Субкультура, возродившаяся в 2020 году и поглотившая интернет в 2022. Каких модных течений придерживаются эти девушки, какими показами вдохновляются?
1. Истоки
В первую очередь подробнее обсудим, кто они - последовательницы Femcel core. В 1997 году фем-активистка Алана Болтвуд создает сайт Alana’s Involuntary Celibacy Project, направленный на поддержку тех, кто находится в недобровольном "целибате", то есть тех, у кого отсутствует секс в жизни. Иронично, что именно эта фиминистическая платформа породила два совершенно противоречащих её постулатам движения: Инцелы и Фемцелы.
Созвучные названия на самом деле почти что не имеют ничего общего между собой.
Инцелы - последствие разрушающегося патриархата, трудности мужчин найти свое место в новом феминистичном мире, где они теперь не имеют четкой роли и не являются ключевыми фигурами.
Их идеология строится на ненависти к противоположному полу, который они винят в неуспешности мужчин, ведь те отказывают им в близости, но при этом часто при малейшем проявлении интереса девушек к инцелам, такие мужчины мгновенно отказываются от идеологии и впадают в зависимые отношения, базирующиеся на патриархальных способах проявления чувств. Отметим, что идеальный типаж в глазах инцелов - гипер-феминная девушка с детским поведением, нежным голосом, не противоречащая их мнению и потакающая мужскому полу, часто примерами такого типажа становятся героини Аниме.
Поклонники движения часто напоминают стандартный образ "Хикки", проявляющийся в небрежной, несочетающейся одежде. Часто мятые футболки, штаны темных оттенков, отросшие волосы, кеды, очки (последствия частого прибывания в интернете), высокий индекс массы тела или напротив сильно заниженный, заметная неловкость в движениях. Но это присуще лишь тем инцелам, которые сдались в попытках найти себе девушку, ведь позже появляется образ, ушедший за рамки движения и завирусившийся в 2022-2023 годах - Сигма, который легко завоевывает сердца девушек, но сам намеренно отказывается от отношений, либо использует противоположный пол для удовлетворения своих потребностей.
Фемцелы в начале пути имели схожие черты.
Они также ненавидели несостоятельность в попытках обрести желаемые отношения, но их гнев был направлен не на противоположный пол, а на самих себя, то есть ключевое место идеология занимала Аутоагрессия, подпитываемая участницами в закрытых фемцельских сообществах. Такие девушки подобно инцелам считали, что никогда не смогут вписаться в общество успешных и красивых людей, поэтому просто смирялись со своим статусом.
В поп-культуре такой типаж можно сравнить с тропом "некрасивой подружки" или "дурнушки", которая в конце либо чудесным образом преображается, либо в её истинную красоту влюбляется какой-то успешный и достаточный, чтобы разглядеть в еей алмаз, парень.
*Удивительно, как капитализм втянул даже сообщество фемцелов в свою цепочку потребления, даря им мечту, при чем в разных вариантах.
2. Настоящее время
Но времена карантина, призывающие нас вести продуктивной образ жизни, расписывать свое свободное время,тратить лишь на самосовершенствование, и при этом оставшаяся у многих привычка не вступать в сольные связи, оставаясь дома наедине с собой, сильно повлияли на молодых девушек.
Они преисполнились напряжением и самоосуждением своей непродуктивности на фоне остальных, поэтому осознанно выбрали путь саморазрушения и наслаждение этим состоянием. Фемцелы буквально начали кричать о своей "неидеальности", превозносить героинь фильмов и сериалов, которые осмелились пойти против запросов общества и признали свои моральные! пороки.
Что интересно, новая волна Фемцелов теперь не строится на саморазрушении из-за безответных чувств к мужскому полу, а наоборот - из-за невозможности найти достойного партнера, ведь теперь эти девушки ощущают свою возвышенность, уникальность и осознанность по сравнению с остальными.
Девушки наконец высвобождают свою злость, грусть, ненависть и болезненную нежность, которые им запрещало общество всё это время, клеймя глупыми или даже больными. Но при этом сталкиваются с нарциссическим по своей природе желанием соответствовать феминным идеалам, возведенных даже в некоторый гротеск. Фемцелы отождествляют себя с героинями, сжигающими себя ради одобрения общества: фильмы "Черный лебедь", "Тоня против всех", "Пэрл"; а так же с персонажками, признавшими себя больными и даже гордящихся этой своей особенностью: "Girl, interrupted", "Исчезнувшая", "Прошлой ночью с Сохо".
