Найти в Дзене

Как выбрать VR-шлем для школы: краткое руководство

Оглавление

Слово от автора

Коллеги, добрый день!
Мне все чаще приходится рассказывать о VR-шлемах, которые сейчас можно купить для использования в образовательных организациях. Так как задачи и бюджеты различаются, я решил написать текст о том, какие шлемы бывают и какие модели мы обычно рекомендуем. Надеюсь, он поможет вам сориентироваться на рынке и сделать осознанный выбор.

Вопросы и комментарии приветствуются,
С уважением,
Демин Виктор Викторович
Январь 2024

Важные параметры

1. Нужен ли компьютер для работы?

Шлемы бывают двух типов: автономные, которые могут работать без компьютера, и проводные, которые требуют обязательного подключения к компьютеру. Иногда для связки шлем+ПК используют термины “ПК VR” или “Steam VR”.

Для занятий, на которых VR используется как инструмент учителя, принципиально удобнее автономные шлемы. Кроме того, обычно современные автономные шлемы тоже можно подключать к ПК по USB кабелю или через Wi-Fi.

Для связки VR-шлем + компьютер вам понадобится довольно мощный компьютер с хорошей видеокартой. Видеокарта должна быть не слабее, чем nvidia geforce gtx 1060, а для отдельных приложений она должна быть существенно более производительной. Подключаемые к компьютеру шлемы удобны в трех ситуациях:

  • если основная задача - обучение разработке и разработка ПО для VR;
  • если необходимо запускать программы, для которых не были разработаны версии для автономных шлемов или эти версии недоступны;
  • если шлемы предполагается использовать настолько интенсивно, что не будет времени на их зарядку.

Но во всех этих случаях все равно имеет смысл проработать вариант с автономными шлемами, подключаемыми к ПК.

2. Свобода перемещения и работы в виртуальном пространстве. Отслеживание (трекинг) шлема и контроллеров в реальном пространстве.

Современные VR-шлемы могут обладать:

а) тремя степенями свободы (3dof - Degrees Of Freedom), когда пользователь может вращать головой, но шлем не отслеживает его перемещение в пространстве (т.е. если пользователь в шлеме встанет со стула или сделает шаг в сторону, то картинка не изменится). Управление в таких шлемах обычно осуществляется манипулятором-указкой. В данный момент этот тип шлемов устарел. Их использование иногда оправдано для решения конкретных задач, например, демонстрации видео 360 или использования конкретного программного обеспечения. Такую покупку стоит совершать хорошо подумав и имея весомые аргументы (низкая стоимость, какие-то необходимые особенности конкретных моделей шлемов). Использовать эти устройства в качестве универсальных не получится.

Примеры 3dof-шлемов: Oculus* GO, PICO G2 4K. Pico G3 Enterprise, DPVR P1/P2, HTC Vive Flow.

б) шестью степенями свободы (6dof). В этих шлемах пользователь может не только крутить головой, но и его физическое перемещение (шаги в сторону, приседания) будет отображаться в виртуальном пространстве. Взаимодействие с виртуальным миром происходит с помощью джойстиков/контроллеров, которые также имеют 6 степеней свободы. Обычно в комплекте имеются 2 контроллера. Сейчас шлема с 6-ю степенями свободы - наиболее распространенный тип шлемов.

Примеры 6dof VR-устройств:

- автономные шлемы: PICO NEO 3 PRO, PICO 4, HTС VIVE FOCUS 3, HTС VIVE XR Elite, Meta** Quest 2/3

- проводные шлемы (ПК VR): HTC VIVE Pro, HTC VIVE Pro 2, HTC Vive Cosmos, Pimax.



Источник: https://ichip.ru/sovety/vybiraem-ustrojjstva-dlya-vr-vse-chto-nuzhno-znat-330732
Источник: https://ichip.ru/sovety/vybiraem-ustrojjstva-dlya-vr-vse-chto-nuzhno-znat-330732

в) На всех автономных шлемах (и некоторых проводных) сейчас используется внутренний (Inside-out) трекинг позиционирования шлема и контроллеров в реальном мире. Отслеживание в пространстве происходит за счет четырех камер расположенных по периметру шлема. Это значительно облегчает запуск использования шлема в любом месте и позволяет работать нескольким устройствам вблизи друг от друга (например 2 ученика за одной партой).

