Найти тему
МИР (Море История Россия)

"Ход конем" или штрафники-парашютисты штурмуют Дрвар.

Если очень коротко пересказывать предыдущую статью, то она о том, что несмотря на долгую упорную борьбу в течение 1942, 43 и частично 1944 года, партизан не стало меньше (а, скорее наоборот), и задумали супостаты окаянные (немцы и коллаборационисты всякие) одолеть партизан Тито хитростью.

Решили они отсечь голову партизанского движения оружием тайным (парашютным десантов зовется то оружие). Параллельно с высадкой 500-го штрафного парашютного батальона в районе расположения партизанского штаба, велась наземная операция.

Проблема в том, что в нашем представлении Дрвар - это только город. В реальности, это большая община состоявшая из множества сел. По площади, Дрвар больше Крыма, и информация о том, что "Тито находится где-то в Дрваре", аналогична фразе "где-то в Крыму". Зато благодаря перебежчикам (Павлович, бывший горняк и Кокорич, бывший жандарм) стало известно расположение партизанского госпиталя, но, опять же очень приблизительно.

Была еще одна проблема, которая называлась Пратећи батаљон Врховног штаба НОВЈ или, ежели по русски Охранный батальон Верховного штаба НОАЮ.

Существовал он с давних времен (еще с 1941 года) под разными названиями, и начинался он с 12 человек (нет, не 13-ти, но шутя их звали апостолами). В ноябре 1942 года это было уже 180 человек (две пехотных и саперная рота подрывников по 60 человек в каждой).

-2

В августе 1943 года был сформирован кавалерийский эскадрон и специальный отряд по обеспечению безопасности американской и британской военных миссий при НОАЮ. Саперная рота выросла по численности до батальона. Весной 1944 года появилась зенитная пулемётная рота, а взвод по обеспечении безопасности миссий расширился до роты. При штабе была еще и школа офицерского состава.

Маршал Тито и его штаб
Маршал Тито и его штаб

Наземная операция предусматривала следующие мероприятия Дальше пойдет нудное перечисление, без нормальной карты):

- 1 полк дивизии «Бранденбург» (без 3-го батальона) с приданными частями хорватской 373-й дивизии (1-й ротой пионерного батальона и 11-й ротой 383-го полка) вместе с группой четников должен был наступать с северных окрестностей Книна и овладеть населённым пунктом Босанско-Грахово. После чего бранденбуржцы должны были провести свой любимый "фокус с переодеванием". Суммарно численность группы составляла 800 человек.

Хорваты оставались в городе, а бранденбуржцы, владеющие языком, разделившись на группы, в формуе партизан должны были продолжить движение на дроге Прекая — Дрвар, уничтожая и захватывая в плен подразделения и штабы НОАЮ, которые могли вырваться из Дрвара. Затем полку надлежало выходить на соединение с боевой группой 7-й дивизии СС, движущейся из Яйце.

Боевая группа «Виллам» (суммарно около 1,5 тыс. человек) в составе 384-го усиленного пехотного полка 373-й хорватской пехотной дивизии, усиленная моторизованным дивизионом из состава артполка дивизии, пионерной ротой и 2-й ротой 202-го танкового батальона. Группа выступала из населённого пункта Срб в направлении Дрвара. Ей предстояло разбить и отбросить части 2-й Ликской бригады 6-й дивизии НОАЮ и прорываться в Дрвар на соединение с 500-м парашютно-десантным батальоном. Дальше группе ставилась задача прочесать окрестности Дрвара в поисках партизан и складов НОАЮ, а частью сил продолжать движение в направлении Босански-Петровац навстречу отдельному 92-му моторизованному полку.

Батальонная группа «Лапац» в составе штаба и двух рот разведывательного батальона 373-й дивизии, всего 218 человек, предпринимала демонстративную атаку в направлении Мартин-Брода для отвлечения сил 1-й Ликской пролетарской дивизии. После этого соединялась с группой «Виллам» для оказания поддержки в выполнении её задач.

