Если Вы задумались о смене профессии или хотите получить дополнительную квалификацию инженера-сметчика, но при этом у вас есть какие-то сомнения по этому поводу, то эта статья специально для Вас.
Размышления по этому вопросу появились у меня после того, как я сделала перерыв в своей основной деятельности в роли руководителя сметного направления и начала давать личные консультации по вопросам ценообразования в строительстве. В основном ко мне обращались начинающие специалисты, которые только что окончили какие-либо курсы по сметному делу, устроились на работу, столкнулись с жестокой реальностью и, что абсолютно естественно, испытывали массу затруднений в работе в должности сметчика.
Но было также много клиентов, которые внезапно задались вопросом: "А почему бы мне не стать сметчиком?". Далее следовали истории о том, как либо их знакомые успешно занимаются сметным делом, либо кто-то посоветовал стать им сметчиком, либо они где-то прочитали или услышали, что сметчики неплохо зарабатывают, и можно раз в неделю делать парочку смет и таким образом обеспечить себе хороший дополнительный доход.
Как правило, профильного образования у них не было, как и не было реального представления о работе сметчика. При этом клиенты хотели в короткий срок получить все необходимые знания и спрашивали меня, сколько времени и денег им на это потребуется.
Моим стандартным ответом на вопрос о необходимом количестве занятий было "все индивидуально". К сожалению или к счастью, я не могу заранее угадать, насколько человек готов к дополнительному самостоятельному изучению информации (да, без этого никак), как быстро он усваивает информацию, чем именно планирует заниматься и т.д. Если вы рассматривали курсы переквалификации, рассчитанные, условно, на 300 часов, то видели, что они состоят из нескольких блоков, посвященных теории и практике, и что как минимум половина всего времени - это выполнение домашнего задания и самостоятельное изучение методик. То есть прослушать лекции, это только пол дела.
Крупные компании ищут на работу специалистов с высшим техническим, чаще всего строительным, или экономическим образованием и опытом работы от 3-х лет. Специалисты без опыта устраиваются, как правило, в небольшие подрядные или субподрядные организации, которые не готовы платить высокие оклады и, соответственно, могут позволить себе только новичков. Штат в таких компаниях небольшой, и не всегда там будет второй более опытный сметчик, который расскажет новому сотруднику всю внутреннюю кухню.
Возможно скажу очевидную вещь, но работа сметчика связана с деньгами, что влечет за собой определенную ответственность. Вот представьте, вы, новоиспеченный сметчик, устроились в одну из небольших строительных фирм, и вас просят оценить, насколько рентабельно сделать работы по электрике на таком-то объекте за такие-то деньги. Как всегда сделать это нужно быстро, желательно вчера. И? Ваши действия? Вы специалист, возможно успешно окончивший курсы повышения квалификации, и хорошо если реально самостоятельно и вдумчиво погружавшийся в лекции и самостоятельные работы. Но делать оценку рентабельности работ ни на каких курсах для начинающих специалистов не учат.
Сможете ли вы быстро погрузиться в проектную документацию, если вы ранее окончили, например, журфак, да еще и оценить будущие накладные расходы, сравнить смету с реальными ценами на материалы и оборудование, которые иногда растут каждую неделю, не забыть про другие риски и дать руководителю ответ, стоит ли участвовать в тендере? Вопрос риторический. А если Вам сразу "повезет" работать с госбюджетом? Но это уже отдельная тема для разговора :)
Это не значит, что обучаться сметному делу вовсе не стоит или нельзя прийти в эту профессию из другой сферы! НО! Будьте в таком случае готовы:
- погружаться в методические документы,
- изучать основы проектирования и бухучета,
- изучать градостроительный кодекс и своды правил,
- читать программы на пусконаладку,
- ходить на стройплощадку и еще много всего, о чем вы, возможно, и не слышали.
Если готовы - welcome! Вакансий сметчика много, в некоторых случаях можно работать удаленно. Кстати если вы ранее никогда не были связаны со стройкой, я бы рекомендовала все-таки в первое время работать в офисе, чтобы получать помощь от коллег, в том числе из смежных отделов.
Как показала практика, все хотят быстрый и лёгкий старт, ведь по общему заблуждению нужно всего-то добавить несколько расценок в смету, взять количество из готовой ведомости объемов работ, а дальше сметная программа посчитает все сама. Хотя на самом деле вариант с легким стартом реален, если у вас будет наставник, готовый обучить вас всем премудростям сметного дела, а вы быстро схватываете новую информацию или как-то были связаны со строительством, то есть имеете хотя бы общее представление о процессах в строительстве. Кстати все методические документы написаны юридическим языком, и я, например, не всегда с первого раза могу понять, что же нам хотел сказать законодатель, при том, что работаю в этой сфере более 10 лет. Так что любая помощь в виде опытного начальника, репетитора или просто сметного форума будет вам крайне необходима.
В качестве самопроверки, "потянете" ли вы сметное дело и будет ли вам все это интересно (а иначе зачем этим заниматься?), можете просто написать в поисковике "методика 421/пр" и почитать один из основных нормативных документов - методику определения сметной стоимости. Это абсолютно бесплатно, потратите только свое время и поймете, тяжело или легко вам воспринимать информацию такого характера. Ну а что делать дальше - решать только Вам.