Источник:  https://www.picoxr.com/sg/blog/pico4-vs-pico4-enterprise
Источник: https://www.picoxr.com/sg/blog/pico4-vs-pico4-enterprise

Почти все проводные ПК шлема зачастую используют внешний (Outside-in) трекинг, который требует размещения станций отслеживания на некотором расстоянии от пользователя (обычно их закрепляют на штативе или стене). На каждое устройство требуются свои базы отслеживания и компьютер, к которому подключается шлем. К сожалению, близкое использование нескольких устройств невозможно, поскольку создаются помехи в отслеживании шлема и контроллеров. Так же сложно оперативно “развернуть/свернуть” VR зону из-за большого числа проводов и необходимости подключения к электросети ноутбука/ПК, блока HDMI и каждой базовой станции по отдельности.

Источник: https://www.techradar.com/news/wearables/thinking-of-getting-a-htc-vive-check-that-your-room-is-this-size-first-1314450
Источник: https://www.techradar.com/news/wearables/thinking-of-getting-a-htc-vive-check-that-your-room-is-this-size-first-1314450

3. Возможность официальной работы в РФ

В данный момент на рынке оборудования в интересующем нас сегменте представлены шлемы трех производителей: HTC (Тайвань), Pico (Китай), Meta** (США).

Шлемы HTC Vive и Pico не имеют ограничений на работу в РФ, чего нельзя сказать о шлемах компании Meta** (линейка шлемов Quest 1, 2, 3, Pro). У них есть существенные ограничения в работе, так как для их стабильной работы все время будет нужен VPN. Без этого будут проблемы с обновлением прошивки, трансляцией изображения и во многих других ситуациях. Поэтому мы не рекомендуем приобретать шлемы Meta**/Oculus* для использования в школах.

* - Бренд Oculus был переименован в марте 2021 года в Meta** и более не существует.
** - Meta признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации.

4. Возможность самостоятельной загрузки приложений. Обычная и бизнес-версия шлема.

Все шлемы вышеперечисленных компаний позволяют осуществлять самостоятельную загрузку приложений. Иногда для этого необходимо чуть-чуть покопаться в настройках (активация режима разработчика), но это точно решаемая задача. Если вам предлагают комплект “все включено” на который нельзя самостоятельно установить дополнительное ПО, то это плохой признак.

Шлемы бывают ориентированные на использование в частных целях и для бизнеса. Вторые иногда они называются корпоративными, или enterprise.

Корпоративные версии шлемов обычно существенно дороже. Чаще всего в них чуть лучше компоненты (лицевая маска, может быть добавлено отслеживание движения глаз и еще какой-то неключевой для школы функционал), нет стандартного магазина приложений, проще загрузка сторонних приложений и не потребуется подтверждение учетной записи на портале производителя. Все это удобно, но стоит ли оно этих денег - решать вам..

Для справки: в момент написания текста шлем Pico 4 (256 Гб) стоит около
55 000 рублей, а Pico 4 Enterprise (256 Гб) - около 120 000 рублей.

5. Поколение / год выхода модели на рынок

Все упомянутые выше компании выпустили уже несколько поколений устройств. Вероятно, вы предполагаете использовать шлемы несколько лет и поэтому имеет смысл брать устройство последнего поколения. Оно обычно лучше по начинке и внутреннему софту, а также, скорее всего, будет дольше поддерживаться производителем.

К сожалению, в практике встречается проблема с долгим согласованием бюджета. Зачастую на момент разрешения закупки модель шлемов, прописанная в ТЗ, может уже устареть, более не производиться, а стоимость оборудования - значительно измениться. Пожалуйста, помните об этом.

Источник: https://www.mvideo.ru/products/ochki-virtualnoi-realnosti-samsung-gear-vr-with-controller-sm-r325-50051495
Источник: https://www.mvideo.ru/products/ochki-virtualnoi-realnosti-samsung-gear-vr-with-controller-sm-r325-50051495

Например, в 2023 году еще были запросы от организаций на шлем Samsung Gear VR, который был снят с производства в 2018 году.

6. Поддержка ключевых для вас приложений

Очень важный момент. Проверьте, что вы сможете использовать те приложения, которые вам нужны.

Параметры, которые обычно не являются ключевыми при выборе устройств

7. Вес

Вес не является ключевым параметром. Очевидно, что более легкий шлем - лучше, но у доступных моделей различия в этом параметре незначительны. При этом решающую роль играет распределение веса (например, когда аккумулятор у автономного устройства расположен в задней части оголовья) и удобная система крепления шлема на голове (жесткое регулируемое оголовье с мягкими накладками, вместо эластичных ремешков).