Отдельному 92-му моторизованному полку, усиленному 468-й бронеразведывательной ротой особого назначения (на бронеавтомобилях), группой казачьей дивизии, и домобранцами (всего 2750 человек), необходимо было наступать на направлении Бихач — Босански-Петровац, разбить части 6-й Краинской бригады, овладеть Врточе и установить связь с группой, движущейся из Босанска-Крупа к Босански-Петровацу. После взятия города Босански-Петровац, зачистить его от партизан и одним батальоном двигаться к Дрвару на соединение с 500-м батальоном и группой «Виллам», уничтожая встречные подразделения НОАЮ. Сводный отряд 1-й казачьей дивизии силами пионерного эскадрона должен был обеспечить проход подразделений 92-го пола через мосты и обеспечить ремонт дорог в случае необходимости. Полковой группе 2-й домобранской егерской бригады численностью 1800 человек, подчинённой штабу 92-го полка, ставилась задача наступать по направлению Босанска-Крупа — Врточе, отбросить подразделения 8-й Краинской бригады и двигаться к Босански-Петровацу.

Три боевые группы 7-й горнопехотной дивизии СС «Принц Ойген», усиленные 3-й ротой 202-го танкового батальона, имели задачу наступать из Баня-Луки, Мрконич-Града и Яйце, занять населённые пункты Ключ, Рибник и доминирующие высоты на западе от линии коммуникации Роголе — Млиниште и затем пробиваться широким фронтом в район горных массивов между рек Сана и Унац с целью зачистки территории от партизан и поиска складов НОАЮ.

Усиленный отдельный 505-й разведывательный батальон СС, около 300 человек, при поддержке 8-й моторизованной батареи артиллерийского полка 7-й дивизии СС «Принц Евгений» должен был наступать по направлению Мрконич-Град — Мрачай — Рибник. Помощь ему оказывали проводники — четники.

13-й горнопехотный полк СС (7-й дивизии "Принц Ойген"), усиленный 1-м дивизионом артполка той же дивизии, всего около 1800 человек, наступал на направлении Яйце — Млиниште.

Разведывательный батальон 369-й дивизии (хорватской) должен был при этом продвигаться через село Прилука на Гламоч, разведать местность на Гламочко-Поле и не допустить отхода партизан из района Дрвара в направлении к Ливно.

Если все прорисовать по карте, то все отряды наступали в сходящихся направлениях. В центре высаживались парашютисты 500-го батальона, для чего Люфтваффе выделило 40 самолетов Ю-52 и 25 планеров, которые должны были буксировать хорватские Ю-87 из I/StG2 прикрывали высадку истребители II./JG51.

Сам по себе 500-й парашютный батальон готовился здесь же, неподалеку. В ноябре 1943 года личный состав батальона начал проходить курс парашютно-десантной подготовки в местечке Мадарушка-Баня близ города Сараево, где к тому времени располагалась 3-я школа воздушно-десантных подразделений люфтваффе. В самом начале 1944 года батальон был переброшен в район города Папу (Венгрия) для завершения курса обучения прыжкам. По окончании обучения часть личного состава была переброшена в Югославию и в апреле 1944 года прошла крещение огнем близ города Тузла в Боснии-Герцеговине.

К этому времени в состав 500-го батальона входили три стрелковые роты, рота тяжелого оружия и штабная рота.

Принято писать, что "Набор добровольцев в парашютно-десантный батальон СС предполагалось вести из числа военнослужащих войск СС и из военнослужащих СС, осужденных за дисциплинарные поступки к пребыванию в штрафном лагере войск СС и полиции, а также штрафлагере СС Дахау и военной тюрьмы СС в Данциг-Матцкау". Может и так, но большинство в этом батальоне были "африканцы" из 999-х штрафных батальонов вывезенные в Грецию.

