В России стартовали продажи рамного внедорожника Haval H9 второго поколения. В его конструкции есть родственные связи как c флагманским Tank 500, так и с недорогим кроссовером Jolion. Первое впечатление о новинке мы составили на дорогах и в горах Северной Осетии.
Среди китайских машин еще нет таких, которые можно назвать культовыми. А вот знаковые, примечательные для нашего рынка – есть. Haval H9 стартовал в России ровно девять лет назад по цене от 2,15 млн рублей. Тогда это был шок: столько отдавать за «китайца»?! Однако продажи модели год от года росли, а отзывы оказались преимущественно положительными. Я проехал на этой машине несколько тысяч километров и остался доволен: выносливая, комфортная, проходимая. Н9 первого поколения завер свою карьеру на российском рынке уже локализованным. С ценой 4,1-4,3 млн рублей он в наших новых реалиях был уже далеко не самым дорогим китайским автомобилем.
Снаружи
По бокам кузов защищают стационарные подножки. На бамперах и колесных арках вставок из некрашеного пластика нет: внешне Haval H9 тяготеет к кроссоверам
Прежняя «девятка» была нарисована с явной оглядкой на Land Cruiser Prado. Ныне концерн Great Wall уже достаточно авторитетен, чтобы исповедовать собственный дизайн. Haval H9 получил фирменные черты, присущие нескольким моделям марки – круглые фары в квадратных нишах, угловатый кузов, минимум хрома. На фото в некоторых ракурсах машина выглядит неоднозначно. Но живьем оказывается весьма гармоничной. Правда, без одного откровенного заимствования все же не обошлось. Задние фонари, такое ощущение, сделаны не «по мотивам» Land Rover Defender, а будто переставлены с него. Ну и ладно – они красивые.
В таком ракурсе кажется, что перед нами Land Rover Defender
Кому-то может показаться, что Haval H9 заметно меньше, чем Tank 500. Уж больно монументально выглядит последний. На деле габариты «девятки» 4950 х 1976 х 1930 мм, «пятисотого» — 5078 х 1934 х 1905 мм. Haval больше и в высоту, и в ширину! А проигрыш по длине частично на совести массивной запаски Танка. Потому что в версии без нее у него только 4886 мм между бамперами.
Внедорожник окрашивается в белый, черный и зеленый (на фото) «металлики». За доплату доступен модный матово-серый окрас
Колесная база у двух внедорожников одинаковая, 2850 мм. Как и заявленный клиренс в 224 мм. Это совпадение неспроста. Рама с девятью поперечинами у них одинаковая. Архитектура подвески тоже – двойные рычаги спереди и жесткий мост на рычагах и пружинах сзади. Haval H9 весит
2470-2560
кг в зависимости от версии, Tank
500 – 2535-2605
кг. Разница невелика, поэтому логично предположить, что детали ходовой у них одинаковые.
Внутри
В интерьере легко найти элементы от других моделей марок Haval и Tank, от Jolion до «пятисотого»
Интерьер выглядит богато. В глаза бросается медиадисплей диагональю 14,6 дюйма. Он тоже от Танка 500. Равно как и джойстик коробки передач, клавиши вокруг него и некоторые другие мелочи. Но так же несложно заметить фурнитуру от моделей попроще. Потолочный блок – к сожалению – с невозможностью включить раздельно левый и правый плафоны появился еще на Jolion. Руль знаком по Dargo и Н3. От Dargo взяли блок кнопок слева от руля, боковые дефлекторы и подбутыльники с прорезиненными лентами в дверях.
В креслах не устаешь даже спустя несколько часов безвылазного сидения. Отделка интерьера – черная или терракотовая
Удивило, что верхняя часть передней панели и дверные карты выполнены из жесткого пластика. Мягкими их сейчас делают на машинах вдвое дешевле. Впрочем, материалы качественные и, как это умеют китайцы, сложены в гармоничный ансамбль. Смотреть приятно, а трогать панели, полагаю, любителей не так уж много. На то и расчет. А вот отсутствие проекционного дисплея представители бренда объяснить не смогли. Сами, мол, не понимаем. Действительно, странно: эта опция есть даже у «Джолиона». Не сказать, что без нее жить нельзя, но по статусу Н9 должен ее иметь.
Пассажирам второго ряда жаловаться не на что. Для третьего посередине места много
Передние кресла по уровню комфорта не уступают Tank 500. У обогрева и вентиляции по девять уровней! Есть и массажер с восемью программами. Подушку, как уверяют, слегка удлинили для российского рынка. До идеала не хватает ее регулировки по углу наклона. Опять же, в более дешевом Dargo такая настройка есть.
Третий ряд пригоден для недальних перевозок взрослых. Есть потолочные дефлекторы, подлокотники и подстаканники. А вот гаджет зарядить негде
Пассажирам второго ряда положен только обогрев. Зато есть отдельная, третья зона климат-контроля. Она отнюдь не бутафорская. Щедро рассыпанные дефлекторы (в полу, в торце центральной консоли, на потолке) реально позволяют создать собственный микроклимат. Места, разумеется, вдоволь во всех направлениях. Можно даже поделиться им с обитателями галерки: диван регулируется по длине и по наклону спинки.
