Петр I по результатам второго похода на турков завладел Азовом, но дальше на Крым в одиночку идти не решился. Нужны были сильные союзники. Но никто из европейских держав этот проект не поддержал. Зато польский король Август II навел на мысль о выходе к Балтике. Для начала войны с таким сильным государством, как Швеция, Петру была необходима гарантия мира на южном фронте. Но турки не торопились его подписывать.
Помним, что для взятия Азова на воронежских верфях был построен первый русский флот. Среди разных кораблей 46 пушечное судно «Крепость» должно было шокировать и напугать Блистательную Порту, чтобы быстрее склонить их к заключению выгодного для России мира.
В апреле 1699г эскадра из 18 кораблей появилась на горизонте Керченского пролива. Шок удался. Но турки разрешили пройти только одному кораблю, и то под конвоем.
«Крепость» с посольством во главе с Емельяном Украинским прибыло в Константинополь. Наличию у России таких кораблей собственного производства удивился и султан. Однако 10 долгих месяцев простоял этот корабль в водах османской столицы. Султан в конце концов согласился отдать разрушенную крепость Азов. Ведь Керчь надежно запирала выход в Черное море. Мир был подписан.
Но для его гарантии при серьезных начинаниях на северо-западе, нужны были постоянные глаза и уши в Османской Империи, способные противостоять вражеским козням. На эту роль Петр I выбирает Петра Толстого, прадеда знаменитого писателя.
С ним у царя были особые счеты, ведь изначально Толстой боролся в стане Софьи. Однако вовремя покаялся и перешел на сторону Петра. Чтобы заслужить доверие молодого царя, Толстой одним из первых поехал учится заграницу, не смотря на солидный возраст – 52 года. Научился и корабельному делу, и итальянскому языку, что определило его дальнейшую судьбу. Ведь итальянский язык в то время бы языком дипломатии.
Петру Андреевичу Толстому предстояло закрепиться в Османской Империи на постоянной основе, впервые за непростую историю русско-турецких отношений. До этого страны лишь обменивались визитами послов с определенной миссией, по выполнению которой посольство возвращалось домой.
Но такие страны как Австрия, Франция, Англия имели в Блистательной Порте постоянные представительства и влияли на ее политику в интересах своих государств. Этого Петр I теперь и требовал от Толстого.
От Петра Алексеевича ждали важнейших сведений о состоянии экономики страны, казны, военных сил. Турки сразу после аудиенции у султана попытались отправить посла домой, но Толстой смог парировать эти требования. И основания для этого были весьма весомые. Крымские татары как раз в это время требовали у султана разрешения начать войну с Россией. Остаться послу разрешили, но переселили поближе ко двору и ужесточили контроль. Собирать информацию стало намного сложнее.
Однако Толстой все же узнал о том, что крымчане вопреки воле султана собрались в разбойнический рейд на Россию, и великий визирь под предлогом их усмирения, а на самом деле в помощь им, отправляет туда полки янычар. С помощью матери султана эту войну смогли предотвратить.
Потом янычары свергли Мустафу II и посадили на его место нового султана Ахмеда III. Переворот сопровождался буйствами и изменениями в правительстве. Слава Богу, послов не тронули. Хотя такие события часто сопровождались убийствами «гяуров»(иноверцев).
После переезд двора в из Адрианополя в Стамбул русского посла поселили в очень ветхом доме под полным контролем янычар. Все равно, что в тюрьме. Только на третий год своего присутствия у осман, после смены 5 везиря, Толстой получил приличный дом взамен разрушившегося старого и некоторые вольности. Но уже через пару месяцев следующий визирь снова ужесточил условия жизни Петра Анреевича. Буквально посадив его под арест. И даже за покупками его слуга ходил в сопровождении янычара. Все эти притеснения были вызваны обоснованными опасениями турок, что российский посол будет связываться с угнетенными христианскими группами. Разумеется Толстой именно таким образом и собирал требуемую от него информацию.
Не смотря на эти меры не раз еще удалось Толстому отклонить воинственные порывы крымских татар, подстрекаемых французами к ссоре с Россией. Потом удалось предотвратить и союз Османской Империи со Швецией.
Когда Карл XII бежал в османские Бендеры, Петр требовал от своего посла добиться его выдачи. Но эти требования удовлетворены не были. Однако успехи России в Северной войне заставили осман вооружиться. Шведский король просил у них не только приюта, но и союза, уговаривал помочь ему в борьбе с общим врагом, сулил им новые территории. И тут Толстому удалось сдерживать воинственность турок.
Но вот произошла очередная смена великого визиря, который был одних взглядов с крымским ханом, рвавшимся вернуть отвоеванные земли и собрать новых невольников. При поддержке Франции и Швеции османы вновь начали активную подготовку к войне. Опасность вновь нависла над послом.
Письмо Петра I в не очень лестных выражениях требовавшего выдачи шведского короля, стало спичкой, пожегшей порох новой войны.
Толстого посадили в Семибашенный замок, пугали пытками. После прутских событий ему в доказательство полного поражения российских войск предъявили даже шкатулку Екатерины. Потом подсадили к нему еще двух русских представителей Шафирова и Шереметьева, которые были гарантами освобождения Азова русскими войсками.
Только в 1714 году суждено было Петру Андреевичу Толстому вернуться к царскому двору. Впереди была еще не простая эпопея с возвращением царевича Алексея. Но это уже другая история.
Читайте предыдущий пост об отношениях Петра Великого с турками.
Подписывайтесь и узнаете еще много нового и интересного о Турции.