Планер DFS230
Планер DFS230
-5

Командир батальона Курт Рибка (характер нордический, не женат) изначально парашютистом не был. Начинал он службу в "Черепах" (Totenkopf) в мотоциклетном батальоне, потом в разведбате этой дивизии, после ранения в Финляндии служил в группе "Норд". В Финляндии хотел жениться но что-то не сложилось). С мая 1943 года переведен в качестве "рамочного персонала" в парашютный батальон.

-6
Курт Рыбка (не путать с Настей Рыбкой)
Курт Рыбка (не путать с Настей Рыбкой)

У штаба НОАЮ было два места дислокации:

-основной штаб в самом городе Дрвар, размещался в нескольких домах на правом берегу реки Унац. Для самого Тито и членов ВШ в береговом обрыве реки была построена деревянная замаскированная "казарма" (небольшой домик), располагавшаяся на площадке у пещеры. Сверху над бараком нависала скала. В случае авиационного налёта пещера служила бомбоубежищем.

-8
-9

Запасным КП верховного главнокомандующего была пещера поблизости села Бастаси. Охранный батальон ВШ в составе четырёх рот и одного кавалерийского эскадрона (около 400 человек, вооружённых 300 винтовками, 50 автоматами, 30 пулемётами, 7 зенитными пулемётами и 3 противотанковыми пушками) был распределён в соответствии с выполняемыми задачами следующим образом:

-1-я рота (без одного отделения) оставалась в Дрваре.

-2-я рота и кавалерийский эскадрон находились в селе Бастаси.

-1-й взвод 4-й роты охранял членов британской и американской военных миссий в населённом пункте Дрвар-Село (на юг Дрвара).

-2-й взвод 4-й роты обеспечивал советскую миссию в селе Подбрина (теперь часть села Прекая).

-1-й взвод 3-й пулемётной зенитной роты располагался на плато над первой дрварской пещерой в районе Засеок (Градина),

2-й взвод в самом Дрваре, в районе высоты Шобича-Главица.

В Дрваре также находились два батальона Инженерной бригады штаба (oколo 300 человек) и танковый взвод 1-го Пролетарского корпуса (3 танка, вооружённых 20-мм пушкой и двумя пулемётами «Бреда», 1 танкетка с огнемётом и 1 бронеавтомобиль). Кроме этих подразделений в Дрваре пребывали структурные отделения Верховного штаба: связи, экономическое, медицинское, артиллерийское, техническое, шифровальное и защиты народа; Высший военный суд, курсы радиотелеграфистов и шифровальные; ЦК КПЮ, ЦК СКМЮ.

Но немецкая идея о внезапной операции (для этого и высаживали десант, чтобы застать партизан врасплох) провалилась. Утечка информации все равно произошла, плюс концентрацию немецких войск относительно быстро выявили югославские разведчики.

25 мая в 6 часов 30 минут два штурмовика Фокке-Вульф FW-190 нанесли первый удар по избранным целям в Дрваре, в том числе по предполагаемым позициям подразделений ПВО. Вслед за ними атаку продолжили 15 пикирующих бомбардировщиков. В ходе налёта была уничтожена радиостанция Верховного штаба, но в строю остались телефонные линии. Началась высадка немецкого десанта

-10

Командир батальона Курт Рибка высаживался в первом отряде ("красных") в составе 314 человек. Следом на поле рядом с городом приземлились планеры, доставившие 340 человек и тяжелое вооружение (пулеметы и минометы). Десантники действовали жестко, но понесли потери. Был ранен и командир батальона. К 8:45 утра немцы подавили последние очаги сопротивления, захватив Дрвар, но Тито не нашли. Тем временем, около 100 курсантов офицерской школы НОАЮ внезапным ударом зачистили правый берег реки Учац, деблокировав район штабной пещеры.

Командир немецкого парашютного батальона около 10 часов 30 минут на шум боя направил две штурмовые группы. Под прикрытием крупнокалиберного пулемёта одна группа медленно продвигалась вдоль узкой тропинки, ведущей к входу в пещеру, но подступы к пещере и домику не позволяли подойти к ним на широком фронте, единственная тропинка простреливалась. Авиация немцев наносила удары, поддерживая свой десант, но тоже безуспешно. В связи с тем, что телефонная связь во время первого налета не была нарушена, начали подтягиваться партизанские части.