8. Объем памяти в шлеме

Сейчас на рынке присутствуют в основном шлемы с 128Гб и 256Гб памяти. Если вы планируете смотреть много видео 360, то большой объем памяти имеет смысл. В остальных случаях вам скорее всего хватит и 128Гб. Если сомневаетесь - посмотрите, сколько занимают приложения, которые вы планируете использовать.

Например: приложение VR Chemistry Lab занимает 0,3 Гб памяти, Varvara - 0,4 Гб, VR Space - 0,3 Гб, а вот видео 360 в разрешении 16К и частотой кадров 60 fps продолжительностью 45 секунд - около 2Гб.

9. Разрешение экранов, угол обзора и качество изображения

В целом, большое разрешение - это хорошо, но в данный момент у всех современных моделей шлемов вышеперечисленных производителей качество изображения достаточное для используемых в школах приложений.

 Источник: vr-compare.com
Источник: vr-compare.com

10. Гарантийный срок и время эксплуатации

Насколько мне известно, без приобретения расширенной гарантии реальный гарантийный срок будет один год с момента покупки. Случаев отказа электроники крайне мало, а физические поломки не попадают под гарантийный ремонт.

Если есть возможность, то лучше взять дополнительное устройство, которое можно поставить на замену, а также контакты ближайшего сервисного центра и бюджет на оплату ремонта и доставку шлема в сервис и обратно.

Со временем у шлема будет сокращаться время автономной работы из-за деградации аккумулятора. Чаще всего шлемы не предполагают его замену, но их можно питать от внешнего аккумулятора через провод. Исключение - шлемы HTC Vive Focus 3 / Vive XR Elite. В общем случае шлемы этого производителя обычно отличаются надежностью и удобством обслуживания, но они относятся к верхнему ценовому сегменту.

Для тех, кто хочет углубиться в сравнение шлемов и детально изучить существующие модели, рекомендую сайт https://vr-compare.com/.

Автономные шлемы, присутствующие на рынке на момент написания обзора

Мы используем VR как инструмент учителя и с разным ПО, поэтому

  • выбираем автономные шлемы;
  • считаем необходимым 6 степеней свободы;
  • ориентируемся на последние поколения шлемов (новейшие модели в линейках).

Это сужает выбор до нескольких моделей, которые сейчас доступны на российском рынке.

-6

* Цены актуальны на момент последней проверки 19 апреля 2024 г и предполагают официальную закупку через систему торгов. При покупке за наличный расчет/оплате картой через маркетплейсы или в онлайн-магазинах бывает возможность приобрести оборудование дешевле на 10-20%.

Что еще включить в закупку помимо шлемов

Эти рекомендации относятся к VR-классам с автономными шлемами. Если речь идет об одном-двух устройствах или ПК VR, то там ситуация немного другая.

  1. Система хранения - шкаф для удобного хранения, зарядки и дезинфекции устройств. Необязательный предмет, но при правильном размещении делает жизнь удобнее. Не забывайте закрывать экран шлема заглушкой во время работы УФ-ламп.
  2. Если вы планируете часто перемещать оборудование, например использовать его на выездных мероприятиях, то стоит приобрести или простые кейсы (дешевле) на одно устройство, или специальные противоударные кейсы (1-3 устройства) для транспортировки оборудования.
  3. Перезаряжаемые аккумуляторы (АА или ААА) для джойстиков и зарядные устройства для них. В базовой поставке в джойстиках находятся обычные батарейки. Их хватает на достаточно длительную (до нескольких недель) работу, но их все равно раньше или позже придется заменять. На один комплект джойстиков нужно 4 батарейки, на 16 шлемов (стандартный VR-класс) - 64 штуки.
  4. Более качественные лицевые маски для шлемов. В стандартный комплект обычно входят тканевые маски. Их стоит заменить на маски из кожзама., т.к. их проще дезинфицировать и служить они должны дольше.
  5. Специальный высокоскоростной USB провод длинной не менее 5 метров для подключения шлема к компьютеру, если вы предполагаете использовать связку автономный шлем + ПК.
  6. Дополнительные защитные пленки на оптические линзы шлема.

Итого

В данный момент мы обычно

  • комплектуем классы на базе шлемов Pico 4 / Pico 4 Enterprise,
  • обязательно включаем в закупку системы хранения и сопутствующие материалы
  • перед отправкой проводим первичную настройку шлемов и установку необходимого ПО.

Это позволяет начать работу практически сразу после получения оборудования.

Спасибо за внимание. Мы будем рады отзывам и комментариям.

AR и VR
156,2 тыс интересуются