Как вы относитесь к тому, что современные киноделы стали обращать внимание на произведения, написанные в советское время? Знаю, что многим не нравится, когда молодые режиссеры берутся воссоздавать ту эпоху на экране. Если учесть, что делают они это без особых погружений в предмет и привлечения консультантов, получается... то, что получается. Булычёв, как мне кажется, автор для экранизации несложный. Но его произведения незаслуженно обходят стороной. Я сейчас не про историю с девочкой с Земли. Она как раз получила свою порцию экранизаций. А более серьезные произведения экранизированы ничтожно мало.
Тут бродила по страничкам онлайн кинотеатра и наткнулась на фильм "Хронос" 2022 года. Я его уже смотрела и предложила посмотреть компании. Многие о нем не знали или думали, что речь идет о фильме ужасов Гильермо дель Торо 1993 года. Но фильм действительно хороший, его можно смотреть ни один раз, что, согласитесь, редко встречается в современном отечественном кино. Обсудим?
Хронос
Все знают, что хронос - это время. А еще Хронос - это вариант персонификации времени в древнегреческой мифологии. И у Булычёва есть целый цикл романов и повестей, объединенных одним названием - "Река Хронос". Он писался с 1992 по 2003 год, но остался незавершенным. Но этот фильм снят не по произведениям цикла. Это немного иной проект и название свое фильм получил потому, что в него входит три истории, объединенные темой времени - путешествия, соединение временных линий. Создавался он "Киностудией имени Кира Булычева", "Коннект фильм" и Институтом развития интернета (ИРИ).
В фильм вошли три рассказы, в которых есть три точки - прошлое, будущее и настоящее. Слоган у картины как нельзя лучше отражает то, что происходит на экране и в произведениях автора.
"Прошлое нельзя изменить?! В будущее нельзя вмешиваться?! А где оно - настоящее?"
Так какие рассказы выбрали авторы для своего проекта? Сразу скажу, что они немного изменили их, но это точно не мешает восприятию даже если вы их читали.
История первая
Основана на рассказе "Поломка на линии". Перед нами современная квартира с системой "умный дом" и всяческими наворотами. Здесь живет хипстер Кирилл (Дмитрий Ендальцев). Парень живет моментом, много читает, а вот взносы за ипотеку платить забывает. Скоро он может оказаться на улице, где уже не будет комфорта и условий для релакса. Но книга интересная и хочется скорее узнать - чем же все закончилось. В рассказе Булычева герой читает книгу «Проксима Альфа». В картине создатели добавили визуальный ряд, где чтение книги напоминает участие героя в игре. Наверное это сделано для того, чтобы убедить зрителя - герой погружен в историю на все 100 %. Но вот история обрывается, узнать чем она кончилась не получится - писатель не смог ее закончить. Он ум*р в блокадном Ленинграде.
Как и в рассказе герой сталкивается с тем, что в его доме обнаруживается некая почтовая линия между временными отрезками. И тут возникает мысль - а что если вмешаться и спасти писателя. Ведь и нужно-то - отправить по почте немного еды. Только вот интересно из каких побуждений возникает этот порыв - эгоизм (желание просто дочитать книгу) или из понимания того, что в Ленинграде умирали от голода люди и появилась возможность им помочь.
История вторая
Этот эпизод мне нравится больше всего. Он есть не только в составе "Хроноса", но и можно найти отдельной короткометражкой. Главную роль играет Сергей Пускепалис. Эта часть основана на рассказе «Можно попросить Нину?». И здесь создатели немного изменили обстоятельства - перенесли героя в наше время. Напомню - в рассказе Вадим живет в 1972, а Нина в 1942 году. В "Хроносе" герой - бизнесмен, который живет в современной Москве, которая никогда не спит и светится яркими огнями. На днях он купил ресторан, где планирует отметить это с друзьями. И он набирает номер своей Нины, а попадает в квартиру другой Нины - голодной 12-летней девочки, которая сидит одна в пустой и холодной квартире. Ведь мама на смене в госпитале, отец на фронте...
Контраст еще более разительный, чем в рассказе. Сытая яркая жизнь, уже почти позабыта война. Или, как мы знаем, многие пытаются переписать ее ход и итоги. Но они общаются и снова появляется возможность помочь. Вадим вспоминает рассказ отца о хлебной карточке.
