Есть у Константина Георгиевича Паустовского, на мой взгляд, превосходнейшее произведение в плане своей философии и атмосферы - рассказ "Наедине с осенью". Уют описанной картины природы, меланхолические мысли. Мне оно приглянулось с первых строк. Здесь вкупе любовь к природе и любовь к искусству. Эстетическое удовольствие читать великого Паустовского (для меня он великий писатель своего времени) и в его произведении получать еще и просвещение с точки зрения культуры - сколько имён творцов литературы здесь изящно перечислено.
В силу того, что во мне присутствует всегдашняя попытка заложить в моих учениках доброе зерно, поведать им истины жизни - а произведение для моих первоклассников и второклассников пока будет сложным, я из подобных литературных работ иногда беру совершенную кроху - какую-то важную, добрую, светлую, по-моему, мысль. Просто даже для того, чтобы дети знали, что есть такой писатель и есть такое произведение. Что-нибудь останется в их уме - имя, строка, пара слов... И я имею уверенность в целом, что пусть даже и не откликнется в сердце сейчас, но спустя время, при должном воспитании, закладывании человеческих ценностей, воспитании моих учеников как многогранных личностей - непременно. Пусть утопично, но море состоит из капель.
В любом случае, возраст начальной школы продуктивен для развития абстрактного мышления и в целом высших психических функций, больше всего именно на мне, как на педагоге, лежит ответственность за то, как я преподнесу материал.
Читая детям отрывки из рассказов или прося их прочесть что-либо мной приготовленное на тему природы, мне хочется дать им понимание, что природа – необыкновенное явление, требующее должного уважения и отношения. И жизнь в целом наполнена намного бОльшей красотой, нежели какую мы, люди, замечаем.
Предлагаю вам прочесть с детьми отрывок из рассказа Константина Георгиевича в техниках скорочтения. Всегда оговариваюсь – необязательно читать всё, если для ребенка тяжело это. Одно-два предложения… Остальное можете дочитать ему вы. И обязательно поговорите с ним о том, что сейчас прозвучало.