Совершив марш в 15 км около 10 часов начали подходить батальоны 3-й Ликской пролетарской бригады. Десант начал терять свое преимущество. Партизаны отбили мост через Учац, и немцы были вынуждены перейти к обороне. Около 11:50 перед полуднем появились 20 «юнкерсов» и несколько планёров со второй волной десанта, приземлившегося на юге Дрвара. Эти десантники были встречены более сильным огнём, чем первые, и понесли потери как в воздухе, так и на земле. Прибывшее пополнение Рибка задействовал против наступающих партизан на высотах, расположенных на юго-западе города, однако их атака вскоре захлебнулась.

Далее произошло то, что и должно было произойти. Пока немецкие "наземные" части двигались по намеченным маршрутам, парашютный батальон оказался в полном окружении. В 18 часов командир батальона был тяжело ранен (повторно) и эвакуирован на штабном самолете "Физилер Шторьх". Вскоре погиб заместитель командира 500-го батальона и командование над оставшимися десантниками принял гауптман Бентруп. У десантников начал заканчиваться боезапас. В 20 часов боезапас сбросили с воздуха. Все это время десантники лихорадочно искали Тито (у всех были его фото), но... сложно найти черную кошку в темной комнате (особенно, если ее там нет). Тито в пещере уже не было. Разломав пол члены штаба ушли. Вскоре после этого Тито со своим окружением отправился под защитой 60—70 бойцов охранного батальона к резервному командному пункту ВШ на железнодорожной станции Потоци, где имелась линия телефонной связи со штабами 1-го Пролетарского и 5-го ударного корпусов. По пути к ним присоединились члены штаба Кардель, Ранкович, Жуйович, Йованович, сотрудники советской военной миссии во главе с генералом Корнеевым и бойцы Инженерной бригады ВШ.