Отражение своих чувств такие девушки находят в религии, являющейся обителем чистоты и меланхоличных не беспричинных страданий; депрессивной литературе, а так же поп-культуре, отображающей жизнь таких же страдающих девушек, что примечательно, чаще всего моделей и актрис, ведь именно эта индустрия тесно связана с выше уже упоминающимся нарциссическим расстройством, то есть построением своей личности на основе или заместо жизни других людей.
Журналистка Эмма Гарленд относит новую волну фемцелов к диссоциативному феминизму, который не несет с собой революцию в обществе, а лишь нормалицазию и эстетизацию разрушения своего тела и психики, желания задохнуться в собственных мыслях и испытать экстаз от страданий.
3. Мода в жизни Femcel-girl
На самом деле образ в виду нарциссического радикала представительниц движения играет огромную роль в самоидентификации. При чем интересно отметить, что фемцелы не обладают одним определенным стилем, важно лишь выделить определенные черты личности, а каким именно способом - не так важно.
И так, главная цель, ради которых используется одежда: гипер-феминность, депрессивность, гротескность, изысканность, меланхоличность, самодостаточность. Рассмотрим несколько из core(-ов).
Во-первых, Heroin Chic и Off Duty Mode girl: её вы узнаете по болезненному виду (который очень даже приветствуется, ведь страдания нельзя скрывать), пристрастиям к сигаретам, заглушающим аппетит, нездоровой худобе, свойственной моделям из 2000-х (плотно сидевшим на наркотиках), обожанию модельного искусства при чем скорее периода 1990-2012 годов, легкую андрогинность, одежде, подчеркивающую вес девушек.
Вдохновительницами этой части фемцелом являются: Кейт Мосс, Влада Рослякова, Снежана Онопка, Влада Рослякова, Джемма Уорд, Руслана Коршунова, Наталия Водянова
Heroin Chic girl
имеют больший уклон в Гранж и стиль Messy girl, образ в большей степени строится на отказе от рамок и смирением со своей "сломанностью", отвержением "нормального", здорового пути.
Главные иконы: Кейт Мосс, Скай Феррейра, сестры Олсен, Анжелина Джоли 90-х и начала 2000-х, Линдси Лохан, Кортни Лав (у всех в жизни было много запрещенных веществ, всё по канону).
Что носит такая девчонка?
принт и цвета: Леопард, черный и белый, красный, можно добавить грязно-розового, грязные коричнево-серые цвета, бежевый, желтые и песочные оттенки. В целом палитра ограниченная, подчеркивающая незаинтересованность в общественном одобрении - надела первое, что попалось под руку.
продолжая тему с первым попавшимся, верх образа: меховая шуба (messy girl плевать, что там творится на улице, она может использовать в своем образе шубку даже летом, при чем искусственная, испачканная, истрепанная, выцветшая - лишь улучшит образ); укороченный облегающий топ, кожаные курки (особо приветствуются окрашенные в яркие цвета, но уже выцветшие), однотонная майка с квадратным или круглым вырезом, кружевной лифчик или напротив- полностью без дизайна, однотонная водолазка.
Низ образа не должен скрывать фигуру вообще: либо обтягивающие однотонные штаны (хороши кожаные или под офисный стиль), порванные джинсы, либо мини-юбка (часто лаковая), колготки в сеточку при чем порванные, либо такие же короткие облегающие шорты, кстати гипер-сексуализированные шорты из фильмов 2010-х подойдут.
Платья: короткие, либо чуть-выше щиколотки; темные оттенки, либо блестящие напоминающие шар клуба или серпантин; возможно мятое цветное, как будто не подходящее ситуации.
аксессуары: неподходящие вычурные сумки и множество металлических украшений (на них и вещества уходят все деньги), солнечные очки (скрывают последствия вечеринок), ремень любого дизайна - главное подчеркнуть истощенную фигуру.
Парадоксальность этого образа в том, что многие могут ожидать от такой девушки распущенности, неразборчивости, неконтролируемой жажды ощущений, когда на самом деле Фемцел-подтекст обрывает возможные фантазии мужчин - она выбирает только самое лучшее (так же, как выбирает только "наркотик для богатых").
Coquette, Dollette, Nymphet girl, Balet
Если же девушка, пытающаяся найти свое место в перестраивающимся мире, хочет выражать свою новообретенную силу другим путем, то ещё одним вариантом могут стать "инфантильные", гиперфеминные эстетики.
