Любителям пособирать и пощёлкать кедровые орешки приготовиться.
Государственная Дума решила заняться правом граждан на заготовку и сбор для собственных нужд дикорастущих кедровых орехов и уже в первом чтении приняла соответствующий законопроект, которым предлагаются существенные ограничения.
Законопроектом предлагается, что гражданам будет разрешено осуществлять сбор кедровых орехов для собственных нужд:
1) в специально установленных местах;
2) в определённые сроки;
3) в разрешённых объёмах.
Согласно законопроекту, указанные ограничения ежегодно будет разрабатывать и устанавливать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации путём принятия нормативного акта.
Иными словами, ограничения будут разрабатываться и приниматься на территории каждого субъекта Российской Федерации отдельно.
Отмечу, что это ещё только законопроект. Возможно, он таковым и останется. Однако, учитывая, что его принятие сулит пополнение государственного бюджета, смею предположить, что появление новых запретов - лишь вопрос времени.
Процитирую некоторые положения пояснительной записки к законопроекту:
В настоящее время незаконная заготовка кедрового ореха ведется под видом заготовки "для собственных нужд", когда недобросовестные предприниматели либо направляют в леса организованные бригады заготовщиков, которые находятся в лесах весь период заготовки кедрового ореха (в период с сентября по декабрь) и заготавливают орех в промышленных масштабах, либо путем скупки кедрового ореха у жителей отдаленных таежных поселков, которые также ведут его массовую бесконтрольную заготовку.
Такая деятельность по заготовке кедрового ореха осуществляется без заключения договоров аренды, без уплаты каких-либо налоговых платежей. При заготовке кедрового ореха зачастую применяются варварские методы: заготавливаются не созревшие шишки, ломаются вершины деревьев, используются металлические когти для подъема на деревья, и другие хищнические методы и приспособления, вызывающие повреждения и прекращение роста кедровых деревьев.
Поскольку действующее в настоящее время лесное законодательство РФ предусматривает право граждан на свободное и беспрепятственное пребывание в лесах и на заготовку пищевых лесных ресурсов для собственных нужд без ограничения объемов изъятия - у уполномоченных органов отсутствуют правовые механизмы воспрепятствования этой деятельности.
Прочитав пояснение к законопроекту, может сложиться впечатление, что законопроект справедлив, ведь он направлен на борьбу с недобросовестными сборщиками, которые действительно есть.
И бороться с недобросовестным поведением в лесах нужно. Однако почему это делается путём принятия настолько банальных и малоэффективных запретов для граждан, а не созданием более справедливых и разумных регуляторов, остаётся загадкой.
Если государство действительно обеспокоено судьбой деревьев и растущих на них кедровых орехов, а не проходом денежных средств «мимо казны», то было бы намного логичнее и эффективнее разработать регуляторы, направленные, например, на организацию государством выкупа собранного ореха у граждан.
Например, у тех же жителей таёжных посёлков, которых депутаты в пояснительной записке обвинили в бесконтрольном сборе орехов и его продаже, даже не подумав о том, что данный вид деятельности в отдалённых деревнях является одним из единственных способов заработка, к тому же не самым лёгким, как бы некоторым не казалось.
Такой подход не только минимизировал бы бесконтрольный сбор, но и мотивировал бы население сотрудничать с государством. Ведь куда разумнее легально продать по вменяемой (рыночной) цене и получить чистые деньги, чем идти на риск быть привлечённым к установленной законом ответственности.
И если такой подход можно назвать точечным, то можно использовать более масштабный подход с государственным управлением, а именно путём создания государственных предприятий по сбору кедрового ореха на местах.
К слову, такая промышленность существовала во времена Советского Союза, и её история показывает, что таковая требует больших материальных затрат и усилий. Начиная от подготовки специалистов и оканчивая обеспечением материально-технической базой.
Но такие способы потребуют проведения различных исследований, которые необходимы для выработки оптимальных подходов. Также потребуются годы практики, материальные вложения, налоговые льготы и т.д.
Именно поэтому, чтобы не тратиться, куда проще просто ввести запрет для всех, в надежде, что он будет эффективно работать и тем самым пополнять казну.
Справедливости ради стоит отметить, что Правительство Российской Федерации в своём отзыве на законопроект указало, что его следует доработать, а именно:
1) Места и сроки сбора кедрового ореха должны вводиться не нормативным актом исполнительного органа, а законом субъекта Российской Федерации;
2) Объёмы сбора кедрового ореха должны устанавливаться органом исполнительной власти, поскольку кедровый орех является сезонным ресурсом с колеблющейся урожайностью;
3) Также требуются дополнительные обоснования предложенных ограничений, с учётом необходимости их соотнесения с положениями статей 11 (Пребывание граждан в лесах) и 27 (Ограничения использования лесов) Лесного кодекса.
Следить за судьбой законопроекта вы можете по следующей ссылке: https://sozd.duma.gov.ru/bill/446965-8