Игорь Кулебякин в двадцать лет написал пять венков сонетов, но кто об этом знает?
Владимир Солоухин, русско-советский классик, как-то признался, что, ещё учась в Литературном институте, мечтал написать венок сонетов. Но весьма сложная, чеканная, виртуозная форма венка никак ему не давалась. И только после 50 лет он смог создать это поэтическое чудо...
Поэт Игорь Кулебякин написал пять венков сонетов. Первый – в 19 лет, остальные четыре – в 20.
История создания первого венка романтична, «пропитана» ожиданиями юности.
В мемуарной книге писателей первого наукограда СССР «А прошлое кажется сном» (Обнинск, издательство «Принтер», 2002 год, 256 страниц) в главе «Игорь Кулебякин» описана встреча автора с городом его мечты – Санкт-Петербургом, вдохновившая его на творческий подвиг по «плетению» венка из стихов аристократической формы – сонетов:
«В 18 лет, в 1980 году, вместе с семьёй был в гостях у родственников в Ленинграде. Как и полагается Кулебякину, влюбился в этот царственный город. До одури гулял по его улицам, вдоль Чёрной речки, ездил в Петергоф и на Пискарёвское кладбище, "растворялся" в ауре Эрмитажа и Исаакия.
До сих пор, спустя много лет, нахожусь под впечатлением той поездки.
Как и отец, серьёзно осваивать профессию стал с написания венка сонетов, названном "Ленинградские напевы", в 1981 году... который был опубликован в моей первой книге стихов "Полутона".
Надо сказать, что история этой книжечки весьма неординарная. Сразу пятеро поэтов – Эльвира Частикова, Валерий Прокошин, Вера Чижевская, Владимир Бойко и я воспользовались широким жестом Правительства СССР, позволившим издавать книги за счёт средств самих авторов. Объединив усилия, дружно поддерживая друг друга, взаимозаменяя в частых поездках в московское издательство "Прометей", где власть разрешила авторам всей страны "неформально" издаваться, целых два года проталкивались малюсенькие сборнички стихов обнинских поэтов (вёрстки наших книг отсылались в цензурный отдел Политбюро ЦК КПСС, в недрах которого у Бойко зарубили одно "перестроечное" стихотворение). Таким образом, эти книги вошли в историю города и области, как первые издания, вышедшие вне рамок плановой издательской системы. После выпуска этой книги началась моя профессиональная писательская и издательская работа».
Так что же это за драгоценное украшение в саду Поэзии под завораживающим названием «Венок сонетов»?
Это сложная поэтическая форма, объединяющая в себе 15 сонетов, «переплетённых» друг с другом особым образом. Каждый новый сонет начинается с последней строчки предыдущего, а заключительный –магистрал составляется из первых строчек предыдущих четырнадцати. В итоге, на ряд слов набегает до 15 рифм.
При этом сам сонет представляет из себя чеканную, отточенную форму.
Сергей Луговцев, составитель каталога венков сонетов, написанных авторами за последние сотни лет, отмечал:
«В заключение мне хотелось бы вспомнить цитату Ю. Колкера, побуждаемого своим приятелем Тюкиным В.П. к созданию венка сонетов, в дополнение к уже собранной им коллекции из более двухсот венков сонетов: "Решился попробовать свои силы в данном жанре, но уверенный в его искусственности, затеял писать пародию на сонетный венец (отсюда и подзаголовок – "Антивенок")".Однако, как пишет сам Колкер, "…не шуточно увлёкся работой"… В итоге, послесловие к "антивенку" завершается следующими словами:
"…закончив и оглянувшись, не в первый раз подумал, что искусство возможно и свобода достижима, лишь в жестких, предустановленных и нерушимых границах"».
Получается, что венок сонетов может сплести только мастер поэтического слова. И если великий Владимир Солоухин смог написать венок только после 50 лет, а Игорь Кулебякин написал пять венков сонетов в возрасте 19 – 20 лет, то кто есть Игорь?
Кстати, Кулебякин чуть позже бросил это занятие, ибо ему «стало скучно заниматься слишком хорошо освоенным процессом».
Есть смысл ещё раз вспомнить о сборнике «Полутона», вышедшем в 1989 году.
Тираж этого сборника был три тысячи экземпляров. Книжица бойко распродавалась и за короткий период времени смогла окупиться несколько раз.
После этого о «Полутонах» забыли на 25 лет.
В 2014 году случайно был найден остаток тиража – триста экземпляров.
Автор обратил внимание на венок сонетов «Ленинградские напевы», который был, по сути, признанием в любви к царственному Санкт-Петербургу.
Было решено разослать его по питерским музеям, депутатам Законодательного Собрания северной столицы и книжным галереям.
После рассылки по питербуржским адресам пошли интересные отклики.
Депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Палин А.Ю. опубликовал на своём сайте отрывки из венка.
На ресурсе администрации одного из районов Санкт-Петербурга также появилась положительная информация о книге с цитированием «Ленинградских напевов».
Ряд депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга откликнулись на красивых официальных бланках:
«… Благодарю Вас за предоставленную мне возможность ознакомиться с Вашим сборником стихов "Полутона". Мне как депутату Законодательного Собрания Санкт-Петербурга особенно было приятно прочесть сонеты из "Ленинградских напевов"…
С уважением, депутат А.А. Макаров».
