В плацкартных вагонах стало дорого ездить: проезд в нем подорожал на 23 процента в сравнении с прошлым годом, посчитал Росстат. Купе подорожало на 15 процентов и для многих стало недоступно. Почему растут цены на ж/д билеты и можно ли с этим что-то сделать?
Ложка дегтя от перевозчика
Средняя стоимость проезда в плацкартном вагоне нефирменного поезда дальнего следования в первом полугодии 2024 г. составила 287 руб. в расчете на 100 км пути, следует из опубликованных данных Росстата, которые приводят «Ведомости».
Это значение на 23% превышает показатель января – июня прошлого года.
Стоимость проезда в плацкартном вагоне фирменного поезда за тот же период выросла на 17% до 401 руб.
Проезд в нефирменном купейном вагоне подорожал на 15% до 438 руб., в фирменном – на 16% до 595 руб., следует из статистики.
Получается, что стоимость плацкарты по сравнению с купе в последнее время растет быстрее.
Добавляют свою ложку дегтя и перевозчики: им дано право регулировать цену в плацкартный вагон в течение года с использованием графика гибкого регулирования тарифов. Это значит, что в какие-то дни пассажиры могут ехать по базовому тарифу, установленному государством – например, за 1000 рублей. В какие-то дни действует коэффициент 0,8 и билет будет стоить 800 рублей, в какие-то дни – 0,85 (850 рублей), а в какие-то дни 1,2 (1200).
Уловка в том, что низкие тарифы устанавливаются на то время, когда пассажиров минимум, а высокие – на время года, когда пассажиров максимум. Таким образом, по максимальным тарифам путешествует наибольшее количество людей.
Уязвимый плацкарт
Стоимость билетов в плацкарт – тема чувствительная. Плацкартом ездят пассажиры с небольшим доходом, а их большинство. Поэтому рост цен в плацкартные вагоны всегда заметен. И билеты в плацкарт раскупаются в первую очередь.
При этом цены на плацкарт регулируются государством и не могут превышать определенных значений, а цены в купе зависят от спроса. Иными словами, тариф на перевозку пассажиров в общих и плацкартных вагонах устанавливает Федеральная антимонопольная служба, а цены в купе растут по законам рынка: чем больше спрос, тем выше цена.
В высокий сезон путешествий, летом или в декабре, стоимость всегда будет выше, а в менее активный период, в феврале или ноябре, ниже, поясняют в Федеральной пассажирской компании.
В этом году спрос на ж/д билеты беспрецедентный, а предложение ограничено, отсюда и рост цен. Спрос на билеты, в свою очередь, вызван аномально высоким спросом на внутренний туризм в этом году, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, чье мнение приводят «Ведомости».
Кроме того, повышенный спрос формируют локальные события. Например, для Санкт-Петербурга это сезон белых ночей.
Данные РЖД подтверждают: в январе – июле 2024 г. перевозки в поездах дальнего следования выросли на 7% в годовом выражении до 73,4 млн пассажиров, в том числе в июле – 14,7 млн (+2%).
При этом в первую очередь раскупаются билеты по регулируемым тарифам в плацкарте. Это приводит к тому, что те, кто не успел купить дешевые билеты, вынуждены брать их в другие классы вагонов, объясняет Бурмистров.
Поезда дороже самолетов
Наши читатели ценами на билеты откровенно возмущены.
«Рубят бабло за закрытые аэропорты. Капитализм»
«РЖД монополист, да и мы живём в эпоху капитализма. Когда на первом месте прибыль и выгода, а потом уже забота о людях»
«Как всегда, решение принимается, чиновниками из жирной столицы, совершенно не представляющих, как живут люди в регионах. Считают по средней зарплате столицы. Думают, что все так живут. Зла не хватает»
«Цены нужно вернуть на уровень 2019 года и чтоб они были стабильные в течение всего года, ну за исключением праздников»
«Поезда стали дороже самолетов. Теперь буду только летать».
Москвичка Серафима Михайловна каждое лето ездит в Новороссийск, чтобы провести три месяца у моря: у нее там квартира в центре города. Билеты обычно покупает заранее. В этом году она была сильно удивлена: нижнее место в купе фирменного поезда обошлось ей в 15 тысяч рублей.
«Ради интереса решила узнать в кассе, сколько стоит билет в плацкарт, – делится она. – Оказалось, что боковое место на поезд Москва – Новороссийск в нефирменном поезде этим летом стоит 5 тысяч рублей. Не понимаю, как можно устанавливать такие цены в самом демократичном сегменте».
Если так пойдет и дальше, самолеты станут популярнее поездов: растущие такими темпами цены на плацкарт, хотя и регулируются ФАС, снижают его доступность, считает Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. Из-за этого, по словам эксперта, билет на самолет часто обходится дешевле, чем на поезд. Он рекомендует перевозчикам в сезон высокого спроса наращивать предложение и делать железнодорожные билеты доступнее.
Наталья АЛЯКРИНСКАЯ
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда, также их можно читать «Вконтакте». Наш сайт – 1520today.ru.