Если раньше поездка на поезде стоила разумных денег, то теперь туристам приходится выкладывать десятки тысяч рублей за путешествие с пересадками.
В России подорожали железнодорожные путешествия. Средняя стоимость проезда в плацкартном вагоне нефирменного поезда за 100 километров в первой половине года составила 287 рублей, что на 23% выше прошлогодних показателей.
Подорожали и купейные вагоны, как фирменные, так и обычные.
Цены на билеты регулируются гибким графиком тарифов, утверждаемым властями, а их индексация проводится согласно прогнозу социально-экономического развития страны.
По словам представителей Федеральной пассажирской компании, летом и в декабре цены на билеты выше, чем в остальные месяцы, а резкий рост цен в этом году связан с высоким спросом на внутренний туризм.
Аналитик Михаил Бурмистров отметил, что повышенный спрос на железнодорожные билеты при ограниченном предложении ведет к росту цен.
Другими словами: когда дешевые билеты по регулируемым тарифам раскуплены, пассажиры вынуждены приобретать билеты более высокого класса.
Пример из реальной жизни: сейчас туристу, решившему вернуться из Анапы в Москву, придется потратить 73,5 тысячи рублей, сначала проехав в плацкарте до Ростова-на-Дону, а затем пересев в люксовый вагон до Москвы.
Забавно?
Спрос на поездки на дальние расстояния увеличился в 1,8 раза за последние четыре года, во многом из-за ограничений на авиаперелеты и пандемии. В 2023 году, на фоне закрытых аэропортов юга России, железнодорожные поезда перевезли 124,23 млн человек, что значительно выше показателя 2020 года — 67,94 млн.
И так сойдет?
В работе железных дорог есть множество недостатков.
- Цены на билеты в высокий сезон часто оказываются выше стоимости авиаперелета.
- Замена плацкартных вагонов на двухэтажные, где есть только купе, ведет к удорожанию проезда и снижению доступности для большинства путешественников.
- Также вызывает недовольство неудобное расписание пассажирских поездов.
Экономист Сергей Гатауллин отметил, что темпы роста цен на железнодорожные билеты сравнимы с подорожанием авиаперелетов. При этом транспортная инфраструктура страны перегружена, требует модернизации и расширения, а проблемы с авиасообщением добавляют нагрузку на железные дороги, особенно в высокий сезон. Так что ждать снижения спроса на ж/д билеты не приходится.
Министр транспорта РФ Роман Старовойт на совещании с президентом Владимиром Путиным уверял, что все виды транспорта справляются с возросшей нагрузкой. Железная дорога, по его мнению, удовлетворяет растущий спрос граждан на транспортные услуги.
Но так ли это?
Ветер перемен
На фоне роста цен на билеты эксперты отмечают, что поезда остаются одним из самых доступных видов транспорта для длительных поездок по стране, несмотря на удорожание.
Однако подорожание становится значительной статьей расходов, особенно в условиях роста цен на другие товары и услуги. При этом конкуренция с автобусами и самолетами усиливается, особенно с появлением авиакомпаний-лоукостеров.
Высокий спрос на внутренний туризм, отмеченный в 2024 году, тоже влияет на рост цен. Если билеты продолжат дорожать, интерес к железнодорожным поездкам может снизиться среди менее обеспеченных россиян. Поэтому государству и РЖД нужно найти баланс между повышением тарифов и доступностью транспорта, чтобы не потерять аудиторию.
Есть несколько проблем, которые нужно решить, чтобы железнодорожные путешествия оставались доступными и комфортными.
- Во-первых, необходимо устойчивое регулирование тарифов, учитывающее инфляцию и уровень доходов населения.
- Во-вторых, требуется улучшение качества обслуживания пассажиров и развитие безбарьерной среды.
- В-третьих, нужно расширять маршрутную сеть, особенно в регионах с неудобным железнодорожным сообщением.
- Четвертое — усовершенствование системы бронирования билетов. И пятое — инвестиции в модернизацию инфраструктуры.
Государство, по мнению экспертов, должно создать условия для частных инвесторов, чтобы они могли вкладываться в развитие железнодорожного транспорта, что поможет сохранить его привлекательность для населения.
Удастся ли сохранить железную дорогу доступной для всех или она станет привилегией избранных?
Понравилось? Поставь лайк и подпишись. В следующих публикациях ещё больше интересного!