Найти в Дзене

Стоит ли открывать бизнес с друзьями?

Оглавление

Этим вопросом задаются многие кто хочет открыть бизнес.

Преимущества совместного бизнеса или общей работы в данном случае очевидны. Всегда рядом близкий человек, который тебя понимает, смеётся над твоими шутками и знает, как тебя поддержать. На него можно положиться, и вообще вам обеспечена непринуждённая и весёлая атмосфера без скучного официоза. Но есть и обратная сторона.

1.Падает дисциплина

Чужим людям проще сказать: «Коллеги, давайте соблюдать рабочий график и делать все во время». И уже не так легко быть строгим с другом, когда он в пятый раз опоздает и, виновато улыбнувшись, напомнит о своих проблемах в личной жизни или сбитом режиме.

Велика вероятность, что вы будете делать взаимные поблажки или прощать откровенные «косяки» и рабочий процесс будет от этого страдать. А если кто‑то из вас проявит строгость и «включит» рассерженного начальника, вторая сторона может обидеться: «Ну ты чего, мы же друзья».

2.Личные отношения мешают профессиональным

Обиды, недомолвки и прочие проблемы почти неизбежно будут влиять на совместную работу. Скажем, вы повздорили по личному поводу — как друзья, а не как деловые партнёры, — и на следующий день товарищ отвечает односложно, пытается оспорить любые ваши решения и саботирует любые ваши идеи.

Или один из вас привык быть немного главным. И на работе поступает так же, даже если он подчинённый, а не руководитель: панибратствует, не соблюдает договорённости, требует особого отношения.

-2

3.Становится сложно гасить конфликты

Если спор вышел с коллегами или партнёрами, вы чаще всего остаётесь исключительно в профессиональном поле. Приводите аргументы, опираетесь на прошлый опыт, соблюдаете деловую этику.

Но если конфликт начался между вами и вашим другом и при этом вы ещё и партнёры по бизнесу, всё становится сложнее. Потому что к ситуации сразу примешиваются ваши личные отношения, былые обиды, и всяческие «вечно ты», «не надо опять», «я тебе уже десять лет говорю», и прочие «мы ведь тогда, у тебя на дне рождения, решили…». К тому же с близким человеком сложно быть строгим начальником, проявить строгость и отстоять свою позицию.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ НЕ СТОИТ НАЧИНАТЬ ОБЩЕЕ ДЕЛО С ДРУГОМ.

  1. Он безответственный
  2. Он тянет одеяло на себя
  3. Он манипулятор «drama queen»

Как выстроить деловые отношения с другом?

Аудитор и налоговый консультант Алла Милютина в своей книге «Спасите мой бизнес» пишет, что строить общее дело с друзьями всё же возможно. Но необходимо соблюдать несколько правил.

1.Оформляйте свои отношения официально

Дружба — это одно, а бизнес — другое. Нужно забыть про коварную мантру «Друг никогда не обманет и не предаст» и вести себя так, словно перед вами совершенно незнакомый человек.

Если бы вы заказывали услуги у стороннего специалиста и тем более затевали крупный совместный проект, вы бы почти наверняка заключили официальный договор, где указали бы обязанности сторон и ответственность каждого участника в случае нарушения условий.

2.Договаривайтесь обо всем на берегу

Сразу обсуждайте все условия и обязательства, ничего не оставляйте за кадром. Не думайте: «Мы друзья, как‑нибудь потом разрулим». Работа требует порядка, и, если вы о чём‑то заранее не договорились, у вас остаётся слишком большое пространство, чтобы трактовать ситуацию в ту или иную сторону.

3.Осторожное обращение с деньгами

Кажется, другу можно спокойно доверить любые суммы, не требуя строгой отчётности. Это не так. Если друг берёт деньги из общего «фонда», обязательно спрашивайте, для чего они понадобились, и уточняйте, когда он их вернёт.

Не стесняйтесь просить расписку. Когда всё зафиксировано документально, не остаётся поводов для сомнений, недоверия и обмана. Должник почувствует большую ответственность, у него не будет шансов затянуть выплату и спустить всё на тормозах под предлогом «мы же друзья».

4.«Доверяй, но проверяй»

К сожалению, даже близкий человек способен обмануть. И такую возможность нельзя исключать. Так что, если у друга есть доступ к деньгам и документам или в целом остаётся пространство для махинаций, будьте начеку. Тщательно ведите бухгалтерию, проверяйте все бумаги, следите за выручкой. И заранее подумайте, что будете делать, если обнаружите обман.

Вы когда-нибудь работали или создавали бизнес вместе с другом? Как оцениваете этот опыт? Напишите в комментарии.