Третья зона климат-контроля полноценная. Здесь же управление обогревом и три зарядных разъема
На третьем ряду взрослые пассажиры вполне могут продержаться пару часов без особого дискомфорта. Тут никаких чудес: по-настоящему просторные багажные сиденья бывают только в машинах длиной хорошо за пять метров.
Под капотом
Дизели в Китае не любят. Настолько, что даже не все пикапы имеют их в гамме. У нас наоборот: львиная доля больших кроссоверов и внедорожников покупалась с моторами на тяжелом топливе. Поразительно, что Haval H9 со сменой поколения такой двигатель сохранил! Вдвойне удивительно, что он не перекочевал с предшественника, а разработан с нуля. «Девятка» — первая модель, на которую он устанавливается.
Адаптация для России включает бачок стеклоомывателя на 4,5 л с датчиком низкого уровня, увеличенный аккумулятор, улучшенную антикоррозийную обработку
Мотор GW4D24 имеет объем 2,4 л, развивает 184 л.с. и внушительные 480 Нм. На внедорожнике первого поколения было 2,0 л и 190 сил. Не спешите говорить о шаге назад. Скорее всего, Н9 получил базовый вариант настроек, а позже выйдут более мощные модификации. Что некстати, так это рабочий объем. Дополнительные 400 «кубиков» ставят мотор в другой тарифный сегмент по утильсбору, что увеличивает цену машины. Бензиновый двигатель 2.0 турбо с индексом GW4C20B, если верить официальным ТТХ, при смене поколения никак не изменился. Те же 218 л.с. и 380 Нм он выдает ровно в тех же диапазонах оборотов.
Физические кнопки для основных функций – это отличное решение
Двигатели работают с разными коробками передач. В обоих случаях это выносливые гидротрансформаторные «автоматы», как и положено серьезному внедорожнику. На бензиновой «девятке» стоит 8-ступенчатый ZF, на дизельной – 9-скоростная коробка собственной разработки. У обеих коробок большой запас по крутящему моменту. Они способны переварить до 500 и 750 Нм соответственно. Интересно, что в сервисной книжке обязательная замена рабочей жидкости прописана только для «девятиступки» (на 60 000 км). Хотя очевидно, что эта процедура не помешает и любому другому «автомату», если хотите от него долгой и беспроблемной работы.
Система полного привода на Н9 та же, что устанавливается на Tank 500. Передние колеса подключаются в автоматическом режиме через межосевую муфту. Есть возможность заблокировать и ее, и оба межколесных дифференциала. Плюс понижающий ряд, функция «танкового» разворота для улучшения маневренности в ограниченном пространстве и несколько ездовых режимов. В экономичном Haval остается строго заднеприводным. В нормальном, спортивном и снеговом электроника играет моментом на колесах в соответствии с дорожными условиями. Пресеты для грязи и песка подразумевают блокировку межосевой муфты, и тяга распределяется 50:50. Интересно, что заблокировать «центр» можно только выбором одного из указанных режимов. А вот межколесные блокировки выведены на отдельные клавиши и работают даже в «асфальтовых» режимах.
В движении
Управляемость на асфальте по меркам рамной модели отличная
До выезда на горное бездорожье предстояло проехать несколько десятков километров. На асфальте Haval H9 легко принять за кроссовер с несущим кузовом. Жесткий задний мост ничем негативным себя не выдает. Машина индифферентна к колее, уверенно прописывает повороты даже на разбитой дороге. Разумеется, с поправкой на габариты и массу. «Девятка» не маленький паркетник и требует соответствующей ответственности от водителя. Шумоизоляция – без преувеличения – премиального уровня. В салон не проникает ни гул от шин, ни аэродинамические шумы, которые угловатый и высокий кузов не может не генерить. На холостом ходу очень сложно разобрать на слух, какой двигатель работает под капотом – бензиновый или дизельный.
Бензиновой версии динамики хватает. Дизельной тоже, хотя заявленные в ТТХ 14 с до сотни могут кого-то разочаровать. В реальности внедорожник достаточно бодр, чтобы уйти со светофора впереди потока и выйти на уверенный обгон через встречную полосу. После 110-120 км/ч разгон скисает. Не страшно: те трассы, на которых разрешено развивать такие скорости, имеют по несколько полос в одном направлении, никто не мешает обгонять размеренно. Оба «автомата» меняют передачи плавно и незаметно, при нажатии на газ правильно угадывают нужную ступень. Если хочется добавить машине темперамента, выбирайте спортивный ездовой режим с обостренными реакциями.
