посвящать не хотела, поэтому эта причина мне не называлась. И происходила подмена, мне (естественно бессознательно) мама внушала, что я хочу больше дубленку. Я видела как мама восхищается моей дубленкой и начинала ей верить.
2. Я хотела поступать учиться на психолога. Но мама говорила, что психологи - это люди, которые не решив свои проблемы, начинают решать чужие. Я была очень зависима от мамы, не знала себя, не доверяла себе, поэтому я выучилась на юриста, как завещала мама. Я ни о чем не жалею. Но этот пример подходит сюда.
3. Когда-то в глубоком детстве моя мама подарила мою раскраску моему же другу. Я помню, что я рыдала и билась в истерике, но рыдал и друг, поэтому мама отдала ему. В тот момент произошло игнорирование моих желаний и чувств.
4. Мои друзья задают вопрос нашему ребенку относительного того как ему живется в двухуровневой квартире. Сын отвечает, что классно. А я начинаю говорить: "Тебе классно, видимо, до тех пор пока я не отправляю тебя чистить зубы на второй этаж!" И в моем голосе звучит пренебрежение и недоверие его словам. На это обратил внимание мой муж. И да ситуация небольшая, но она как раз туда. Надеюсь, что в большинстве глобальных случаев мне удается замечать это за собой и доверять ребенку, но иногда в мелочах что-то такое проскальзывает.
5. У нашего ребенка как и у меня очень сильная реакция на голод, то есть если я голодная, то мое состояние очень тревожное и раздраженное. Ребенок с самого детства не осознавал свой голод, но каждый раз как голод достигал пика уходил в истерику. Иногда по 40 минут. Я чувствовала себя беспомощной, потому что с одной стороны я понимала, что мне надо прислушаться к его чувствам, если он отказывается есть, а он отказывался. А с другой стороны я не могла не замечать, что он истерит потому что очень голоден. Часто мне просто приходилось прибегать к запрещенным манипуляциям типа отвлечь и загрузить в рот 1-2 пельменя. И тогда он понимал, что хочет есть и уже начинал кушать сам. Часто из-за моего понимания этой взаимосвязи я давила на ребенка совершенно разными способами, чтобы он поел перед походом в гости, поездкой или прогулкой. В этот момент я игнорировала его чувства. Ради его же блага, но это такое же игнорирование. Сейчас эта взаимосвязь все равно есть, но она уже не такая критичная, и я не кормлю ребенка пока он сам не попросит. Часто через еду как раз происходит сильное игнорирование желаний ребенка. Тут уж каждый родитель решает по своему и делает свой выбор, но в любом случае лучше делать выбор с осознанием того, что мы делаем и ради чего.
5. У ребенка истерика, а его родитель заставляет его успокоиться методами, угрожающими привязанности - криком, упреком, стыдом, угрозами. В этот момент происходит самое страшное игнорирование, ребенок вообще не в состоянии его запомнить, потому что такая угроза привязанности побуждает к работе рептильный мозг, что лишает ребенка какой-либо возможности что-либо запомнить. Но тело и подсознание запомнит, не сомневайтесь.
Итого, какой же вывод из всего этого я хочу сделать?
При принятии решений нами часто руководит что-то, отчет чему мы не отдаем. Наш мозг что-то нам объясняет, рационализирует происходящее, но со временем мы замечаем что некоторое несоответствие между реальностью нашими мыслями и чувствами. Если в вашей жизни так часто получается, что ваши поступки расходятся с вашими желаниями и мыслями, значит, вероятнее всего, с вами происходит то, что я тут описываю - вы не слышите то, что происходит в вашем подсознании. И еще раз повторю, что невозможно слышать свое подсознание полностью, но вполне возможно научиться различать эти импульсы (не всегда их сразу понимать), и научиться с ними жить. Это очень помогает ощутить самого себя, ты вдруг начинаешь понимать, что наконец-то вернулся "в себя", жизнь начинает приносить больше удовлетворения.
Что делать, чтобы проложить этот маленький мостик в самому себе, к своему подсознанию, своему телу, нутру и своей сути, называй как хочешь...
Вот несколько конкретных рекомендаций, которые помогли мне и моим клиентам:
1. Допустить, что то что нам КАЖЕТСЯ относительно наших чувств и ощущений действительно правда.
2. Осознать, что любые мысли, чувства и ощущения, которые мы испытываем не делают нас плохими, даже если мы внутри себя завидуем, злимся, ненавидим или нас от чего-то буквально тошнит (например, от близкого нам человека).
3. Осознать, что чего-то не понимать о себе - нормально и научиться жить с этой неопределенностью.
4. Замечать свой мыслительный поток, насколько часто мы думаем о чем-то. Аналогично с эмоциями и телесными ощущениями. Зачастую, то что мы испытываем нам кажется логичным, адекватным ситуации и объективным, но если уделять этому осознанное внимание, то можно увидеть определенные закономерности. В этом может помочь Дневник эмоций. Можно записывать 5 колонок - 1. ситуация/событие, 2. эмоциональная реакция на событие, 3. телесное ощущение, 4. что я хотел(а) сделать и 5. что я реально сделал(а). Записывать каждый день в конце дня. Вести не менее 1 месяца. А потом изучить и проанализировать, найти закономерности. Тут будет два эффекта - первый в осознании своих чувств и эмоций, второй - в обнаружении своих эмоциональных и поведенческих паттернов.
Во всем этом самый важный инструмент - это внимание. Нужно научиться направлять его внутрь себя и выработать наблюдательную позицию. Именно роль наблюдателя за самим собой помогает пропускать в сознание разные чувства и ощущения из подсознания, узнавать себя и вырабатывать новые инструменты взаимодействия с людьми и окружающим миром. До момента когда такой наблюдатель появляется, как правило, у человека наблюдается слияние со своими мыслями и чувствами. И тогда, конечно, сложно научиться управлять своим внутренним миром.
Очень мне любопытно есть ли у вас свой внутренний наблюдатель? Понимаете ли вы что ваши мысли/эмоции/ощущения это просто мысли/эмоции/ощущения, а не есть вы сами. Если поделитесь своим опытом я обязательно отвечу.
Больше практики и информации у меня на канале в тг.