Кстати, по поводу этой экранизации много споров. Многие считают, что вообще неинтересно экранизировать рассказ, состоящий фактически только из диалога. Нет действия - нет интереса. Современный подход, конечно... А вот другой аргумент кажется более серьезным, что ли. Многим зрителям не понравился ход, когда Вадима переместили уже в наше время. Конечно, таким образом хотели привлечь к истории более молодого зрителя. Но у того книжного Вадима - это было личное. Он сам пережил все то, что переживала эта девочка в 1942. И это он потерял хлебную карточку и им с мамой нужно было жить на одну. Уже взрослым мужчиной он вспоминал этот момент и ежился, словно это случилось пару часов назад и теперь придется ужать и без того ничтожный рацион.
В "Хроносе" 2022 года, наверное, нет этого нерва. И есть доля везения - ведь отце Вадима мог что-то напутать, подзабыть. Он, скажем так, недостоверный рассказчик, ведь все было только со слов другого человека. Но все же - мне очень нравится эта экранизация рассказа. И здесь появляется еще один момент - Вадим переосмысливает все то, что рассказывал отец, через что прошли его родители.
Если хотите найти короткометражку - она вышла в 2020 году с названием "Временная связь".
История третья
Здесь за основу взят рассказ "Шум за стеной".И вот здесь изменения самые радикальные. Помните как в рассказе - бабушка с 6-летней внучкой, которая скучает по общению с людьми, которого было вдосталь в коммуналке. И сосед, в квартире которого шум. напоминающий рокот моря и который угощает свежей рыбой постоянно. У Булычёва это элегический рассказ - наступает осень, становится грустно и мы уже скучаем о солнце и теплом ветре, о добрых соседях, с которыми можно пообщаться на улице или дома. Тема войны в нем не фигурирует. Теплая приятная таинственная зарисовка.
В "Хроносе" все изменили - эпоху, героев, обстоятельства. Оставили, конечно, только таинственную составляющую. Вместо 80-х зритель попадает в первые послевоенные годы, вместо бабушки и внучки встречает молодую маму с сыном Петей, которые въезжают не в новую отдельную квартиру, а коммуналку. И, мне кажется, этот тот вариант "по мотивам", когда получилось отлично. Атмосферно - солнечный свет в запыленные окна, полупустая гулкая квартира, зеленые стены. И необычный рокот из комнаты по соседству... А еще сосед приносит обессиленному войной ребенку свежую рыбу. Но откуда она в послевоенной Москве?
Загадочного соседа Илью играет Иван Жидков - это уже молодой модно одетый мужчина со своей загадкой. И здесь, в этом времени, его тайна становится как нельзя более "острой". Ему сложно вписаться и ужиться, соответствовать и не вызывать вопросов. Но герой вызывает симпатию, хотя где-то на подсознании бьется мысль - что-то тут не так. А может быть он дезертир или военный преступник? А тем временем появляется новый сосед, которого играет Михаил Горевой. И вот он то и станет тем злом, которое заставит бежать - из неприветливого мира, где есть люди, склонные к насилию, кляузам и желанием причинить боль.
«У каждого из нас есть особое место внутри, где живут самые родные люди».
Герой Горевого не совсем типичен для Булычёва. Его злодеи несколько иные, он почти всегда допускаем возможность исправления. Финал истории открытый, каждый поймет его по-своему, но намеки, конечно же, есть.
Будущая киновселенная Булычёва
Создатели альманаха "Хронос" отметили перед премьерой, что в планах создать целую киновселенную по произведениям Кира Булычёва.
«В поисках следующих экранизаций мы наткнулись на большое количество неизданных и неизвестных произведений. Я вам скажу, что авторский пул Игоря Всеволодовича более 400 произведений. Прочитав 250, стало понятно, что мы будем создавать киновселенную, целую киновселенную, основанную на его произведениях», - рассказал продюсер.
Интересный проект. Надеюсь, что получится и компания получит поддержку от государства.
Смотрели альманах? Как вам, какая история понравилась больше всего? Что думаете о создании киновселенной? Делитесь!
Спасибо, что уделили время и прочитали статью, буду благодарна за лайки и подписку.