А у нас сегодня серьёзный гость - Пьер Жермен Гато - деятель Великой Французской Революции, друг Сен-Жюста.
Гато и Сен-Жюст были знакомы с 1788 года. Скорее всего, они встретились в Реймсе на факультете права. Вспоминая о тех временах, Гато рассказывал, как его друг отправлялся "пешком в непогоду" в голодающие деревни, чтобы отдать "делу защиты обездоленных и угнетённых свои заботы, своё красноречие, своё состояние и самоё жизнь".
Они снова нашли друг друга в Париже, где Гато поселился в мае 1791 года. Получив 14 августа 1793 года пост в администрации продовольствия и снабжения армии, он вместе с тюилье стал деятельным и надёжным членом команды Сен-Жюста, обеспечивавшей победы французского оружия при Ландау и Флёрюсе.
Великодушный, горячий энтузиаст, Гато был связан с такими разными людьми, как монтаньяр Сен-Жюст, жирондисты Карра и Жире-Дюпре, эбертист Венсан. Эпикуреец и жизнелюб, он был ближе к дантонистам, чем к робеспьеристам, не пренебрегал собственными интересами, случалось, ему недоставало политического чутья - но важнее всего его профессиональная добросовестность и верность. Он смело свидетельствовал в защиту Венсана на процессе эбертистов, и даже суровым четырнадцатимесячным заключением его не принудили отречься от Сен-Жюста. Никто не сделал столько для поддержания и защиты доброго имени Сен-Жюста при его жизни и после смерти. 7 брюмера Второго года Гато писал Добиньи из Страсбурга: "...Было время, когда Сен-Жюст прибыл в эту несчастную армию... он всё оживил, воодушевил, восстановил... Что за молодец этот чертяка! Собрание его постановлений будет, без сомнения, одним из лучших исторических памятников революции."
Это чистосердечное восхищение прошло через все испытания и политические невзгоды. В заключении Гато создал в защиту убитого друга страстный панегирик, который Брио включил в первое издание "Республиканских установлений" (стоит ли говорить, что именно Пьеру Жермену Гато мы обязаны спасением и изданием рукописи!)
"Дорогой Сен-Жюст, если мне удастся избежать проскрипций, заливающих кровью отечество, если мне доведётся пережить их, я разверну перед лицом Франции, перед лицом потомства всю твою жизнь и они с новым волнением склонятся над могилою юного республиканца, павшего жертвою фракций. Я заставлю даже тех, кто не понимал тебя, преклониться перед тобою и с презрением отвернуться от твоих клеветников и убийц."
И слово своё сдержал...
А больше рисунков, шуток и общения в нашем сообществе - https://vk.com/yanarisovala1