Главный акцент в таких образах - легкое несоответствие возрасту, позиционирование себя маленькой нежной и хрупкой девочкой, которая нуждается в особой заботе к себе (скорее всего, подобные тактики поведения имеют под собой истерический-регрессивный подтекст, так как итог выбора такого образа - подчинение себе, выстраивание отношений отец-дочка, но уже с более взрослым партнером). Но давайте обратим внимание на стиль фемцел-кокетки.
Особенности: Рюши! Банты! Оборки! много атласа, легких полу-прозрачных тканей, напоминающих материал для балетных пачек. Пастельные цвета, подчеркивающие невинность, ангельность образа, мы должны ощущать легкость и непосредственность в каждой детали. Часто встречаются сборки, чтобы выделить миниатюрность и феминность.
Верх: максимально открытый, демонстрирующий плечи, ключицы и декольте. Облегающие, короткие/ультра-короткие платья, майки с детскими принтами (например оленята, котята, ангелы, барби), часто элементы школьной формы (например кардиганы, обегающие блузки с укороченным рукавом, укороченный пиджак), детские сорочки.
Низ: Низкая посадка, минимальная длина, облегающие или напротив пышные силуэты (вторящие платьям времен Марии Антуанетты) и снова школьная форма, а в частности юбки в различных расцветках, часто в клетку, часто присутствует крой "вскладку"; шифоновые юбки с запахом, как в балете; джинсы с низкой посадкой (прямо как в 00-х, когда нынешние фемцелки были маленькими девочками).
Обувь: Кожаные лакированные на низком каблуке, балетки, или напротив острые нежные туфельки на высоком каблуке часто с декоративными элементами в виде бабочек, цветов, бантиков, алмазов; и укороченные Угги, декорированные всё теми же элементами.
Верхняя одежда: светлые шубы, но в этот раз они должны сочетать с остальным луком; аккуратные плащи по фигуре (лучше всего выше колен и приталенные, референс можем найти в 60-х и 40-х), пальто в клетку или коричневых оттенков, пуховые стеганные куртки до пояса, схожие с дизайном рококо по своей невинности и мягкости. Для большей детскости добавляем завязочки, бантики, помпоны, броши.
Аксессуары: БАНТЫ, чулки и гетры (вновь отсылка к балету), носочки разной длины с рюшами и детскими принтами, прозрачные или кружевные колготки, чокеры (нежная версия на подобие лент, которые носили в 19 веке), ожерелья, напоминающие украшения из мультиков барби; так же можно встретить распятия, жемчуг, ключики, лебедей на подвесках.
Макияж: "без макияжа", то есть не заметный, используются пастельные оттенки, невинный румянец, тонкие брови, большие ресницы (как у кукол), подчеркивается оленья форма глаз; губы накрашены не яркой помадой, часто тинтов в середину губ, сверху блеск для губ с мелкими блестками.
Такие девушки ищут в мужчинах фигуру защитника, способного решить любую девичью проблему, реализовать её желания, защитить её, что вновь отсылает к фигуре отца, неидеальный партнер их не устраивает, ведь они осознают силу своей гипертрофированной, выкрученной заманчивой привлекательности.
Кроме упомянутых направлений существует ещё несколько эстетик, но они либо практически не применимы и по ним скорее с восхищением вздыхают, либо встречаются в виде редких элементов в основных образах. Скорее всего, это вызвано слишком сложной стилизацией, непрактичностью, слишком сильной невписываемостью в окружающую среду.
Мода выполняет одну из своих функций - голос поколения.
Почему это течение, созданное молодыми девушками, такое саморазрушающее?
Ответ скрывается в выходе из тени. Женщины веками не имели голоса, они имели четкие указания, свод правил, определяющих её роль - девочек с молодости приучали к женственности, обслуживанию, упрощению мужской жизни, сейчас же положение женской фигуры изменилось, мы больше не обладаем уставом жизни, теперь у девочек есть выбор, к которому новым поколениям ещё необходимо привыкнуть, ведь это действительно сложно, учитывая историю распределения ролей, тянувшуюся несколько тысяч лет!
Девушки будто следуют всем возможным правилам, которые им создало общество, делают из себя самый желанный образ, но при этом не подпускают к себе никого- теперь они владеют ситуацией, они могут сами себя обеспечить и им больше не нужно удовлетворять мужчин, сейчас они делают выбор и он должен быть либо идеальным, либо вообще не быть.