Найти в Дзене
БЕСПОКОЙНЫЙ УМ

Что начинается после науки?

На протяжении многих тысячелетий лучшие представители нашего биологического вида открывали новые и неизведанные грани этого Мира. Постепенно превращая новое в привычное, а неизведанное в очевидное. У нас не возникает сомнений, что яблоко упадет на Землю. Хотя ответ на вопрос “ПОЧЕМУ яблоко падает на Землю?” менялся с развитием науки. Если Ньютон однозначно описывал гравитацию как силу, то нашлись ребята, которые объяснили яблочный дождь искривлением пространства и времени из-за массы и энергии внутри него. Ладно, для яблок (и всего что похоже на нас с вами) нам хватит и ньютоновских понятий, но грань науки расширялась (как и все в нашем мире) и для небесных сделок особо крупных масштабов понадобилось кое-что более навороченное, чтобы объяснить, что вообще происходит. Эйнштейн уловил эту потребность и стал один из самых известных ученый. Не самая простая интерпретация, зато имеет более широкое применение. Подобное развитие научного знания прекрасно отображает основную идею моей будущей

На протяжении многих тысячелетий лучшие представители нашего биологического вида открывали новые и неизведанные грани этого Мира. Постепенно превращая новое в привычное, а неизведанное в очевидное.

У нас не возникает сомнений, что яблоко упадет на Землю. Хотя ответ на вопрос “ПОЧЕМУ яблоко падает на Землю?” менялся с развитием науки. Если Ньютон однозначно описывал гравитацию как силу, то нашлись ребята, которые объяснили яблочный дождь искривлением пространства и времени из-за массы и энергии внутри него.

Ладно, для яблок (и всего что похоже на нас с вами) нам хватит и ньютоновских понятий, но грань науки расширялась (как и все в нашем мире) и для небесных сделок особо крупных масштабов понадобилось кое-что более навороченное, чтобы объяснить, что вообще происходит. Эйнштейн уловил эту потребность и стал один из самых известных ученый. Не самая простая интерпретация, зато имеет более широкое применение.

Подобное развитие научного знания прекрасно отображает основную идею моей будущей серии статей на тему “Ну это уже философский вопрос…”. Наука и технологии (которые одновременно являются и результатом, и инструментом науки) оставляют нам все меньше темных пятен на общепринятой картине мира. Но нельзя считать, что мы достигли нашего предела и не осталось кирпичей для формирования картины мира, которой просто НЕ НА ЧТО опереться.

Эйнштейн и несколько поколений физиков после него столкнулись и продолжают сталкиваться с неизвестным. Да и не только теоретическая физика, но и другие направления, например, нейрокогнитивные науки честно говорят "Мы знаем не всё. И не всё, что мы знаем, мы можем доказать". И вот тут, рядышком с такими уважаемыми монстрами знаний, находится место для того, что можно назвать современной философией. Если воспользоваться фразой известного космолога и астронома Карла Сагана, что "Наука - как свеча во тьме", то Философия - это превращение свечи в фонарь с выбранным направлением света.

Превращение свечи в фонарь
Превращение свечи в фонарь

В передовых университетах мира при научных центрах находятся кафедры философии, где ученые помогают другим ученым найти зерно истины в пучине предположений или хотя бы обнаружить, где эта куча зерна может быть. Можно сказать - это методы изобретательского мышления для самого абстрактного и высокого уровня из доступных сейчас человеку.

Ну а что история? Можно ли забыть обо всех философах прошлых столетий, ведь они рассуждали о смыслах из мира еще неоткрытых сущностей? Являются ли мысли Платона или Канта устаревшими и не стоящими нашего внимания сейчас? На удивление - ответ НЕТ. И на это есть сразу 3 причины:

  • Мы все дальше выходим за рамки мира вещей, которые мы способны понять своим мозгом. Он не виноват, просто среда нашего развития создала такое количество ограничений в восприятии, что мы ну никак не можем понять, почему квантовая частица перемещается ВСЕМИ возможными способами и при этом ОДНОВРЕМЕННО. Мы можем это выучить, но для понимания надо чего-то покрепче. Типа философии.
  • Мы до конца не понимаем способы и законы познания мира, хотя сама по себе наука является следствием законов о познании и знании. А вот философия имеет даже отдельные направления, которые активно развивались веками: гносеология (наука о познании) и эпистемология (наука о знании). Если вы не уловили разницу между ними, то замените познание “инструментом”, а знание “информацией”. Не факт, что поможет, но я попыталась.
  • Мы даже в нашем земном мире не до конца всё прояснили. Два направления философии, пожалуйста, наиболее ярко демонстрируют этот пробел: Этика и Эстетика. Этические вопросы искусственного интеллекта и мой излюбленный вопрос на конференциях по беспилотному транспорту “кого давить: бабушку или ребенка?” явно подсказывает, что ответов-то и нет. Как и однозначного понимания и чувственного восприятия прекрасного (привет, эстет!). Мы накручиваем законы творчества, но, Боже, как они слабы по сравнению с самим творчеством.
Пространство-время в разных временах и прострастранствах
Пространство-время в разных временах и прострастранствах

Надеюсь эти три причины немного реабилитировали в ваших глазах философов прошлого. А если нет, то просто погрузитесь в эпоху Демокрита (около 400 лет до н.э.) и скажите, почему он тогда начал высказывать идеи, что Вселенная состоит из атомов? Неплохо для древнего деда без интернета, правда?

В общем, философия и наука, несмотря на некоторые эпохальные противоречия, продолжают развиваться в плотном взаимодействии. Философские вопросы способствуют постановке новых научных гипотез, а выдающиеся открытия в науке, в свою очередь, возрождают философские размышления о природе реальности, времени и пространства.

Философия сейчас - это ассистент человечества по раскопкам более глубоких ответов на старые вопросы.

P.S. А давить надо педаль тормоза, если что. Другого "правильного" ответа нет.