Внедорожник позволит выйти на уверенный обгон, но после 110-120 км/ч разгон скисает
Отлично помню, что старой «девятке» явно не хватало эффективности тормозов. Сейчас этой проблемы нет, замедление прогнозируемое и уверенное. Кстати, вместо традиционного вакуумного усилителя используется электрический насос. Он позволяет более гибко настраивать работу системы. И даже – внедрить регулировку остроты отклика педали тормоза. С аналогичным решением я уже сталкивался ранее на кроссовере Jaecoo J8. Не понравилось: если вместо стандартной выбрать «спортивную» настройку, тормоза на небольшой скорости срабатывают излишне резко, чуть ли не с ударом. Понятно, что алгоритм можно скорректировать. Но ведь выпустили в серию Jaecoo с такой неприятной особенностью. Haval H9 никаких доступных водителю настроек не предлагает – и хорошо.
В медиасистеме есть отдельная внедорожная вкладка с демонстрацией всего, что необходимо водителю. Система кругового обзора дополнена функцией «прозрачный капот»
К уровню комфорта никаких претензий. Сидится удобно, греет, охлаждает и массирует Haval исправно, обзорность отличная. Адаптивный круиз-контроль по хавейловской традиции работает без радара, по показаниям стереокамеры на ветровом стекле. По сравнению с «Джолионом» образца 2021 года – небо и земля! Инженеры вывели систему на новый уровень, и теперь она действует вполне адекватно. Внедрили даже интересную и небесполезную настройку – «интеллектуальное прохождение поворотов». Если ее активировать, при движении на адаптивном «круизе» машина станет притормаживать в поворотах в зависимости от угла поворота руля. Если выключить – станет проезжать виражи на той же скорости, которая задана для прямой.
От Dargo позаимствовали удобнейшие подбутыльники во всех дверях
На грунтовых и каменистых дорогах Haval H9 явил лучшие качества рамника. Всеядная подвеска, большой дорожный просвет, мощная штатная защита на днище рождают ощущение вседозволенности. И это не иллюзия. По перечисленным выше функциям трансмиссии понятно, что проходимость модели для подавляющего большинства владельцев избыточна. Этакий Range Rover: способен на многое, но вряд ли ему доведется это продемонстрировать.
H9 способен выбраться из сложной ситуации даже в стандартном ездовом режиме
В силу сухой погоды грязи или раскисшей земли на маршруте не нашлось. Поэтому единственным упражнением стало диагональное вывешивание. Выводов два, и оба со знаком плюс. Первый – все пять дверей открываются и закрываются без малейших признаков перекоса кузова. Второй – из этой ситуации Haval H9, немного побуксовав, выбирается в стандартном ездовом режиме, просто имитируя межколесные блокировки работой электроники. Не пришлось даже лезть в какие-то настройки полного привода.
Цены и комплектации
Пожалуй, единственная недоработка по эргономике: сложенные спинки третьего ряда не образуют ровный пол, а идут чуть вверх
Оба двигателя можно заполучить в любой из двух комплектаций. Базовая Elite (4 299 000 рублей с бензиновым мотором, 4 799 000 рублей с дизелем) достаточно богата. В Premium (4 799 000 рублей бензин, 5 299 000 рублей дизель) добавляются блокировка переднего дифференциала, двойные стекла передних дверей, панорамная крыша, вентиляция и массажеры передних кресел, электропривод пассажирского и память положения водительского сиденья, набор систем активной безопасности во главе с активным «круизом», 19-дюймовые колеса (вместо штатных «восемнадцатых»), более продвинутая аудиосистема и розетка на 220 В в багажнике. Набор стоит своей доплаты: в нем много небесполезных опций комфорта и безопасности.
Внутренняя панель пятой двери – сама практичность. На узкую полочку сверху удобно класть зонт. В багажнике есть розетка на 220 В
А вот доплата за дизельный двигатель не оправдывает себя, если вы нацелились сэкономить на эксплуатации. Паспортный расход ниже всего на 15-20%, а солярка на АЗС дороже дозволенного для бензиновой версии АИ-92 уже на четверть. Плюс более частое ТО – каждые 10 000 км вместо 15 000 км. Само обслуживание тоже, скорее всего, окажется дороже. Например, на дизеле предписано менять топливный фильтр на каждом ТО. В плюсах мотора на тяжелом топливе только более редкие заезды на заправку и лучшие тяговые возможности. Последнее интересно тем, кто часто ездит с прицепом. Кстати, подготовка под установку фаркопа входит в базовую комплектацию модели, докупить нужно только сам крюк.
На некоторых рынках на пятой двери висит запаска. У нас она под днищем, а на створке красуется небольшой багажный бокс. Грузить можно до 15 кг. Откинутая крышка служит столиком и выдерживает 10 кг. Открывается ключом, который – недоработочка! – скрыт внутри брелока
***
Haval H9 при существенном родстве с Tank 500 гораздо дешевле: в «базе» ровно на 2 млн рублей. Tank 300 пересекается с ним по цене, но он более брутальный и «внедорожный». Да и необычный дизайн глянется не всем. В общем, у «девятки» неплохие рыночные перспективы. Тем более, что теперь Haval пребывает в статусе одного из лидеров нашего рынка.