Николай Васильевич Корнеев. В 1919 году вступил в Красную Армию. В 1919 году окончил Екатеринославскую инженерную школу. Участвовал в Гражданской войне. С июля 1919 по апрель 1921 года был командиром взвода инженерного батальона 14-й армии, начальником связи 413-го стрелкового полка, состоявшим для особых поручений при командире 138-й стрелковой бригады. В 1924 году окончил Высшую военную школу связи. С июля 1924 года был командиром отдельной роты связи 3-го стрелкового корпуса Московского военного округа (Владимир), в феврале 1925 года назначен начальником связи корпуса. С июля 1926 находился в распоряжении Разведупра Штаба РККА, по его линии был направлен военным советником в Китай, был начальником штаба Калганской группы войск и советником при начальнике связи Народно-революционной армии Китая. В октябре 1927 года возвращён в СССР и направлен учиться в академию.В 1929 году окончил Восточный факультет Военной академии им. Фрунзе. В июне 1929 назначен начальником разведотдела штаба 19-го стрелкового корпуса, вновь с марта 1930 года находился в распоряжении Разведупра и опять был направлен в «специальную командировку» в Китай. С мая 1931 года — опять начальник разведотдела 19-го стрелкового корпуса. С ноября 1934 года — начальник штаба 20-й стрелковой дивизии Ленинградского военного округа. С августа 1935 — помощник начальника разведотдела штаба Ленинградского военного округа. В 1936 году зачислен для обучения в созданную Академию Генерального штаба РККА, став слушателем первого набора. В период обучения писал доносы в отношении начальника академии Д.А.Кучинского и других слушателей, в том числе будущих начальников Генерального штаба Маршала Советского Союза М.В.Захарова и генерала армии А.И.Антонова. В августе 1938 года назначен преподавателем Академии Генерального штаба РККА. Именно он оказался советским представителем в Югославии
Николай Васильевич Корнеев. В 1919 году вступил в Красную Армию. В 1919 году окончил Екатеринославскую инженерную школу. Участвовал в Гражданской войне. С июля 1919 по апрель 1921 года был командиром взвода инженерного батальона 14-й армии, начальником связи 413-го стрелкового полка, состоявшим для особых поручений при командире 138-й стрелковой бригады. В 1924 году окончил Высшую военную школу связи. С июля 1924 года был командиром отдельной роты связи 3-го стрелкового корпуса Московского военного округа (Владимир), в феврале 1925 года назначен начальником связи корпуса. С июля 1926 находился в распоряжении Разведупра Штаба РККА, по его линии был направлен военным советником в Китай, был начальником штаба Калганской группы войск и советником при начальнике связи Народно-революционной армии Китая. В октябре 1927 года возвращён в СССР и направлен учиться в академию.В 1929 году окончил Восточный факультет Военной академии им. Фрунзе. В июне 1929 назначен начальником разведотдела штаба 19-го стрелкового корпуса, вновь с марта 1930 года находился в распоряжении Разведупра и опять был направлен в «специальную командировку» в Китай. С мая 1931 года — опять начальник разведотдела 19-го стрелкового корпуса. С ноября 1934 года — начальник штаба 20-й стрелковой дивизии Ленинградского военного округа. С августа 1935 — помощник начальника разведотдела штаба Ленинградского военного округа. В 1936 году зачислен для обучения в созданную Академию Генерального штаба РККА, став слушателем первого набора. В период обучения писал доносы в отношении начальника академии Д.А.Кучинского и других слушателей, в том числе будущих начальников Генерального штаба Маршала Советского Союза М.В.Захарова и генерала армии А.И.Антонова. В августе 1938 года назначен преподавателем Академии Генерального штаба РККА. Именно он оказался советским представителем в Югославии
Сын Черчилля (премьера). В 1944 году майор Р. Черчилль вместе со своим другом Ивлином Во (того самого, что написал "Офицеры и джентльмены") были отправлены со специальной миссией в Югославию. Там они чудом избежали немецкого плена и смогли добраться до партизанского штаба Тито, где пережили нападение немецкого десанта о котором мы и  пишем. В рядах югославских партизан под руководством Тито провели несколько месяцев. Вернувшись, при помощи советского разведчика К. К. Квашнина, в Лондон, представили доклад, где сообщили о преследовании отрядами Тито духовенства. Британский министр иностранных дел Энтони Иден, не желавший портить отношения с Тито и стремившийся сохранить британское влияние в Югославии, замял этот дипломатический конфуз. За эту миссию майор Рэндольф Черчилль получил Орден Британской Империи.
Сын Черчилля (премьера). В 1944 году майор Р. Черчилль вместе со своим другом Ивлином Во (того самого, что написал "Офицеры и джентльмены") были отправлены со специальной миссией в Югославию. Там они чудом избежали немецкого плена и смогли добраться до партизанского штаба Тито, где пережили нападение немецкого десанта о котором мы и пишем. В рядах югославских партизан под руководством Тито провели несколько месяцев. Вернувшись, при помощи советского разведчика К. К. Квашнина, в Лондон, представили доклад, где сообщили о преследовании отрядами Тито духовенства. Британский министр иностранных дел Энтони Иден, не желавший портить отношения с Тито и стремившийся сохранить британское влияние в Югославии, замял этот дипломатический конфуз. За эту миссию майор Рэндольф Черчилль получил Орден Британской Империи.

Тем временем "империя нанесла ответный удар".

Ближе всего к десанту находился отдельный 92-й моторизованный полк. Партизаны, получив информацию о подходе полка, приняли решение об отходе. Около полудня оставшиеся в живых парашютисты были деблокированы разведывательным батальоном 373-й пехотной дивизии, первым пробившимся в Дрвар. Правда, "деблокированы" - громко сказано. Партизаны ушли без боя. В строю у немцев оставалась лишь третья часть бойцов.

Но на том история не заканчивается, (а потому, продолжение следует)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц