Найти тему
Николка

К вопросу об устройстве (обустройства) мироздания

Мир абсолютно прост и бесконечно сложен. Эта простенькая сентенция всегда и везде будет проходить сквозь все рассуждения о смысле всего того, в чем мы оказались. Все устроено по образцу и подобию, везде глобальный принцип от частного к общему, повсеместно царит пресловутый дуализм (одновременная двойственность): просто-сложно, конечно-бесконечно, смертно-бессмертно. Ледяная и огненная бесконечность вселенной поражает, однако вообразить пределы окружающего, человек также не в состоянии (что дальше: стена, болото, огонь - тоже материя, или НИЧЕГО, но может ли оно продолжаться бесконечно…) и опять дуализм. С другой стороны: бесконечное повторение единообразия мира. Протоны-электроны, атомы, молекулы, планеты, планетарные системы галактики и т.д. Глубже элементарных частиц не знаем, за метагалактику заглянуть не в силах – но, уверен, все то же самое.

Однажды, когда я был еще молодым человеком и увлеченно занимался наукой, работая в патентном отделе конструкторского бюро, мне попалась одна статья из переводного американского журнала, который в советское время политкорректно назывался «В мире науки», хотя в оригинале значилось «Scientific American». Поразило не столько содержание статьи, сколько неожиданные обобщения, на которые она меня натолкнула. Не вдаваясь в подробности и предельно упрощая смысл, скажу, что речь в ней шла о том, как некие ребята-ученые попытались смоделировать хаос, путем описания его неким рекуррентным соотношением, получая на выходе набор случайных значений. А для наглядности расцветили эти значения, получив фантастическую картину «хаоса» в виде причудливых фигур, цветонасыщенную и пронзительно «космическую». Комментируя изображение, автор обращает внимание читателей на силуэт в центральной части картины, имеющий подобие некой птички, назвав ее «ласточкой». Одновременно автор отмечает, что абсолютная копия этой «ласточки», только раз в десять меньше по размеру, наблюдается в левом верхнем углу картины. Более того, чуть выше и слева от этой уменьшенной копии находится какая-то точка. – Догадайтесь, что из себя представляет эта точка? – вопрошает автор и тут же сам отвечает на вопрос, – правильно, при рассмотрении в мелкоскоп, видим ту же «ласточку».

Тогда я сильно призадумался.

Законы окружающего мира одновременно просты и непознаваемы до конца, которого, как известно, нет. Эта бесконечность, конечно, удручает, т.к. теряется смысл познания, с другой стороны ничего поделать нельзя – так мир устроен. Так и будем толкаться бесконечно: бодрствовать – засыпать. Похоже, прав был старик Бернштейн – основоположник оплеванного ортодоксальными марксистами ревизионизма, провозгласивший свой знаменитый афоризм: движение – все, конечная цель – ничто. Экстраполируя указанный лозунг на процесс познания мироздания, констатируем, что развитие или скорее просто движение (потому как сравнивать можно лишь свои достижения) конечно присутствует, но конечная цель удаляется от нас как линия горизонта и растворяется как мираж. Таким образом, подходим к вопросу о сущности всего этого.

Основа мироздания, это его категории - материя и поле. Причем одно неотделимо от другого (дуализм), более того одно порождает другое. На всяком уровне (мы знаем пока только два уровня, условно назовем их микро- и макроуровни) имеются свои доминантные Вещество (материя) и Сила (поле).

В привычном для нас макромире доминантными являются окружающая нас материя (предметы, объекты, планеты, звезды, и т.д.) и сила гравитации (взаимодействия между составными частями нашего окружения).

В микромире доминируют, так называемая, микроматерия, образующая самый микромир, в том числе элементарные частицы, и электрическая сила. Естественно, что доминантные для одного уровня Вещество и Сила проникают и на другой уровень (например, гравитация действует и в микромире, а микроматерия носится во вселенной, но это, так сказать, не их «сфера компетенции» и их влияние на этом уровне, как говорят математики, пренебрежимо мало). В свою очередь привычная для нас материя, макромир, вероятно, составляет колоссальную мегаматерию, не удержусь от соблазна скаламбурить, не данную нам пока в ощущениях.

Явление гравитационного взаимодействия в макромире (Закон всемирного тяготения Ньютона) аналогично природе силы взаимодействия заряженных неподвижных частиц (закон Кулона), являющейся доминантой микромира (даже формулы для их вычисления абсолютно одинаковы).

F = G ∙ (m1 ∙ m2) / R²

F = k ∙ (q1 ∙ q2) / R²

Что же касается категорий других уровней, скажем условно, «мега» или «гига» – в сторону «увеличения» и «нано» или «пико» – в сторону «уменьшения», то вместить в наше сознание их природу и влияние пока никак невозможно.

Ну что же делать, попали в этот мир. Однако вернемся к известным сегодня микро - и макромиру. Структура, принципы построения макро - и микромира аналогичны: звездно-галактические и атомно-молекулярные системы. Возможно, эта макроматерия Вселенной включает макровещества, образующее макрообъекты или даже макросубъекты. Более того, по аналогии наверняка существуют различные агрегатные состояния макровещества. Наблюдаемое пространство скорее всего, является «газообразным» агрегатным состоянием макровещества. Видимо существуют и другие состояния: «жидкое», «твердое», «плазма» (привет от «темной» материи).

С другой стороны, известные сегодня элементарные частицы состоят, наверняка, как было упомянуто выше из «микроматерии», состоящей в свою очередь из «микромолекул», «микроатомов» и т.д. и т.п. Таким образом, возникает конструкция похожая на бесконечное количество матрешек, вложенных друг в друга. Приняв принцип обобщения и аналогий за основной метод познания мира, естественно предположить наличие в макромире отрицательной гравитационной силы (по аналогии силы отталкивания одноименных зарядов). Науке пока неизвестны ее проявления, но настораживает пока необъяснимый, вроде неестественный, факт ускоряющегося разлета галактик. Эволюции материи и микроматерии также очень похожи. Возьмем, к примеру, феномен реакции ядерного распада в микромире. Упрощенно суть можно выразить следующим образом. При достижении определенной критической массы некоторых тяжелых веществ возникает реакция распада с большим выделением энергии. В космосе происходит нечто аналогичное. Возникают черные дыры – колоссальные объекты огромной плотности и массы. Так вот, когда гравитационная масса достигает критического (пока неясны параметры) значения, возникают вселенские взрывы с распадом этой чудовищной субстанции и выделением огромного количества энергии. Куски девальвированного вещества разлетаются в пространстве, образуя самые различные космические объекты, в том числе галактики, звездные системы и т.д. Взрывы эти, по-видимому, разной интенсивности. Возможно, что пока в понимании человека одним из самых мощных был Большой Взрыв, породивший нашу Вселенную.

Ну и напоследок об «основном вопросе философии»: конечна ли наша Вселенная? Детский вопрос, – наша локальная Вселенная естественно имеет пределы. Проделаем мысленный эксперимент, отправившись в фантастическое путешествие. Стартуем и удаляемся от Земли (неважно в какую сторону) с какой-либо более или менее приличной скоростью, ну, предположим, два квинтиллиона (2 000 000 000 000 000 000) километров в секунду. За бортом сказочного Вселеннолета мелькают звездные системы, проносятся галактики, проплывают гигантские квазары и галактические скопления. Со временем пространство вокруг становится все более темным, непроглядным и беззвездным. К исходу третьего дня впереди абсолютная черная пустота. Оглянемся: позади неясная туманность, уходящая в себя – это наша Вселенная. Поддадим газу и увеличим скорость, допустим, порядков на пять. И вот уже наша Вселенная превратилась в звездочку (помните ранее упомянутую «ласточку»), а вокруг сияют другие звезды, - что же это такое? А это другие вселенные. Ну вот, пожалуй, и все, хватит пока, далее по ранее утверждённой схеме…