На одном из моих гравийных великов установлены стоковые тормоза Хайес СХ, и я не собираюсь их менять, то есть, совсем не собираюсь, ты правильно понял.
Но, что будет если я скажу, что этих тормозов хватает не только мне, как невероятномувелоэксперту, но и хватит большинству профессиональных велобайкеров для эффективного торможения в любых условиях?
Хайес — это одни из самых примитивных, однопоршневых тормозов, но они легко останавливают груженный велик на скорости 50-60 км/ч.
Про торможение велосипеда
Эти тормоза можно свободно сравнивать с многопоршневой гидравликой, а все потому, что тормозной путь и эффективность торможения на таком примитивном устройстве, как велосипед, будет одинаковая, независимо от модели тормозов.
А почему на гравийном или шоссейном велике не нужны модные гидравлические тормоза за 100500к рублей?
Но тут вообще все просто, если давить тормозную ручку, на нормально настроенных тормозах, то велик никуда не катится, независимо от того, что дает импульс калиперу тросик или жидкость.
На практике, нет никакой разницы какое количество поршней прижмет колодку к диску, если происходит жесткая блокировка тормозного диска колодкой.
На нормально настроенных тормозах, я ни разу не встречал прокрута тормозного диска в зажатой колодке. Я даже не встречал прокрутка обода в примитивных клещевых вибрейках.
Кстати, вибрейки до сих пор часто встречаются в шоссиках и нормально там тормозят.
Другими словами, если тормозной диск зажимается, то вращение колес замедляется и велик начинает тормозить, что на тормозах за одну тысячу рублей, что за сто тысяч, это вроде какая-то там физика.
А вот неэффективным торможение на гравийном и шоссейном велосипеде (да и вообще на любом колесе) делает не тормоз, а зацеп покрышки и асфальта (сила трения и инерция, если в курсе)
На моем гравийнике, ширина покрышки 35 мм и для эффективного торможения не хватает именно покрышки, зацепа.
Если взять два одинаковых по весу велика с байкером, допустим, в общей массе в 100 кг и одинаково разогнать, то эффективнее торможение будет там, где пятно контакта колеса с покрытием больше.
В общем, ты можешь установить самую лютую четырехпоршневую гидравлическую тормозную машинку на свой гравийник, а тормозной путь будет идентичен хайесовской механике, т.к. зацеп покрышки 30-35 мм, при весе 100 кг – это слабо.
Отдельно стоит отметить, что в формате стандартной городской или «окологородской» езды, жестких торможений практически не происходит, точнее они бывают, но нечасто.
А еще, секрет, чтобы торможение было эффективным, надо тормозить сразу двумя тормозами.