«… Хочу поблагодарить Вас за чудесный сборник стихов…
С уважением, депутат С.Н. Нестерова»
«…. Особо запомнились "Ленинградские напевы" - "Венок сонетов" и такие близкие для всех нас строки: "О, Ленинград! Тебя опять…опять венчает тёмно-серая корона… О, Муза! Нарисуй скорей Исакий, ведь видел сей державный храм не всякий… И пишет, пишет быстрая рука о красоте бессмертной Эрмитажа…". С уважением, депутат А.Р. Мельникова»
«… С большим уважением ознакомился с Вашим творчеством. Выражаю благодарность и признательность. Ваш оригинальный труд вызвал благожелательную реакцию моих коллег и друзей. Спасибо Вам… С уважением, депутат Б.Л. Вишневский»
«… Несомненно, эти стихи переполнены сильными чувствами, они обращают на себя внимание своей поэтической техникой. С уважением, депутат Л.Ф. Седейкиене»
«… Благодарю Вас за присланный сборник стихотворений. В частности, за стихи о Ленинграде, которые меня очень тронули. С уважением, депутат В.Е. Мартыненко»
«… С большим удовольствием ознакомился с Вашим творчеством…
С уважением, депутат В.П. Ложечко»
«… Позвольте выразить Вам свою признательность – стихи очень трогательны…Депутат М.А. Шишкина»
«… Я с большим удовольствием прочитал Ваши произведения и особенно те строки, которые посвящены моему родному и любимому городу. С уважением, депутат М.Э. Яковлев»
Так же прислали положительные отклики депутаты О.В. Галкина, И.И. Комолова, В.Я. Дмитриев.
Отрицательных оценок не было.
Пришли хорошие отклики из музеев Санкт-Петербурга. Некоторые фрагменты есть смысл воспроизвести:
Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»:«Нашим сотрудникам очень пришлись по душе стихи Игоря Владимировича (Кулебякина). Мы были тронуты тем, какой любовью и восторгом пропитаны строки, посвящённые Ленинграду!
Книга эта передана в фонд нашей музейной библиотеки. Первый заместитель директора Коренева Н.Н.»
Всероссийский музей А.С. Пушкина: «И сама книга, и «Венок» особенно (т.к. ленинградский), очень интересны»…Редактор редакционно-издательского отдела» (подпись неразборчива)
Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО:«… Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО выражает Вам благодарность за передачу в фонд музейной библиотеки сборника… стихотворений "Полутона". Спасибо… за стихи о нашем замечательном городе…С уважением, Захар Михайлович Коловский,
Генеральный директор»
Музей-квартира А.А. Блока:«… Благодарим Вас за книгу Игоря Кулебякина "Полутона". Прекрасные строки о нашем городе! Нежные, лиричные… Книга будет храниться в библиотеке музея-квартиры А.А. Блока… С уважением и признательностью, сотрудники музея-квартиры А. Блока».
Собственно говоря, выше пишется только о венках сонетов, которые, действительно, весьма непросто написать… Тем более, в 19 лет.
Но у Игоря есть и обычные стихи, которые высоко оценили признанные русские писатели: Станислав Куняев, Сергей Михеенков, Валентин Волков и другие.
Уже давно в нашей стране не дают хода талантливым и гениальным представителям русского народа. Тому есть почти непреодолимые причины, хорошо известные думающим и ищущим людям. Об этом, кстати, пишет и сам Кулебякин в материале «Найти русского гения».
В частности И.В. Кулебякин отмечает: «То, что по инерции называется русским ядром в современной литературе РФ, есть небольшая группа сильно возрастных писателей, отстранённых от принятия каких-либо серьёзных решений и, практически, ни на что не влияющих. Это – результат расслабленности и отсутствия пассионарности у бывших лидеров русского писательского сообщества…
…Казалось бы, "полный абзац и аллес капут". Но, вспомним, ещё Н.В. Гоголь говорил: "Если русских останется один хутор, то и тогда Россия возродится. Потому что Россия – это прежде всего идея – мечта о справедливости и построении Царствия Божиего на земле"…
…Читал на днях весьма интересный материал Станислава Юрьевича Куняева "К предательству таинственная страсть" (журнал "Наш современник", 2019 – 2020 годы), в котором есть его воспоминания о группе писателей-"шестидесятников" из этнических русских.
Так вот, в этих мемуарах (особенно в 5-ой части) отчётливо прослеживается, на мой взгляд, характерная черта русских литераторов того времени: ни у кого из них не было чувства чёткой национальной идентичности, а, значит, - и обязанности выявлять таланты в толще своего народа и неуклонно формировать русскую элиту. Возможно, каждый из них ощущал себя исключительно одарённым писателем и считал, что самим фактом своего существования он на века укрепит русскую словесность, а благодарные потомки будут благоговейно перелистывать страницы его сборников.
В реальности, нынешние авторы, которым 30 – 40 лет от роду, о них ничего не знают, никогда не слышали и не хотят слышать. Они попросту НИКОМУ не интересны.А ведь это сотни и сотни имён…Удел сих почивших в Бозе литераторов – полное забвение (вторая смерть). Кстати, это касается и основной части, так называемых, советских классиков.
И всё же истинная русская литература обязательно возродится. Тут, как говорится, к Гоголю не ходи!.. И русские гении, ныне затёртые иноагентами и релокантами улицкими, акуниными, быковыми, огромной и безликой стаей современных недопоэтов, имя которым "легион", – по праву займут своё законное место в храме национальной культуры».
Но для того, чтобы национальная русская культура возродилась, надо с чего-то (или с кого-то) начинать.
Причём, лучше прямо сейчас, ибо процесс выдвижения русских талантов на ведущие позиции в отечественной литературе сильно запаздывает.
А там, глядишь, «шестерёнки» процесса закрутятся самостоятельно и современная русская культура, действительно, приобретёт реальные национальные черты…
Я вот начал на примере Игоря Кулебякина.
Но надежда в этом, в первую очередь, на самих русских писателей, поэтов, литераторов.
И да проснётся в них наконец-то настоящая русская пассионарность!
Андрей Сошенко, публицист, русский идеолог, секретарь МОО «Русское Собрание»